РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 июня 2020 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1032/2020 по административному исковому заявлению Якуниной Т.Э. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным распоряжения,
установил:
Якунина Т.Э. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В обоснование заявления указано, что Якуниной Т.Э. и Шестаковой Н.В. принадлежит на праве общей долевой собственности нежилое здание (лодочная станция), площадью 68,5 кв.м, расположенное на фундаментной бетонной подушке площадью 206,7 кв.м по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. Доля Якуниной Т.Э. составляет 745/1000, доля Шестаковой К В. - 255/1000. 13.01.2020 Якунина Т.Э. и Шестакова Н.В. обратились в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 261 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, в аренду на 49 лет без проведения торгов для целей использования - отдых (рекреация): причалы для маломерных судов. К заявлению приложили экспертное заключение №314/16 от 17.11.2016 об определении площади земельного участка, необходимого для обслуживания здания. Распоряжением от 13.02.2020 №77 в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано со ссылкой на то, что земельный участок расположен в территориальной зоне природных ландшафтов (Р-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре.
С таким решением административный истец не согласна, так как земельный участок был выделен под указанные цели с момента постройки нежилого здания. Решением №234 от 27.05.1965 Исполком городского Совета депутатов трудящихся разрешил организации п/я 32 (она же Завод №24 им. М.В.Фрунзе, в последующем - ОАО «СКБМ») строительство лодочной станции на 10 металлических лодок с помещением сторожевой охраны и хранения моторов, в Октябрьском районе (в настоящее время Кировский район) на берегу р. Волги, между Студеным оврагом и Поляной им. Фрунзе. Согласно постановлению Администрации г. Самары №891 от 14.10.1992 за СМПО им. Фрунзе закреплялся земельный участок во временное пользование для объектов отдыха на 1992-1994 под испытательную станцию, о чем было выдано свидетельство №60203 от 07.12.1992г. 01.08.1995 Конструкторское бюро машиностроения (в последующем ОАО «СКБМ») заключило с Самарским лесхозом договор аренды лесного участка площадью 0,4 га по вышеуказанному адресу под испытательную станцию. ОАО «СКБМ» продолжало пользоваться вышеуказанным участком лесного фонда вплоть до присоединения к ОАО «КУЗНЕЦОВ», у которого 22.08.2012 Якунина Т.Э. приобрела по договору купли-продажи нежилое здание (лодочную станцию). 17.04.2013 между Якуниной Т.Э. и Шестаковой Н.В. заключен договор купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на указанное здание. С момента постройки нежилое здание имело назначение - лодочная станция. Испрашиваемый земельный участок необходим для использования и обслуживания этого нежилого здания. Согласно экспертному заключению №314/16 от 17.11.2016, составленному ООО «Лаборатория экспертиз «Регион 63», площадь земельного участка, необходимого для обслуживания данного здания, составляет не менее 261 кв.м.
Ссылаясь на данные обстоятельства, административный истец просит признать распоряжение Департамента управления имуществом. о. Самара №77 от 13.02.2020 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным; обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Якуниной Т.Э., Шестаковой Н.В. о предварительном согласовании представления в аренду сроком на 49 лет, без проведения торгов земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 261 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, номер кадастрового квартала №, с разрешенным видом использования «под причалы для маломерных судов».
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – Исаева В.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске и письменных пояснениях.
Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара – Ткаченко И.В. (по доверенности) возражала против удовлетворения требований по основания, изложенным в письменных возражениях.
Представители заинтересованных лиц Администрация г.о. Самара и Департамента градостроительства г.о.Самара в судебное заседание не явились, представили письменные возражения, в которых просили в удовлетворении требований отказать.
Заинтересованное лицо Шестакова Н.В. в судебное заседание не явилась, о слушании дела надлежаще извещена, о причинах неявки не сообщила.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Для реализации указанного права заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 постановления Администрации г.о. Самара от 11 января 2017 г. № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочиями по подготовке и заключению договоров купли-продажи земельных участков, дополнительных соглашений к указанным договорам, соглашений о расторжении договоров купли-продажи земельных участков, распорядительных актов о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, а также распорядительных актов об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, наделен руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара.
