Дело № 2-3730/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2021 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Болоткиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельянова С.В. к Администрации г.Смоленска, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленский области, СОГБУ «Смоленскавтодор», МБУ «Дормостстрой» о возмещении ущерба,
установил:
Емельянов С.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Смоленска о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия
В обоснование иска Емельянов С.В. указал, что ДД.ММ.ГГГГ на участке дороги: <адрес> в результате дорожно-транспортного происшествия был поврежден принадлежащий ему автомобиль «<данные изъяты>», гос.рег.знак №. Повреждение транспортного средства имело место вследствие наезда на препятствие в виде образовавшейся на проезжей части дороги выбоины. Согласно заключению ООО «Ты в ДТП» стоимость работ по восстановительному ремонту данного транспортного средства составляет 65 000 рублей 00 копеек.
Емельянов С.В. просил суд взыскать с ответчиков сумму материального ущерба в размере 65 000 рублей 67 копеек, расходы по определению оценки рыночной стоимости возмещения ущерба в размере 6 000 рублей 00 копеек, расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей 00 копеек.
К участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Смоленский области, СОГБУ «Смоленскавтодор», МБУ «Дормостстрой».
Истец Емельянов С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Зуев А.П. заявленный иск поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Администрации г. Смоленска Зимин А.В. исковые требования не признал, указав, что орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по спору, поскольку участок дороги не входил в реестр муниципального имущества.
Представитель ответчика МБУ «Дормостстрой» Ярмак С.И. исковые требования не признала, указав, что организация не являлось на момент дорожно-траспортного происшествия лицом, ответственным за состояние дорожного полотна.
Представитель СОГБУ «Смолнескавтодор» Гринева И.Ю. заявленный иск не признала, указав, что учреждение не является лицом, ответственным за состояние дорожного полотна.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 15, ст. 1064 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Исходя из положений ст. 2, ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. Кроме того, п. 11 ст. 6 Закона N 257-ФЗ устанавливает, что дороги общего пользования, которым присвоен статус дороги муниципального, регионального и т.п. значения, передаются владельцу дороги на соответствующем вещном праве.
Согласно п. 6 ст. 3 Закона N 257-ФЗ, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст. 15 Закона N 257-ФЗ, дорожную деятельность осуществляют для региональных дорог уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Закон N 257-ФЗ предусматривает, что обеспечение состояния дорог, соответствующего техническим стандартам, т.е. дорожная деятельность, возлагается на уполномоченный орган владельца дороги.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 17 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно вышеприведенным нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" обязанность по возмещению ущерба, причиненного в результате ненадлежащего содержания автомобильной дороги возложена на собственника этого сооружения.
На основании п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительством РФ от 23 октября 1993 года № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
ГОСТ Р 50597 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимости по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения, предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
На основании п. 2 ст. 28 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований этого Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В ходе судебного заседания установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час <данные изъяты> мин на участке дороги: <адрес> истец Емельянов С.В., управляя транспортным средством «<данные изъяты>», гос.рег.знак №, совершил наезд на препятствие в виде выбоины на проезжей части.
В результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль «<данные изъяты>», гос.рег.знак №, получил механические повреждения.
Определением инспектора ОБ ДПС ГИБДД по г. Смоленску от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано в связи с отсутствием в действиях Емельянова С.В. состава административного правонарушения. Инспектором ОБ ДПС ГИБДД по г. Смоленску был составлен акт о выявленных недостатка в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, согласно которому на участке дороги – <адрес> выявлены следующие недостатки в содержании дороги: образована выбоина длиной 150 см, шириной 80 см, глубиной 15 см.
Согласно заключению ООО «Ты в ДТП» стоимость восстановительного ремонта транспортного средства в результате имевшего место ДД.ММ.ГГГГ дорожно-транспортного происшествия (без учета износа) составляет 65 000 рублей 00 копеек (л.д. 10-11).
В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 № 221, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и так далее не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см.
Актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, составленным инспектором ОБ ДПС ГИБДД по г. Смоленску ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что выбоина на проезжей части дороги по адресу: <адрес> (длина – 1,50 см, ширина – 80 см, глубина – 15 м) не соответствует ГОСТ Р 50597-93(л.д. 8).
Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области автомобильная дорога с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес> является государственной собственностью Смоленской области (л.д.111-170).
Из выписки из реестра государственной собственности Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что правообладателем автомобильной дороги с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> протяжённостью 2 995 метров является Смоленская область как публичное образование, основанием внесения объекта учета в реестр является Постановлением Правительства РФ от 21 августа 1992 года №608 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного имущества в государственную собственность Смоленской области (л.д.118).
Автомобильная дорога протяжённостью 2 995 метров с кадастровым номером № была передана в муниципальную собственность на основании распоряжения Администрации Смоленской области от 27 мая 2021 года №953-р/адм «О передаче объекта государственной собственности Смоленской области в муниципальную собственность <адрес>» (л.д.142).
Материалы дела не содержат сведений о принадлежности указанного сооружения дорожного транспорта муниципальному образованию «Город Смоленск» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год.
Суд приходит к выводу, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ правообладателем автомобильной дороги с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, являлась Смоленская область, в государственной собственности которой находился указанный объект.
Согласно п. 3 ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности; полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, ответственным за причинение вреда является Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, поскольку как орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции управления объектами имущества публичного собственника (владельца) указанного участка дороги, обязан был организовать его содержание в установленном порядке, в том числе путем делегирования полномочий по содержанию имущества (передачи его на баланс или в оперативное управление).
Согласно п. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Доказательств, достоверно подтверждающих принятие данным ответчиком своевременных и достаточных мер по обеспечению безопасности движения, где случилось вышеуказанное дорожно-транспортное происшествие, материалы дела не содержат и в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Содержание дорог общего пользования может быть возложено либо на владельца дороги по общему правилу ст. 15 Закона N 257-ФЗ, либо на иное лицо, которому обязанности содержать дорогу переданы по договору или на основании нормативного акта собственником или балансодержателем.
СОГБУ «Смоленскавтодор» является некоммерческой организаций, предметом деятельности учреждения является организация и осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, проектированию и строительству зданий и сооружений, а также по строительству, реконструкции, ремонту технических средств регулирования дорожного движения, нанесению и восстановлению разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения.
Из постановления Администрации Смоленской области от 26 декабря 2020 года №903 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Смоленской области следует, что спорный участок дороги не был включен в соответствующий перечень.
Исходя из указанного нормативного акта содержание указанного участка дороги не относится к уставной деятельности СОГБУ «Смоленскавтодор».
СОГБУ «Смоленскавтодор» не несет ответственность за содержание указанного участка автомобильной дороги и в силу отсутствия договорных отношений: отсутствия того или иного договора, который подлежал заключению собственником или уполномоченным лицом.
В этой связи суд приходит к выводу, что СОГБУ «Смоленскавтодор» не является лицом, ответственным за состояние дорожного полотна, а соответственно является ненадлежащим ответчиком по делу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части взыскания суммы ущерба в размере 65 000 рублей 00 копеек с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В удовлетворении исковых требований к Администрации г. Смоленска, МБУ «Дормострой», СОГБУ «Смоленскавтодор» следует отказать ввиду того, что последние являются ненадлежащими ответчиками по делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ в пользу истца суд присуждает с другой стороны возместить судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам относятся расходы на оплату услуг представителей, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
Судом установлено, что истцом были понесены расходы на составление экспертного заключения ООО «Ты в ДТП» в размере 6 000 рублей 00 копеек (л.д. 29-30), которые также подлежат взысканию в его пользу с ответчика.
Из материалов дела усматривается, что истцом понесены расходы по оказанию представительских услуг в сумме 30 000 рублей (л.д.31).
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. С учетом сложности и продолжительности рассмотрения дела, объема выполненной представителем работы и иных заслуживающих внимания обстоятельств, исходя из принципов разумности и справедливости, с ответчика следует взыскать 10 000 рублей 00 копеек в счет возмещения представительских расходов.
С учетом размера удовлетворенных исковых требований с ответчика в пользу истца также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 150 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленский области в пользу Емельянова С.В. 65 000 рублей 00 копеек материального ущерба, 6 000 рублей 00 копеек расходов по составлению экспертного заключения, 10 000 рублей 00 копеек представительских расходов, 2 150 рублей 00 копеек государственной пошлины.
В иске Емельянова С.В. к Администрации г.Смоленска, МБУ «Дормострой», СОГБУ «Смоленскавтодор» о возмещении ущерба отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий К.М. Макарова
Мотивированный текст решения изготовлен 01 декабря 2021 года
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи К.М. Макарова секретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции Е.А. Болоткина (Инициалы, фамилия) 01 декабря 2021 г. |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2021-004763-17
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-3730/2021