УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кобин О.В. Дело № 33-1077/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 16 марта 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.
с участием прокурора Дуниной Е.В.
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4817/2020 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 декабря 2020 года, по которому постановлено:
исковое заявление прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Онуфрейчика Олега Викторовича к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение -Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Онуфрейчика Олега Викторовича *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида № *** от 01.11.2018.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя ответчика Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Стенькиной А.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Дуниной Е.В., Онфрейчик Т.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор
Заволжского района города Ульяновска, действуя в интересах Онуфрейчика О.В., являющегося инвалидом
первой группы, обратился в суд с иском к
Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-УРО ФСС) об обязании
обеспечить техническим средством реабилитации.
В обоснование заявленных требований указал, что Онуфрейчик О.В., ***.1991 года рождения, является ***. Ему оформлена индивидуальная программа реабилитации *** от № *** от 01.11.2018, согласно которой он подлежит обеспечению техническим средством реабилитации: ***. Однако Онуфрейчик О.В. фактически обеспечен техническим средством реабилитации - *** с иными параметрами и без учета основного заболевания истца – *** Так, на спинку *** нельзя опереться, так как угол ее наклона не соответствует требованиям безопасности, ***, то есть данная *** не соответствует антропометрическим данным истца.
Просил
обязать Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда
социального страхования обеспечить Онуфрейчика О.В.Судом к
участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, были привлечены
Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания
«Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и
занятий в г.Ульяновске», ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России,
Онуфрейчик Т.В.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УРО ФСС РФ просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает, что суд не дал надлежащей оценки письму ГУ-УРО ФСС РФ от 09.11.2020 №*** о том, что заявление Онуфрейчика О.В., либо его законного представителя об обеспечении техническим средством реабилитации согласно выданной ИПР в региональное отделение не поступало. Ссылаясь на ч.14 ст.11.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240, указывает, что предоставление соответствующего технического средства реабилитации осуществляется на основании заявления ***, поданного им в уполномоченный орган по месту жительства. Выражает несогласие с выводом суда о том, что Онуфрейчик О.В. был обеспечен *** без учета основного заболевания, поскольку его законный представитель, несмотря на несоответствие параметров представленной уполномоченным органом в 2018 году *** с параметрам, указанным в ИПР *** от данного ТСР не отказалась и получила его. Поскольку срок пользования ТСР исчисляется с даты предоставления его *** и составляет не менее 5 лет, соответственно срок пользования *** истекает в 2023 году. Указывает, что с учетом фактических обстоятельств дела и норм действующего законодательства у ГУ УРО ФСС РФ возникает обязанность по обеспечению *** Онуфрейчика О.В. в соответствии с ИПР только на основании заявления *** или его законного представителя по истечении срока пользования им.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК
РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
Из материалов дела
следует, что Онуфрейчик Олег Викторович, ***.1991 года рождения, является *** бессрочно, в связи с заболеванием – ***.
Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно индивидуальной программе реабилитации *** № *** от 01.11.2018 Онуфрейчик О.В. нуждается в обеспечении ***
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.
В соответствии с
Федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р кресло-коляска с
электроприводом предоставляется инвалидам с освобождением от платы.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением
Правительства РФ от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов
техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа
ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими
изделиями.
Согласно
п.4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается
инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в
территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по
месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на
осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и
социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по
предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан
из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В силу п.5 Правил
уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте
4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в
письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по
обеспечению техническим средством (изделием).
порядке, установленном законодательством
Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение
работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие
техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано
направление).
В соответствии с
Соглашением от 19.10.2018 между ГУ УРО ФСС РФ и Министерством здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области с 01.01.2019 полномочия по
предоставлению инвалидам и отдельным категориям граждан из числе ветеранов,
проживающих на территории Ульяновской
области, технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт
протезно-ортопедических изделий, осуществляет региональное отделение Фонда.
Согласно вышеуказанных
норм обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется
территориальным отделением Фонда
социального страхования Российской Федерации на основании заявлений и
заключенных с организациями, отобранными в соответствии с Федеральным законом
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для заключения
контрактов Фонд при определении поставщика обязан использовать конкурентные
способы его отбора, перечень которых
предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Приказом Министерства
труда и социальной защиты РФ от 23.09.2014 № 657н утвержден Административный
регламент предоставления Фондом социального страхования РФ государственной
услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или)
услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме
зубных), протезно-ортопедическими
изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно
приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы
(кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные
услуги и ежегодной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное
обслуживание собак-проводников (далее
Административный регламент).
В соответствии с пунктом
22 Административного регламента для получения государственной услуги заявителем
(в данном случае инвалидом, его уполномоченным представителем) в
территориальный орган Фонда по месту жительства подается заявление с
приложением необходимых документов.
На основании пункта 54
Административного регламента основанием для начала административной процедуры
по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов ТСР является
поступление в территориальный орган Фонда социального страхования РФ заявления
инвалида (уполномоченного представителя).
Таким образом, обращение
инвалида либо его представителя с заявлением в Фонд для получения
государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации,
является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной
процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими
средствами реабилитации.
Подпунктом «а» пункта 14
Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления
государственной услуги является, в том числе, выдача заявителям направления на
получение (изготовление) технического средства реабилитации, в организации,
отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных
категорий граждан из числа ветераном протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства
РФ от 07.04.2008 № 240.
Таким образом, выдача
инвалидам направления на получение (изготовление) технического средства
реабилитации может быть осуществлена только после поступления в Фонд заявления
и отбора организации в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» и заключения ГУ – УРО ФСС РФ
соответствующего контракта.
С заявлением об
обеспечении техническим средством реабилитации, указанным в ИПР от 01.11.2018
ни Онуфрейчик О.В., ни уполномоченное им лицо – мать О*** Т.В. в ГУ – Ульяновское региональное отделение
Фонда социального страхования РФ не обращались.
Данный факт сторонами в
судебном заседании не оспаривался.
Более того, из
пояснений матери Онуфрейчика О.В. – О*** Т.В. следует, что в
ноябре 2018 года истцу было выдано ***, не отвечающая антропометрическим данным
истца, а именно ***. Поскольку с 2019 года полномочия по обеспечению *** ТСР
были переданы в ГУ – УРО ФСС РФ, сами приобрести *** не могут, а нуждаемость в
данном ТСР имеется, вынуждены были получить и использовать предложенное *** В
настоящее время Онуфрейчик О.В. в силу имеющегося у него заболевания – *** использовать
полученное *** не может, в связи с чем собираются документы для внесения
изменений в ИПР в части параметров ***.
По заключению врачей, сыну необходимо ***.
В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Поскольку обязанность государства в лице уполномоченного органа бесплатно обеспечивать инвалида техническими средствами реабилитации установлена законом, учитывая то, что до настоящего времени ни Онуфрейчик О.В., ни его уполномоченное лицо – мать О*** Т.В. в ГУ - УРО ФСС РФ с заявлением об обеспечении ТСР – *** в соответствии с ИПР от 01.11.2018 не обращались, ответчик не отказывал истцу в обеспечении его указанным ТСР, т.е. права истца ответчиком не нарушены, суд неправомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований. В силу чего решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09.12.2020 подлежит отмене.
Исходя из вышеизложенного и учитывая отсутствие доказательств того, что данное право истца будет нарушено ответчиком в будущем, исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах Онуфрейчика О.В. о возложении на ГУ – УРО ФСС РФ обязанности обеспечить ТСР - *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** № 1574.16.73/2018 от 01.11.2018 удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 декабря 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах Онуфрейчика Олега Викторовича к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об обеспечении техническим средством реабилитации - *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** № 1574.16.73/2018 от 01.11.2018 отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи: