УИД <Номер обезличен>
Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<Дата обезличена> г.Зея, Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Клаус Н.В.,
при секретаре Тарасовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Овсянка» к Отделу судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Решением Зейского районного суда Амурской области от <Дата обезличена> по гражданскому делу по иску прокурора Зейского района Амурской области в интересах муниципального образования Овсянковского сельсовета, неопределенного круга лиц - жителей села Овсянка Зейского района Амурской области к администрации Овсянковского сельсовета Зейского района, обществу с ограниченной ответственностью «Овсянка» о возложении обязанности организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельных «Агрофирма», «Школа», «Амбулатория», «Вечерняя школа», «Парковая», «Баня», «Больница», исковые требования удовлетворены, на администрацию Овсянковского сельсовета Зейского района и общество с ограниченной ответственностью «Овсянка» возложена обязанность организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельной «Агрофирма», расположенной по адресу: <адрес> котельной «Амбулатория», расположенной по адресу: <адрес> стр. 1, котельной «Школа», расположенной по адресу: <адрес>, стр. 1, котельной «Вечерняя школа», расположенной по адресу: <адрес>, котельной «Парковая», расположенной по адресу: <адрес> стр. 1, котельной «Баня», расположенной по адресу: <адрес>, котельной «Больница» расположенной по адресу: <адрес> стр. 1.
<Дата обезличена> на основании исполнительного листа ФС <Номер обезличен>, выданного в отношении должника ООО «Овсянка», судебным приставом-исполнителем ОСП по Зейскому району возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП.
В дальнейшем ООО «Овсянка» и администрация Овсянковского сельсовета Зейского района Амурской области обратились в суд с заявлениями об отсрочке исполнения вышеназванного решения Зейского районного суда Амурской области.
Определением Зейского районного суда Амурской области от <Дата обезличена> в удовлетворении заявлений администрации Овсянковского сельсовета Зейского района и общества с ограниченной ответственностью «Овсянка» об отсрочке исполнения решения суда от <Дата обезличена> по иску прокурора Зейского района Амурской области в интересах муниципального образования Овсянковского сельсовета, неопределенного круга лиц – жителей села Овсянка Зейского района Амурской области к администрации Овсянковского сельсовета Зейского района, обществу с ограниченной ответственностью «Овсянка» о возложении обязанности организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельных «Агрофирма», «Школа», «Амбулатория», «Вечерняя школа», «Парковая», «Баня», «Больница», отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от <Дата обезличена> определение Зейского районного суда Амурской области от <Дата обезличена> отменено, постановлено предоставить отсрочку исполнения решения Зейского районного суда Амурской области от <Дата обезличена> по иску прокурора Зейского района Амурской области в интересах муниципального образования Овсянковского сельсовета, неопределенного круга лиц – жителей села Овсянка Зейского района Амурской области к администрации Овсянковского сельсовета Зейского района, обществу с ограниченной ответственностью «Овсянка» о возложении обязанности организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельных «Агрофирма», «Школа», «Амбулатория», «Вечерняя школа», «Парковая», «Баня», «Больница» на срок до <Дата обезличена>.
При этом <Дата обезличена> постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району с ООО «Овсянка» в рамках исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Постановлением заместителя начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава ОСП по Зейскому району Носковой О.В. от <Дата обезличена> исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа.
ООО «Овсянка» обратилось в суд с административным иском к ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением от <Дата обезличена> в рамках исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП, в обоснование требований указав, что исполнить решение суда в установленные сроки не представилось возможным ввиду необходимости заложить расходы на приобретение приборов учета в бюджет, кроме того, установка приборов учета тепловой энергии в отопительный период также невозможна, поскольку для этого на несколько часов необходимо прекратить подачу тепловой энергии, что могло привести в аварийным ситуациям. В августе – сентября 2019 года решение Зейского районного суда от <Дата обезличена> исполнено в полном объеме.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве административного ответчика было привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, ходатайствовав о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители административных ответчиков ОСП по Зейскому району и УФССП России по Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
В силу ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ст.112 названного Федерального закона:
1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 июля 2001 г №13-П, исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле ст.57 Конституции РФ. Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение установленного срока, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что решением Зейского районного суда Амурской области от <Дата обезличена> по гражданскому делу по иску прокурора Зейского района Амурской области в интересах муниципального образования Овсянковского сельсовета, неопределенного круга лиц – жителей села Овсянка Зейского района Амурской области к администрации Овсянковского сельсовета Зейского района, обществу с ограниченной ответственностью «Овсянка» о возложении обязанности организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельных «Агрофирма», «Школа», «Амбулатория», «Вечерняя школа», «Парковая», «Баня», «Больница», исковые требования удовлетворены, на администрацию Овсянковского сельсовета Зейского района, общество с ограниченной ответственностью «Овсянка» возложена обязанность организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельной «Агрофирма», расположенной по адресу: <адрес> котельной «Амбулатория», расположенной по адресу: <адрес> стр. 1, котельной «Школа», расположенной по адресу: <адрес>, стр. 1, котельной «Вечерняя школа», расположенной по адресу: <адрес>, котельной «Парковая», расположенной по адресу: <адрес> стр. 1, котельной «Баня», расположенной по адресу: <адрес>, котельной «Больница» расположенной по адресу: <адрес> стр. 1.
<Дата обезличена> на основании исполнительного листа ФС <Номер обезличен>, выданного в отношении должника ООО «Овсянка», судебным приставом-исполнителем ОСП по Зейскому району возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП., которым должнику установлен срок для исполнения требований исполнительного документа - одни сутки.
При этом апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от <Дата обезличена> ООО «Овсянка» была предоставлена отсрочка исполнения решения Зейского районного суда Амурской области от <Дата обезличена> по иску прокурора Зейского района Амурской области в интересах муниципального образования Овсянковского сельсовета, неопределенного круга лиц – жителей села Овсянка Зейского района Амурской области к администрации Овсянковского сельсовета Зейского района, обществу с ограниченной ответственностью «Овсянка» о возложении обязанности организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельных «Агрофирма», «Школа», «Амбулатория», «Вечерняя школа», «Парковая», «Баня», «Больница» на срок до <Дата обезличена>.
Несмотря на то, что вступившим в законную силу судебным актом должнику была предоставлена отсрочка исполнения судебного решения до <Дата обезличена>, <Дата обезличена> постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району с ООО «Овсянка» в рамках исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП постановлено взыскать исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
<Дата обезличена> исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП окончено фактическим исполнением требований исполнительного документа.
По смыслу ст. 55 Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, с учетом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в пункте 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Оценивая доводы административного истца, изложенные в обоснование иска, суд полагает, что в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок исполнить вышеназванное решение суда не представлялось возможным, что также установлено вступившим в законную силу судебным актом – апелляционным определением Амурского областного суда от 14 января 2019 года, поскольку процедура приобретения товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которому для исполнения решения суда о возложении обязанности по установке приборов учета необходимо проведение администрацией, также являющейся должником по исполнению требований судебного решения, ряда мероприятий (торги, оформление контрактов), которые требуют определенных сроков. Кроме того в течение отопительного сезона объективно отсутствует техническая возможность врезки приборов учета.
Исполнительский сбор согласно пункту 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в установленный срок.
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительских действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности).
Причем взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин, при наличии таковых должник не может быть привлечен к публично-правовой ответственности в виде взыскания исполнительского сбора.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Федеральным законом "Об исполнительном производстве" должнику предоставлено право на обращение в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, а суд наделен полномочием с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Исследовав представленные доказательства, с учетом указанных выше установленных судом обстоятельства у ООО «Овсянка» отсутствовала объективная возможность исполнить решение суда в установленный постановлением судебного пристава-исполнителя срок.
При этом, из материалов дела следует и подтверждается актами допуска в эксплуатацию приборов учета теплоснабжения, что ООО «Овсянка» исполнило решение суда и установило приборы учета на котельных «Агрофирма», «Школа», «Амбулатория», «Вечерняя школа», «Парковая», «Баня», «Больница», а именно: на котельной «Агрофирма»- <Дата обезличена>, на котельной «Амбулатория» - <Дата обезличена>, на котельной «Школа» - <Дата обезличена>, на котельной «Вечерняя школа» - <Дата обезличена>, котельной «Парковая» - <Дата обезличена>, на котельной «Баня» - <Дата обезличена>, на котельной «Больница» - <Дата обезличена>.
С учетом изложенного, суд находит заявленные требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением от <Дата обезличена> в рамках исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП подлежащими удовлетворению.
При этом также учитывает, что основания для взыскания указанного сбора на момент вынесения постановления от <Дата обезличена> у судебного пристава-исполнителя отсутствовали, поскольку срок, на который должнику судом была предоставлена отсрочка исполнения решения суда, еще не истек.
Руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Овсянка» удовлетворить.
Освободить Общество с ограниченной ответственностью «Овсянка» от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области в рамках исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП возбужденного на основании исполнительного листа ФС <Номер обезличен>, выданного на основании решения Зейского районного суда Амурской области от <Дата обезличена> по иску прокурора Зейского района Амурской области в интересах муниципального образования Овсянковского сельсовета, неопределенного круга лиц - жителей села Овсянка Зейского района Амурской области к администрации Овсянковского сельсовета Зейского района, обществу с ограниченной ответственностью «Овсянка» о возложении обязанности организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельных «Агрофирма», «Школа», «Амбулатория», «Вечерняя школа», «Парковая», «Баня», «Больница».
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Клаус
Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>
Судья Н.В. Клаус