Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
7 декабря 2018 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,
при секретаре Шабер И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1532/2018 по административному исковому заявлению Голодяева С.А. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Голодяев С.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости, мотивируя тем, что ему на праве собственности принадлежит 1/2 доля в праве общей собственности на нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 32,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Указанный выше объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 2 661 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: магазины (4.4), по адресу: <адрес>. В связи с этим, административный истец и иные сособственники объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, обратились в Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Тольятти с заявлением о предоставлении им земельного участка с кадастровым номером № в аренду на 49 лет.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена по состоянию на 18 апреля 2018 года и составляет 23 268 076 рублей 71 копейка.
Голодяев С.А. не согласен с указанной выше кадастровой стоимостью земельного участка, считает ее завышенной и несоответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на отчет об оценке от 14 августа 2018 года № №, подготовленный оценщиком ООО «Бюро оценочных технологий», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 18 апреля 2018 года составляет 6 235 757 рублей.
При таких обстоятельствах, Голодяев С.А. полагает, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указанного выше земельного участка в судебном порядке.
На основании изложенного, административный истец просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 661 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: магазины (4.4), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 18 апреля 2018 года в размере 6 235 757 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Клобков С.М., действующий на основании доверенности от 6 декабря 2017 года № №, изменил и уточнил исковые требования, просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 661 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: магазины (4.4), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 18 апреля 2018 года в размере 6 164 579 рублей.
Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Администрации городского округа Тольятти Самарской области, ООО «Риэлт комфорт» и ООО «Новофарм», а также заинтересованные лица Кайсина Н.Л., Покровский И.В., Тарабрина О.В., Тимофеева В.Я., Протасова Т.А., Захарченко С.А., Глухова И.Р., Буданцева Л.С. и Назарова С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, в соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором, в случае наличия доказательств недостоверности заявляемой рыночной стоимости земельного участка, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения на административный иск, в которых оставил разрешение административного иска по существу на усмотрение суда.
Представитель Администрации городского округа Тольятти Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором просит в удовлетворении заявленных требований Голодяева С.А. отказать.
Заинтересованные лица ООО «Новофарм», ООО «Риэлт комфорт», Глухова И.Р., Покровский И.В., Голодяев С.А., Захарченко С.А., Буданцева Л.С., Назарова С.В., Протасова Т.А., Белов М.А., Тарабрина О.В., Кайсина Н.Л. и Тимофеева В.Я. в письменных заявлениях указывают, что с административными исковыми требованиями Голодяева С.А. согласны, просят их удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.
Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив дело, полагает административный иск Голодяева С.А. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата…
…Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.
Согласно пункту 10 названных выше Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 22 июня 2015 года № 388), под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
Судом установлено, что Голодяеву С.А. на праве собственности принадлежит 1/2 доля в праве общей собственности на нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 32,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Указанный выше объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 2 661 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: магазины (4.4), по адресу: <адрес>. В связи с этим, административный истец и иные сособственники объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, обратились в Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Тольятти с заявлением о предоставлении им земельного участка с кадастровым номером № в аренду на 49 лет.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от 3 марта 2004 года, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20 апреля 2018 года № № и от 24 июля 2018 года № №, а также заявлением от 30 августа 2018 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года № 610 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Самарской области. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена по состоянию на 18 апреля 2018 года и составляет 23 268 076 рублей 71 копейка, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23 июля 2018 года № №.
В силу статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец имеет исключительное право на приобретение спорного земельного участка в собственность или аренду, в связи с чем им было подано заявление в Администрацию городского округа Тольятти о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, административный истец, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере его действительной рыночной стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона РФ от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Ввиду этого обращение Голодяева С.А. в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление их кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.
По смыслу заявленных административным истцом требований, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости, определенной методом массовой оценки, а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
Административным истцом в обоснование своих требований представлен отчет об оценке от 14 августа 2018 года № №, подготовленный оценщиком ООО «Бюро оценочных технологий», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 18 апреля 2018 года составляет 6 235 757 рублей.
В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство заинтересованного лица – Администрации городского округа Тольятти Самарской области, о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости спорного земельного участка.
По заключению эксперта ООО «Центр Экспертизы и Оценки» от 7 ноября 2018 года № №, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 661 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: магазины (4.4), расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 18 апреля 2018 года составляет 6 164 579 рублей.
Давая оценку представленным доказательствам, суд принимает во внимание, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки ФСО № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости», ФСО № 3 «Требования к отчету об оценке», утверждённым приказами Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №№ 297-299, ФСО № 7 «Оценка недвижимости», утверждённому приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611.
В данном случае судебная экспертиза проведена лицом, обладающим специальными знаниями в области исследований, имеющим соответствующую квалификацию, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в установленном процессуальным законом порядке.
Оценивая экспертное заключение ООО «Центр Экспертизы и Оценки» от 7 ноября 2018 года № № по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд учитывает, что исследование проводилось экспертом путем изучения материалов административного дела, где представлена необходимая и достаточная информация об объекте оценки. Определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке земельного участка эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки, заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.
Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости земельного участка, описание качественных и количественных характеристик объекта исследования, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость; описание процесса оценки объекта в рамках сравнительного подхода, обоснование выбора используемого подхода к оценке объекта исследования, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.
Эксперт пришел к выводу, что итоговая рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 18 апреля 2018 года составляет 6 164 579 рублей.
Оценивая представленные доказательства, как каждое в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца об установлении кадастровой стоимости указанного выше земельного участка равной его рыночной стоимости, установленной в заключении судебной экспертизы ООО «Центр Экспертизы и Оценки» от 7 ноября 2018 года № №.
Названное выше заключение судебной экспертизы отвечает требованиям статей 79, 82, 84, 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется. Выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, не заинтересован в исходе дела.
Каких-либо доказательств в опровержение выводов заключения судебной экспертизы ООО «Центр Экспертизы и Оценки» от 7 ноября 2018 года № № суду не представлено. Ходатайств о назначении повторной, дополнительной экспертиз сторонами и заинтересованными лицами не заявлено.
Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Доводы представителя Администрации городского округа Тольятти, изложенный в письменном отзыве, о том, что снижение кадастровой стоимости приведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет городского округа Тольятти не имеют правового значения по настоящему административному делу, поскольку Голодяев С.А., реализуя свои права, гарантированные земельным законодательством и законодательством об оценочной деятельности, правомерно обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения Голодяева С.А. в суд является 10 сентября 2018 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Голодяева С.А. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 661 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: магазины (4.4), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 18 апреля 2018 года в размере 6 164 579 рублей.
Датой подачи Голодяевым С.А. заявления в суд считать 10 сентября 2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 декабря 2018 года.
Председательствующий: Непопалов Г.Г.