Дело № 2-636/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 26 февраля 2013 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Шторхуновой М.В.,
при секретаре Сехиной О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Сидорова В. Н. к Государственному учреждению – Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, филиалу № 5 Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Новоалтайска в интересах Сидорова В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (далее – ГУ-АРО ФСС), филиалу № 5 ГУ-АРО ФСС, в котором просит признать незаконными действия ответчиков по непредоставлению Сидорову В.Н. в 2012 году путевки на санаторно-курортное лечение и возложить на ответчиков обязанность предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год за счет средств федерального бюджета.
В обоснование иска прокурор ссылается на то, что Сидоров В.Н. является <данные изъяты>, инвалидность установлена бессрочно, в соответствии со ст. 6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» пользуется правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе путевки на санаторно-курортное лечение.
16.07.2012 Сидоров В.Н. обратился в филиал № 5 ГУ-АРО ФСС РФ с письменным заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение в 2012 году, однако путевка ему предоставлена не была.
В ответ на запрос прокурора директор филиала № 5 ГУ-АРО ФСС РФ указал, что путевка не была предоставлена Сидорову В.Н. из-за недостатка денежных средств, выделенных региональному отделению на приобретение санаторно-курортных путевок. Путевки на санаторно-курортное лечение были распределены гражданам, подавшим заявление ранее. Учитывая, что средств федерального бюджета, перечисленных Фонду социального страхования РФ для реализации мер социальной поддержки по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение гражданам льготной категории выделено не достаточно, обеспечить путевкой Сидорова В.Н. не представилось возможным.
В связи с тем, что право Сидорова В.Н. на санаторно-курортное лечение в 2012 году не было реализовано по вине ответчиков, у него сохраняется право на получение путевки на санаторно-курортное лечение в текущем году.
Материальный истец Сидоров В.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявление в деле.
В судебном заседании помощник прокурора г. Новоалтайска Шукурова Н.Л. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Асямова Т.В., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора не признала в полном объеме, возражала против их удовлетворения, указав на то, что обеспечение граждан льготных категорий путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет средств, выделенных из федерального бюджета на соответствующий календарный год, иных источников финансирования не предусмотрено. В 2012 году финансирование было недостаточным, чтобы обеспечить путевками всех лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении. Предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение не представилось возможным, поскольку путевки предоставлялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявления ранее.
Представитель ответчика - филиала № 5 ГУ-АРО ФСС в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.
С учетом мнения прокурора, представителя ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Выслушав прокурора, объяснения представителя ответчика, исследовав и оценив письменные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
Пунктом 1.1 ч. 1 ст. 6.2 ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ предусмотрено, что в состав набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Истец является инвалидом второй группы, что подтверждается представленной суду справкой МСЭ-2001 № 4687640, инвалидность установлена бессрочно (л.д.7).
Следовательно, истец в 2012 году относился к категории граждан, имеющих право на получение социальных услуг, в том числе и путевки на санаторно-курортное лечение.
Положениями ч.5 ст. 6.3 ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ предусмотрено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 ст. 6.5 Закона)
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29.12.2004 года №328 (далее - Порядок)
Согласно п.3.3 Порядка, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу абз. 1 п.3.7 указанного Порядка, при наличии справки для получения путевки, граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда, а также в уполномоченный орган.
Пунктом 3.8 Порядка в ред. от 24.05.2010 №382н, действующей в момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда.
В силу ч.2. ст.6.3 ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 16.07.2012 истец обратился в филиал № 5 ГУ-АРО ФСС РФ с заявлением на предоставление в 2012 году путевки на санаторно-курортное лечение, приложив справку для получения путевки от 25.06.2012 по форме №070/у-04 (л.д.14).
Право на обращение истца с данным заявлением в Фонд социального страхования в 2012 году, а также право на получение истцом путевки на санаторно-курортное лечение в 2012 году ответчиками не оспаривается.
Уведомление о постановке на очередь на получение санаторно-курортной путевки получено истцом 16.07.2012г., о чем указано в заявлении на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.13).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцом соблюден установленный порядок обращения за предоставлением путевки, истец имел право на обеспечение санаторно-курортным лечением в 2012 году, обратился с соответствующим заявлением в Фонд социального страхования РФ, однако ответчиками путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена.
Довод ответчика ГУ-АРО ФСС РФ об отсутствие финансовой возможности предоставления путевки истцу в предусмотренный законом срок не может быть признан заслуживающим внимания, поскольку реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставится в зависимость от финансирования.
Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).
В силу ст.ст.1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.
В соответствии с п.4 Правил финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.
Пунктами 11,19,20,21 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотрено, что обязанность по выдаче путевок, а также формированию бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению путевок возложена на Фонд социального страхования РФ. Финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.
В Федеральном законе от 17.07.1999 №178–ФЗ и Правилах финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета.
Федеральный закон от 17.07.1999 №178–ФЗ закрепляет право определенной льготной категории граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки санаторно-курортной лечение. Однако закон не устанавливает ограничений при равном праве граждан на получение путевки, по которым одним гражданам путевка выдается, а другим может быть отказано в ее предоставлении, тем более закон не предусматривает в качестве такого основания недостаточное финансирование.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что при наличии права гражданина на получение путевки на санаторно-курортное лечение, соответствующий орган обязан ее предоставить.
Довод ответчика о том, что путевка истцу не предоставлена из-за того, что в 2012 году путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявление ранее, а объем денежных средств, выделенных на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, не позволил удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении, суд находит не основанным на положениях закона.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что бездействия Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, выразившиеся в не предоставлении истцу путевки на санаторно-курортное лечение в 2012 году, являются незаконными.
Согласно ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Таким образом, судом установлено, что истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ему не предоставлена, поэтому в силу ст.46 Конституции РФ он имеет право на судебную защиту своего нарушенного права.
Присуждение обязательства в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).
Поскольку право на санаторно-курортное лечение у истца за 2012 год не погашается истечением календарного года, не обеспечение его путевкой произошло по причинам, от него не зависящим, осталось не реализованным из-за бездействия государственных органов, нарушенное право подлежит восстановлению.
По вышеизложенным основаниям суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Государственное учреждение – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, так как обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования. Филиал № 5 ГУ АРО ФСС РФ юридическим лицом не является и в силу ст.ст. 55, 56 ГК РФ не может нести ответственность по обязательствам юридического лица.
Сведений об исполнении ответчиками обязательств перед истцом суду не представлено.
Суду предоставлены письменные доказательства, свидетельствующие, о том, что санаторно-курортное лечение в настоящее время истцу не противопоказано.
Медицинские показания на санаторно-курортное лечение истца на день рассмотрения дела в суде подтверждаются справкой для получения путевки № 1810 от 10.01.2013 по форме №070/у-04, которая действительно в течение 6 месяцев с момента выдачи (л.д.15).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах Сидорова В.Н. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорциональной удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере <данные изъяты> в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Новоалтайска в интересах Сидорова В. Н. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившееся в не предоставлении Сидорову В. Н. путевки на санаторно-курортное лечение в 2012 году.
Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Сидорову В. Н. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год за счет средств федерального бюджета.
Взыскать с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российский Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий М.В. Шторхунова