Из материалов дела следует, что Якуниной Т.Э. и Шестаковой Н.В. принадлежит на праве общей долевой собственности нежилое здание (лодочная станция), площадью 68,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № Доля Якуниной Т.Э. составляет 745/1000, доля Шестаковой К В. - 255/1000 (л.д. 18, 19).
13.01.2020 Якунина Т.Э. и Шестакова Н.В. обратились к Главе г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду на 49 лет без проведения торгов земельного участка, площадью 261 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, для размещения причалов для маломерных судов. К заявлению приложили, в том числе, экспертное заключение №314/16 от 17.11.2016 ООО «Лаборатория экспертиз «Регион 63» об определении площади земельного участка, необходимого для обслуживания здания (л.д.22-23, 30-34).
Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 13.02.2020 №77 в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка отказано на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пунктов 4, 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне природных ландшафтов (Р-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре (л.д.24). В письме о направлении распоряжения разъяснено, что использование земельного участка в указанной зоне для размещения причалов для маломерных судов требует специального согласования (л.д.25).
Оценивая приведенные в распоряжении основания отказа, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктами 4, 6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п.2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Статьей 7 Земельного кодекса предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
В силу статей 1, 30 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки и определяют виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства в соответствующей территориальной зоне.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне природных ландшафтов (Р-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61 (л.д. 125-127).
Использование земельного участка для размещения причалов для маломерных судов является условно разрешенным видом использования земельного участка в указанной территориальной зоне (ст. 30 Правил застройки и землепользования в городе Самара).
В силу части 6 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса, путем обращения с соответствующим заявлением в комиссию по застройке, проведения общественных обсуждений или публичных слушаний и принятия решения главой местной администрации.
Поскольку разрешение на использование испрашиваемого земельного участка для размещения причала для маломерных судов в установленном порядке не получено, административным ответчиком принято единственно возможное решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка под заявленные цели.
Доводы административного истца о том, что земельный участок выделялся для размещения лодочной станции до принятия Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 №61, и потому может использоваться по прежнему фактическому виду разрешенного использования, основаны на неправильном толковании применительно к рассматриваемой ситуации, так как испрашиваемый земельный участок не сформирован. Правила застройки и землепользования в г.Самаре являются действующим документом градостроительного зонирования, определяют правовой режим земельных участков и подлежат обязательному учету при образовании земельных участков (п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ).
Вопрос об исключительном праве собственников здания на испрашиваемый земельный участок предметом настоящего спора не является.
Оспариваемое распоряжение не нарушает права этих лиц на использование объекта недвижимости. Земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры (ст. 85 Земельного кодекса РФ). Однако такое использование не предполагает реализацию исключительного права на выкуп земельного участка для целей эксплуатации объекта недвижимости с видом использования, не соответствующим градостроительному регламенту территориальной зоны.
Административный истец не лишена права в соответствии с п.2 ч.2, п.5 ч.3 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ инициировать процедуру внесения изменений в Правила застройки и землепользования в г.Самаре в части изменения территориальной зоны земельного участка либо изменения градостроительного регламента существующей зоны, не требующего для размещения причалов получения специального разрешения. Также административный истец вправе обратиться за получением разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Ссылка административного истца на определение Верховного суда Российской Федерации от 03.06.2019 N301-КГ18-25680 не может быть принята во внимание, поскольку позиция суда по данному делу сформирована в отношении спора с иными фактическими обстоятельствами.
Ссылка на апелляционное определение Самарского областного суда от 30.01.2020, которым с Якуниной Т.Э. и других собственников лодочной станции взыскано неосновательное обогащение за пользование земельным участком исходя из его фактического вида разрешенного использования, на выводы суда по настоящему спору не влияет.
Поскольку оснований для признания оспариваемого распоряжения незаконным не имеется, требование о возложении на Департамент обязанности возобновить рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка удовлетворению также не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Якуниной Т.Э. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08.09.2020.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья