РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2015 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд города Красноярска
в составе:
председательствующего Кирсановой Т.Б.,
при секретаре Фризицком А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власова А4 к управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Октябрьском районе г. Красноярска о нарушении пенсионного законодательства,-
У С Т А Н О В И Л:
Власов Д.Г. обратился в суд с иском к управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Октябрьском районе г. Красноярска о нарушении пенсионного законодательства, мотивируя свои требования тем, что он работает в должности врача-анастезиолога-реаниматолога КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи им. Н.С. Карповича». Должности, которые он занимал в период своей трудовой деятельности, составляющей более 30 лет, включены в Список должностей и учреждений здравоохранения и в Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. 00.00.0000 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением от 00.00.0000 года ему было отказано из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Периоды работы с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года в должности фельдшера в отделении скорой медицинской помощи в бригаде реанимации и интенсивной терапии в КГУБЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича»; с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года в должности врача-анестезиолога-реаниматолога специализированной бригады в КГБУЗ «Красноярская станция скорой медицинской помощи» засчитаны ответчиком в календарном исчислении, т.к. наименование структурного подразделения не соответствует Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. Кроме того, в стаж не включен период нахождения на курсах повышения квалификации с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года. С отказом он не согласен, считает, что решение ответчика не соответствует закону, в связи с чем просит признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе г. Красноярска У от 00.00.0000 года об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии незаконным; возложить обязанность на ответчика назначить ему льготную пенсию, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды: с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года - нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства; с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года работу в должности фельдшера в отделении скорой медицинской помощи в бригаде реанимации и интенсивной терапии в КГУБЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича»; с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года работу в должности врача-анестезиолога-реаниматолога специализированной бригады в КГБУЗ «Красноярская станция скорой медицинской помощи»; возложить обязанность на ответчика назначить ему льготную пенсию с 00.00.0000 года.
В судебном заседании представитель истца Стреж Л.Н., действующая на основании доверенности от 00.00.0000 года исковые требования дополнила и просила так же зачесть в стаж работы в календарном исчислении период прохождения службы по призыву в рядах Вооруженных сил СССР с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года.
В судебном заседании представители ответчика Коршунова О.П., Иванова О.С., действующие на основании доверенности от 00.00.0000 года, возражали против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее "Закон о трудовых пенсиях"), введенным в действие с 1 января 2002 года, установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со ст. 31 данного закона, с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей.
Согласно ст. 30 вышеприведенного Закона, для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до его вступления в силу предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом п. 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, перечисляются включаемые в нее периоды.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 этого же Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Пунктом 1 "Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должности врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев", являющегося приложением к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 предусмотрены отделения учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка, в том числе: анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений.
Правовая позиция о порядке применения законодательства, регулирующего льготное назначение пенсий работникам здравоохранения, нашла свое отражение в Постановлении Конституционного Суда РФ N 2-П от 29 января 2004 года, из которого следует, что в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ N 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут исчисляться на основании ранее действовавшего законодательства.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 установлено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" врачам - анестезиологам – реаниматорам и среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии 1 год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за 1 год и 6 месяцев.
Таким образом, действующим пенсионным законодательством, а также нормами, действовавшими в спорные периоды работы истца, предусмотрено право на льготное исчисление специального стажа в отношении врачей- анестезиологов - реаниматоров, среднего медицинского персонала, которые работали в указанных должностях в отделениях реанимации и интенсивной терапии.
В судебном заседании установлено, что с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года истец работал в должности фельдшера в отделении скорой медицинской помощи в бригаде реанимации и интенсивной терапии в КГУБЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича»; с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года в должности врача - интерна в отделении скорой медицинской помощи в отделении скорой медицинской помощи в КГУБЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича», в должности Z, Z подстанции У в КГБУЗ "Красноярская станция скорой медицинской помощи"; с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года в должности врача-анестезиолога-реаниматолога специализированной бригады в КГБУЗ «Красноярская станция скорой медицинской помощи"; с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года в должности Z в отделении реанимации и интенсивной терапии, в должности Z в палате реанимации и интенсивной терапии в КГБУЗ "КМКБСМП им. Н.С. Карповича", что составляет в календарном исчислении Z лет Z месяца Z дней, что подтверждается трудовой книжкой истца, справкой У от 00.00.0000 года КГБУЗ "Красноярская станция скорой медицинской помощи"; справкой КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи им. Н.С. Карповича" от 00.00.0000 года; протоколом заседания комиссии УПФ РФ в Октябрьском районе г. Красноярска от 00.00.0000 года, решением УПФ РФ в Октябрьском районе г. Красноярска от 00.00.0000 года.
00.00.0000 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, как работнику учреждений здравоохранения.
Решением от 00.00.0000 года в досрочном назначении пенсии истцу было отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
При этом, судом установлено, что ответчиком в льготный стаж не были включены периоды работы истца:
с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года в должности фельдшера в отделении скорой медицинской помощи в бригаде реанимации и интенсивной терапии в КГУБЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича»;
с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года работу в должности врача-анестезиолога-реаниматолога специализированной бригады в КГБУЗ «Красноярская станция скорой медицинской помощи»,
поскольку наименование структурного подразделения не предусмотрено Списками должностей…
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что решение ответчика о включении в стаж в указанных периодов в календарном исчислении нельзя признать законным.
Так, в судебном заседании установлено, что истец в спорные периоды занимал должность, предусмотренную Перечнем, при этом отсутствие прямого указания в Перечне наименований отделений, где осуществлял свою деятельность истец, не является препятствием к зачету указанных периодов его работы в льготном исчислении с учетом профиля этих отделений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов:
с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года; с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года подлежат полному удовлетворению.
В силу ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Согласно справки КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» о работе дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от 00.00.0000 года, истец находился на специализации с сохранением заработной платы с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года.
Оценивая вышеприведенные обстоятельства, принимая во внимание положение вышеуказанной нормы закона, суд приходит к выводу, что ответчиком неправомерно были исключены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации в льготном исчислении, поскольку истцу в указанные периоды выплачивалась заработная плата и производились отчисления в пенсионный фонд, что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании, а потому требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Кроме того, как следует из военного билета истца, выданного 00.00.0000 года, в период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года он находился в рядах Советской армии, однако, согласно пояснениям сторон в судебном заседании, протоколу заседания комиссии УПФ РФ в Октябрьском районе г. Красноярска от 00.00.0000 года, решению УПФ РФ в Октябрьском районе г. Красноярска от 00.00.0000 года, в стаж работы указанный период включен не был.
Вместе с тем, п/п г п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривалось, что врачам в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-п "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что истец проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР в период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, т.е. до 00.00.0000 года - времени установления нового порядка назначения трудовых пенсий, суд находит, что требования истца о включении данного периода в стаж работы по специальности законны, обоснованны и подлежат полному удовлетворению.
Учитывая, что спорные периоды включены в специальный стаж, который в данном случае составляет более 30 лет по состоянию на 00.00.0000 года (момент обращения с заявлением к ответчику), суд полагает обоснованными требования истца о возложении обязанности на ответчика о назначении досрочной трудовой пенсии.
Согласно ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию сумма государственной пошлины, уплаченной истцом при обращении с иском в суд в размере Z рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать решение управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Октябрьском районе г. Красноярска от 00.00.0000 года У об отказе в назначении пенсии Власову А4 незаконным.
Возложить обязанность на управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Октябрьском районе г. Красноярска зачесть Власову А4 в льготном исчислении периоды работы с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года в должности фельдшера в отделении скорой медицинской помощи в бригаде реанимации и интенсивной терапии в КГУБЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича»; с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года работу в должности врача-анестезиолога-реаниматолога специализированной бригады в КГБУЗ «Красноярская станция скорой медицинской помощи»; период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года в расчете один год за один год шесть месяцев; зачесть период службы в Вооруженных силах СССР с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года.
Возложить обязанность на управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Октябрьском районе г. Красноярска назначить А4 досрочную трудовую пенсию с 00.00.0000 года.
Взыскать с управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Октябрьском районе г. Красноярска в пользу Власова А4 расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Подписано председательствующим.
Копия верна.
Судья: