Решение по делу № 2-641/2015 (2-4025/2014;) от 17.11.2014

Дело № 2-641/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пермь ДД.ММ.ГГГГ

Индустриальный районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ждановой О.В.,

с участием истца Герцык Е.В.,

представителя истца Липина В.А., действующего на основании доверенности,

при секретаре Баскаль В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герцык Е.В. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок.

В обоснование исковых требований указано следующее, ДД.ММ.ГГГГ Герцык Е.В. было направлено заявление в Департамент земельных отношений администрации г. Перми о первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по <адрес> в соответствии с ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Герцык Е.В. был получен отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности первоочередного предоставления запрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства по <адрес>.

С указанным отказом истица не согласна, считает его незаконным.

Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ социального найма жилого помещения, истцу предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 34,4 кв.м., в том числе жилой площадью 12,7 кв.м. Совместно с истицей в жилом помещении проживают и зарегистрированы следующие члены семьи: гр.А.; гр.Б. – дочь истицы; гр.Г. – дочь истицы; гр.В. – внук истицы.

Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица недвижимого имущества у истца нет.

В соответствии с публичной кадастровой картой, запрашиваемый земельный участок имеет кадастровый . Участок свободен от прав третьих лиц.

Герцык Е.В. ранее правом первоочередного предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство не пользовалась, является инвалидом 3 группы инвалидности бессрочно по причине общего заболевания.

На основании изложенного истица просит признать отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в первоочередном предоставлении земельного участка незаконным; обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить земельный участок под индивидуальное жилищное строительство на праве аренды на 10 лет; взыскать с Департамента земельных отношений администрации г. Перми расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

Истица в судебном заседании на доводах и основаниях искового заявления настаивала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что в собственности никакого недвижимого имущества не имеет, проживает в общежитии. Ранее она имела в собственности квартиру, но вынуждена была её продать, поскольку были необходимы денежные средства на лечение, в том числе лечение её дочери, которая является инвалидом с детства.

Представитель истица в судебном заседании доводы и основания искового заявления поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что жилое помещение истице выдали от больницы, однако там нет никаких коммуникаций и подключить их не представляется возможным.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст. 113 ГПК РФ. В заявлении, адресованном суду, просил дело рассмотреть в его отсутствии. Согласно ранее представленного письменного отзыва на исковое заявление Департамент земельных отношений администрации г. Перми исковые требования не признает по следующим основаниям.

Истец обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

На сегодняшний момент земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, реализация права на первоочередное получение земельных участков не представляется возможной. Органы государственной власти Пермского края и органы местного самоуправления края не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Данная позиция подтверждается разъяснениями прокуратуры Пермского края и прокуратуры города Перми.

Таким образом, на территории города Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Кроме того, федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии с указанной статьей.

10.06.2014 Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ», который вступает в силу с 01.03.2015 г.

Пунктом 21 статьи 1 вышеуказанного закона установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской федерации.

Между тем, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение. В связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

По смыслу ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства предоставляется инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В силу п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Пунктом 1 решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 № 103 утверждена учетная норма площади жилого помещения по городу Перми в размере 12 квадратных метров обшей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Истцом не представлено доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий исходя из критериев, установленных ст. 51 ЖК РФ.

Согласно п. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу п. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Как указано выше, по основаниям ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях в связи с необходимостью улучшения жилищных условий.

Доказательств соблюдения порядка постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истцом не представлено, в связи с чем, нормы ст. 17 Федерального закона то 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» применены быть не могут.

Согласно ст. 29 3К РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

По смыслу ст. 29 ЗК РФ предоставление конкретного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома является компетенцией органа местного самоуправления.

Как установлено статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Истец испрашивает участок в конкретном месте, что противоречит нормам закона.

Пунктом 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и(или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правилами землепользования и застройки (утв. Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143) устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилой, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент (п.2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Испрашивается земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

Зона индивидуальной жилой застройки городского типа с предельной высотой разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства 10,5 м-Ж-4.

Таким образом, использовать земельный участок для индивидуального жилищного строительства возможно только в зоне Ж-4.

Земельный кодекс предусматривает заявительную процедуру предоставления земельного участка для жилищного строительства. В то же время, в оспариваемом решении конкретный земельный участок указан не был. Таким образом, не соблюдена процедура, предусмотренная Земельным кодексом РФ.

В соответствии с решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 210 «О департаменте имущественных отношений администрации г. Перми и департаменте земельных отношений администрации г. Перми» основной целью департамента является осуществление полномочий администрации города Перми (в части, установленной настоящим Положением) по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством.

Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства подразумевает выбор земельного участка, соответствующего определенным критериям и нормам.

В соответствии с п. 1. ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 3 ст. 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1. настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

В соответствии с решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 № 188 «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории города Перми» на территории г. Перми предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства:

максимальный размер - 2000 кв.м.

минимальный размер - 450 кв.м.

Кроме того, поиск такого участка должен осуществляться в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Для исполнения решения суда Департаменту необходимо осуществить поиск земельного участка, соответствующего нормам отвода, правилам землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации, или осуществить формирование такого земельного участка и постановку его государственный кадастровый учет.

Поскольку кадастровые работы выполняются специализированными организациями, имеющими в своем составе кадастровых инженеров, департаменту необходимо заключить договор подряда на выполнение кадастровых работ.

Согласно ст. 36 Федерального закона от 24,07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы.

В результате выполнения указанных в части 1 настоящей статьи кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 221-ФЗ результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона № 221-ФЗ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, за исключением сведений, предусмотренных пунктом 14.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя, учет изменений объекта недвижимости в связи с наличием обстоятельств, указанных в пункте 14.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона - в течение не более чем три рабочих дня со дня получения органом кадастрового учета заявления об учете адреса правообладателя или об учете изменений объекта недвижимости в связи с наличием указанных обстоятельств. Срок осуществления кадастрового учета не изменяется в случае, если необходимые для кадастрового учета документы запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В случае представления заявления о кадастровом учете либо заявления об учете адреса правообладателя через многофункциональный центр срок, указанный в настоящей части, исчисляется со дня передачи многофункциональным центром соответствующего заявления в орган кадастрового учета.

Таким образом, работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет в соответствии с нормативными сроками осуществления таких работ будут осуществлены не ранее, чем через три месяца после заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ. После постановки земельного участка на государственный кадастровый учет необходимо издание распоряжения начальника департамента о предоставлении земельного участка в аренду заявителю.

На основании изложенного, представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований Герцык Е.В. отказать в полном объеме.

Заслушав пояснения истца, представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При этом, исходя из положений пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О порядке рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", правильное определение судами вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

На основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Согласно п. 17 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Из смысла ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.

Первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что Герцык Е.В. является инвалидом 3 группы бессрочно. Данный факт подтверждается справкой, выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

Согласно договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенного между МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» и Герцык Е.В., истица является нанимателем жилого помещения <адрес> (л.д. 15-16).

Согласно п. 3 указанного договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются и регистрируются следующие члены семьи: гр.А. (дочь); гр.Б. (дочь); гр.Г. (дочь); гр.В. (внук) (л.д. 15).

Иного жилья на праве собственности либо по договору социального найма истица не имеет, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества (л.д. 17).

В связи с этим, на основании ч. 1 и 2 ст. 21 ЖК РФ суд считает, что истица, будучи инвалидом нуждается в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, приложив к заявлению все необходимые документы (л.д. 11).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений администрации г. Перми сообщил истице об отказе в удовлетворении её заявления о предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Отказ мотивирован тем, что на сегодняшний момент законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, реализация права на первоочередное получение земельных участков не представляется возможной. В настоящее время предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно на торгах, в соответствии с п. 12 ст. 30 ЗК РФ, п. 3.1. Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 г. № 315.

Кроме того, в указанном ответе Департамент земельных отношений указал следующее, что на территории г. Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для их предоставления в соответствии с указанной статьей (л.д. 12-14).

Согласно ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ (в ред., действующей на 23.09.2014) предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, путем принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, и в случае, если никто не обратился с заявлением о заключении договора аренды этого земельного участка, орган местного самоуправления заключает договор аренды с указанным лицом, в ином случае проводится аукцион.

Однако аукцион представляет собой продажу имущества (права аренды), с публичных торгов, при которой продаваемое имущество (право) приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что при предоставлении истице, являющейся инвалидом, земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" по договору купли-продажи торги не должны проводиться.

Кроме того, тот факт, что в настоящее время не разработан порядок первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, не может свидетельствовать о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, закрепленным статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование, поскольку реализация инвалидом предоставленных ему законом социальных гарантий не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия механизма урегулирования данного вопроса, поэтому отказ в предоставлении земельного участка в аренду истцу по указанному основанию не является законным.

Таким образом, истица, будучи инвалидом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, была вправе требовать предоставления ей на основании договора аренды земельного участка, свободного от прав третьих лиц для целей, соответствующих его разрешенному использованию.

При этом каких-либо убедительных доказательств в обоснование возражений по иску ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено, каких-либо предусмотренных законом оснований для отказа истцу в удовлетворении заявленных требований судом не установлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Истица в своих требованиях просит обязать ДЗО предоставить ей в аренду, сроком на 10 лет, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

В предоставлении конкретного участка истице следует отказать в силу следующего.

При предоставлении инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи или аренды торги не проводятся, поскольку иное противоречило бы смыслу указанного Закона.

В силу норм действующего законодательства под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности, осуществление государственного кадастрового учета, определения вида разрешенного использования, наличие технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Уполномоченный функциональный орган местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений не вправе произвольно отказаться от выполнения публично-правовых обязанностей по осуществлению процедуры формирования земельного участка, при этом совершение предусмотренных законом действий в рамках этой процедуры лицом, обратившееся за предоставлением такого земельного участка, не исключается.

Таким образом, частично удовлетворяя заявленные требования и возлагая на ответчика обязанность предоставить истцу земельный участок, суд исходит из ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", из положения которой не следует право истца требовать предоставления земельного участка по своему выбору, в данном случае - по <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении Герцык Е.В. в аренду земельного участка, выразившийся в письме от ДД.ММ.ГГГГ г., незаконным.

Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить Герцык Е.В. земельный участок в соответствии с требованиями п. 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Федеральный судья:      О.В. Жданова

2-641/2015 (2-4025/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Герцык Е.В.
Другие
ДЗО Администрации г.Перми
Суд
Индустриальный районный суд г. Перми
Дело на странице суда
industry.perm.sudrf.ru
17.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2014Передача материалов судье
17.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.02.2015Предварительное судебное заседание
13.02.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.04.2015Предварительное судебное заседание
16.04.2015Судебное заседание
21.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее