63RS0039-01-2021-000270-92
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 апреля 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-943/2021 по административному исковому заявлению Барякиной Лидии Александровны к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения, устранении нарушений,
установил:
Барякина Л.А. обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав, что она обратилась к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в ее собственности, с кадастровым номером №:202. Распоряжением №РД-1538 от 14.12.2020 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано со ссылкой на то, что на образуемом земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером №:260, находящийся в общей долевой собственности других граждан. Считает отказ незаконным, поскольку на образуемом земельному участке после перераспределения будет присутствовать сооружение, принадлежащее только истцу. Сооружение, которое положено в основу отказа, разделено в натуре, не имеет под собой единого земельного участка. Перераспределение земельных участков не нарушает интересы третьих лиц, не создает препятствий в пользовании имуществом.
Просит признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы истца распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 14.12.2020 №РД-1538; обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Барякиной Л.А., приняв решение по его заявлению о перераспределении земельных участков; взыскать с Департамента градостроительства г.о.Самара в пользу Барякиной Л.А. судебные издержки по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением от 17.02.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены сособственники жилого дома с кадастровым номером №:260 –Кондратьева Елена Геннадьевна, Кондратьев Александр Александрович.
В судебном заседании административный истец Барякина Л.А. и ее представитель по доверенности Залуцкая О.А. административный иск поддержали, просили удовлетворить.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара не явился, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заинтересованные лица Кондратьева Е.Г., Кондратьев А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №:202 площадью 200 кв.м, по адресу: <адрес>, относящийся по категории земель к землям населенных пунктов, с видом разрешённого использования: под ИЖС. Граница земельного участка состоит из двух контуров.
Также административному истцу принадлежат на праве общей долевой собственности объект ИЖС с кадастровым номером №:260, расположенный по адресу: Самарская область, <адрес>, доля в праве – 13/51.
Другими собственниками данного объекта ИЖС являются Кондратьева Е.Г. (доля в праве 19/51) и Кондратьев А.А. (доля в праве – 19/51).
Распределение долей в домовладении по адресу: <адрес> и признание за Барякиной Л.А. права общей долевой собственности на данный объект произведено решением Октябрьского районного суда г.Самары от 21.05.1996.
25.11.2020 административный истец обратилась в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером №:202, в соответствии со схемой расположения земельного участка, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 207 кв.м (л.д. 18).
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-1538 от 14.12.2020 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании подпункта 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ со ссылкой то, что согласно сведениями, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара, топографическим материалам департамента в пределах образуемого земельного участка расположен объект недвижимости - объект индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером №:260, находящийся в общей долевой собственности других граждан.
Пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц.
Из буквального содержания данной нормы следует, что лицу не может быть предоставлен в порядке перераспределения земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий другим гражданам или юридическим лицам либо находящийся в публичной собственности.
Доказательств данному обстоятельству суду не представлено.
Из акта обследования от 02.03.2021, составленного кадастровым инженером Денисовой Е.В., следует, что фактическая площадь используемого истцом земельного участка составляет 207 кв.м: земельный участок с кадастровым номером №:202 – 200 кв.м и примыкающий к нему земельный участок – 7 кв.м. Примыкающий земельный участок площадью 7 кв.м представляет особой выступающую часть строения – сарая. Нежилое здание частично расположено на землях государственной или муниципальной собственности. Земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, за конкретным лицом не закреплен. Самостоятельный земельный участок на месте земельного участка площадью 7 кв.м образовать невозможно, примыкающий земельный участок фактически является частью строения – сарая (л.д. 117).
Выводы кадастрового инженера подтверждаются выкопировкой из ИСОГД г.о. Самара, из которой усматривается, что испрашиваемый земельный участок занят нежилым строением либо непосредственно граничит с ним. Жилое строение на испрашиваемом земельном участке не расположено (л.д. 102).
Согласно выпискам из ЕГРН объект жилищного строительства с кадастровым номером №:260 в пределах земельного участка с кадастровым номером №:202 не находится. Данное обстоятельство объясняется тем, что объект ИЖС внесен в кадастр недвижимости без координат границ. При этом из выкопировки из ИСОГД г.о.Самара усматривается, что данный объект недвижимости, обозначенный на плане буквой «Ж», частично расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером №:202. К нему примыкает нежилое строение, обозначенное на плане буквой «Н». Доказательств того, что указанное нежилое строение, входит в состав объекта ИЖС с кадастровым номером №:260, материалы дела не содержат.
Нежилое строение (сарай), по словам административного истца, принадлежит ей одной. Данное обстоятельство ответчиком не опровергнуто.
Таким образом, вопреки доводам административного ответчика, объект ИЖС с кадастровым номером №:260, находящийся в общей долевой собственности истца и других лиц, на испрашиваемом земельном участке площадью 7 кв.м не расположен. Доказательств расположения на испрашиваемом земельном участке иного объекта недвижимости, принадлежащего другим гражданам или юридическим лицам, суду не представлено.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что распоряжение административного ответчика №РД-1538 от 14.12.2020 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по приведенному в нем основанию не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, что является основанием для признания распоряжения незаконным.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков. С учетом установленного п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ срока рассмотрения заявления данная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Поскольку решение суда состоялось в пользу административного истца и законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов в случае принятия судебного акта не в пользу таких органов, с административного ответчика в пользу Барякиной Л.А. подлежат взысканию подтвержденные квитанцией судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Барякиной Лидии Александровны к Департаменту градостроительства городского округа Самара удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 14.12.2020 №РД-1538 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить нарушение прав Барякиной Л.А., заново рассмотреть и принять решение по ее заявлению о перераспределении земельных участков.
Взыскать с Департамента градостроительства г.о.Самара в пользу Барякиной Лидии Александровны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 16.04.2021.