Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-402/2017 ~ М-381/2017 от 21.07.2017

Дело № 2-402/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2017 года                          с.Каратузское

Каратузский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Чугунникова Е.В.,

при секретаре Улеевой С.Г.,

с участием прокурора Логуновой В.Л.,

представителя ответчика Квятковской Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах Яковлевой Е. Л. и Верещагина О. В. к ООО «Каратузский Тепло Водо Канал» о признании незаконными действия управляющей организации по начислению платы за электроэнергию,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах Яковлевой Е.Л.и Верещагина О.В. к ООО «Каратузский Тепло Водо Канал» о признании незаконными действия управляющей организации по начислению платы за электроэнергию, потребляемой на содержание общего имущества, без учета показаний общедомового прибора учета.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Каратузского района по коллективному обращению собственников жилых помещений многоквартирного <> в <>, проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что ООО «Каратузский ТВК» является управляющей организацией в отношении указанного дома. Согласно акту допуска прибора учета в эксплуатацию № 93 от 28.08.2015 года с указанной даты допущен в эксплуатацию и принят на сохранность общедомовой прибор учета потребляемой электроэнергии в многоквартирном <> в <>. Условиями договора управления, заключенного между собственниками многоквартирного дома и ООО «Каратузский ТВК», на управляющую организацию возложена обязанность участвовать при снятии показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов. Проведенной проверкой установлено, что ответчиком в нарушение требований Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» исчисление размера платы электроэнергии, используемой на содержание общего имущества <>, производится по нормативу без учета данных прибора учета.

В связи с этим прокурор в уточненном варианте требований просил:

- признать незаконными действия управляющей организации ООО «Каратузский Тепло Водо Канал» по начислению платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды многоквартирного <> в <>, без учета фактического размера расходов, определяемого по показаниям общедомового прибора учета;

- обязать ООО «Каратузский Тепло Водо Канал» в течение 3 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести расчет размера платы за электроэнергию, используемую при содержании общего имущества многоквартирного <> в <> по показаниям общедомового прибора учета, начиная с <>;

- суммы экономии денежных средств, образовавшихся после перерасчета, вернуть на лицевые счета истцов Яковлевой Е. Л., проживающей в <> и Верещагина О. В., проживающего в <>.

В судебном заседании прокурор Логунова В.Л. исковые требования поддержала в полном объеме, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.

     Истцы Яковлева Е.Л. и Верещагин О.В. в письменных заявлениях просили дело рассмотреть в свое отсутствие, поддерживая требования прокурора.

    Представитель ответчика Квятковская Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что с 01 января по 10 августа 2017 года начисление платы за электроэнергию, потребляемой на содержание общего имущества многоквартирного <> производилось по нормативу, без учета показаний общедомового прибора учета. В указанный период времени начисление платы по нормативу не противоречило действующему законодательству, так как иной порядок расчета привёл бы к изменению ежемесячной платы, что являлось недопустимым. С 10.08.2017 года в связи с внесенными изменениями в законодательство начисление указанной платы осуществляется с использованием показаний общедомового прибора учета.

    Выслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, установив имеющие значение по делу обстоятельства, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

    Судом из материалов гражданского дела установлено, что ООО «Каратузский Тепло Водо Канал» является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного в <>, что подтверждается представленными протоколами общего собрания собственников указанного многоквартирного дома. При этом условиями договора управления, заключенного между собственниками многоквартирного дома и ООО «Каратузский ТВК», на управляющую организацию возложена обязанность участвовать при снятии показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов.

Согласно акту допуска прибора учета в эксплуатацию <> от <> с указанной даты допущен в эксплуатацию и принят на сохранность общедомовой прибор учета потребляемой электроэнергии <> в вышеуказанном многоквартирном доме.

Сторонами не оспаривается и подтверждается приложенными к делу расчетами платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг, что в спорный период времени с 01.01.2017 года по 10.08.2017 года ООО «Каратузский Тепло Водо Канал» исчисление размера платы электроэнергии, используемой на содержание общего имущества <>, производится по нормативу без учета данных общедомового прибора учета потребляемой электроэнергии <>, установленного в данном многоквартирном доме.

Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с января 2017 года вступили в силу положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.

В соответствии с ч. 10 вышеуказанной статьи (в ред. Федерального закона от 30.03.2016 N 73-ФЗ) при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в ч. 9 ст. 12 Федерального закона № 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из буквального толкования данной нормы следует, что размер расходов на оплату, в том числе электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.

В случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Из указанного следует, что размер расходов на оплату электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, но не может быть более него.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержании общего имущества в многоквартирном доме» внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее Правила).

Пунктом 44 Правил определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по установленной формуле.

    С учетом изложенных норм действия ответчика по исчислению размера платы электроэнергии, используемой на содержание общего имущества <>, по нормативу без учета данных общедомового прибора учета потребляемой электроэнергии являются незаконными и нарушающими права потребителей – жителей вышеуказанного многоквартирного дома, поскольку приводят к возможности взимания платы за фактически не оказанные услуги.

Это же подтверждается и расчетами, предоставленными управляющей компанией по запросу суда. Так, исходя из представленного расчета, собственникам многоквартирного дома, расположенного в <>, за период с 01 января по 31 августа 2017 года ООО «Каратузский Тепло Водо Канал» начислена плата за электроэнергию, используемую на содержание общего имущества по нормативу потребления в размере 12964,70 копеек, тогда как размер указанной платы по фактически потребленной электроэнергии, учтенной общедомовым прибором учета составляет 5590,96 рублей, в том числе в рассматриваемый период по <> (собственник Верещагин О.В.) переплата составляет 631,91 рублей, по <> (собственник Яковлева Е.Л.) переплата составляет 392,92 рублей.

При таких обстоятельствах предъявленные прокурором требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Обсуждая срок, до которого необходимо возложить обязанность по перерасчету, суд принимает во внимание не опровергнутые прокурором пояснения представителя ответчика о том, что с 10.08.2017 года в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ООО «Каратузский Тепло Водо Канал» начисляется плата за электроэнергию, используемую на содержание общего имущества, исходя из показаний общедомовых приборов учета.

В силу ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Поскольку Верещагин О.В. и Яковлева Е.Л. обратились в органы прокуратуры с целью защиты нарушенных жилищных прав, то обращение прокурора в суд в интересах указанных лиц не противоречит закону.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, от уплаты которых прокурор освобожден, в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования прокурора Каратузского района в интересах Верещагина О.В. и Яковлевой Е.Л. к ООО «Каратузский Тепло Водо Канал»;

- признать незаконными действия управляющей организации ООО «Каратузский Тепло Водо Канал» по начислению платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды многоквартирного <> в <>, без учета фактического размера расходов, определяемого по показаниям общедомового прибора учета за период с 01.01.2017 года по10.08.2017 года;

- обязать ООО «Каратузский Тепло Водо Канал» в течение 3 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести расчет размера платы за электроэнергию, используемую при содержании общего имущества многоквартирного <> в <> по показаниям общедомового прибора учета с 01.01.2017 года по10.08.2017 года;

- суммы экономии денежных средств, образовавшиеся после перерасчета, вернуть на лицевые счета истцов Яковлевой Е. Л., проживающей в <> в <> и Верещагина О. В., проживающего в <> в <>.

Взыскать с ООО «Каратузский Тепло Водо Канал» в доход бюджета МО «Каратузский район» государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия окончательной форме (11.09.2017) в Красноярский краевой суд, через суд постановивший решение, в апелляционном порядке.

Председательствующий:             Е.В.Чугунников

    

2-402/2017 ~ М-381/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Яковлева Ефросинья Логиновна
Верещагин Олег Викторович
Прокурор Каратузского района
Ответчики
ООО "Каратузский ТВК"
Суд
Каратузский районный суд Красноярского края
Судья
Чугунников Евгений Витальевич
Дело на странице суда
karatuz--krk.sudrf.ru
21.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2017Передача материалов судье
26.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2017Судебное заседание
06.09.2017Судебное заседание
11.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2017Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее