Дело №2-662/2013
Решение
Именем Российской Федерации
«29» августа 2013 года п. Демянск
Валдайский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Степановой Ю.П.,
при секретаре Толстовой Е.Ю.,
с участием заместителя прокурора Маревского района Егорова М.А.,
представителей ответчика - Администрации Маревского муниципального района Новгородской области Святской Е.Н. и Горкина С.И., действующих по доверенностям,
представителя третьего лица - Администрации Маревского сельского поселения - Арсентьевой Н.А., действующей на основании приказа от 05 августа 2013 года № 64-рл
представителя третьего лица - Муниципального унитарного предприятия Маревского муниципального района «Маревское водоканализационное хозяйство» в лице директора Руднева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Маревского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Маревского муниципального района об обязании совершить определенные действия
установил:
Прокурор Маревского района Новгородской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Маревского муниципального района (далее - Администрация) с иском об обязании совершить определенные действия, а именно обязать Администрацию организовать в дер. Липье Маревского муниципального района Новгородской области водоснабжение населения в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжению Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года № 24 в срок до 01 октября 2013 года. В обоснование иска указал, что согласно акту проверки от 08 августа 2013 года установлено, что на территории дер. Липье Маревского муниципального района имеется одна скважина с установленным на ней глубинным насосом, которая осуществляет водоснабжение на территории соответствующего населенного пункта. Однако, проверкой установлено, что данная скважина не обеспечивает подачу воды в требуемых объектах в связи с отсутствием запаса воды в скважине. На территории дер. Липье иных источников водоснабжения не установлено. По состоянию на 20 августа 2013 года численность населения на территории дер. Липье Маревского муниципального района всех возрастных групп составляет 195 человек. На основании соглашения о передаче части полномочий по решению вопроса местного значения по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения топливом от 29 декабря 2012 года № 144, подписанного главой Маревского муниципального района и главой Маревского сельского поселения, обязанность по водоснабжению населения в границах поселения возложена на Администрацию Маревского муниципального района в лице отдела обеспечения деятельности инфраструктуры Администрации района. Между тем, надлежащее водоснабжение в дер. Липье Маревского района Новгородской области отсутствует, Администрация мер, направленных на организацию водоснабжения в населенном пункте Липье в соответствии с предоставленными ей полномочиями не принимает, сложившееся ситуация делает невозможным осуществление контроля качества воды, его соответствие санитарно - эпидемиологическим требованиям, потребляемое гражданами, проживающими в дер. Липье из иных источников, что в свою очередь может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний, нарушая права на благоприятную среду обитания жителей деревни и иных граждан, находящихся в дер. Липье Маревского муниципального района.
Заместитель прокурора Маревского района Новгородской области Егоров М.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика - Святская Е.Н. и Горкин С.И. с иском согласились, пояснив, что действительно проблема водоснабжения населения дер. Липье существует. В настоящее время данная проблема уже решена, прорыв устранен и вода начала поступать. В будущем, Администрация будет предпринимать надлежащие меры, обеспечивающие поступление воды в дер. Липье.
Представитель третьего лица - Арсентьева Н.А. в судебном заседании полагала, что требования прокурора обоснованны.
Представитель третьего лица - Муниципального унитарного предприятия Маревского муниципального района «Маревское водоканализационное хозяйство» Руднев В.А. в судебном заседании полагал, что требования обоснованны.
Представитель третьего лица - территориального отдела Управления ФС Роспотребнадзора по Новгородской области в Валдайском районе - Гусев А.А. в судебное заседание не явился, представил заявление в котором просит рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие, полагает иск обоснованным, что в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ является основанием для рассмотрения дела в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав заместителя прокурора Маревского муниципального района Новгородской области, представителей ответчика, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 19 Водного кодекса Российской Федерации, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, то исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.
Согласно п. п. 9, 49 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, исполнителем должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю и исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01".
Из содержания пунктов 1.3, 1.4 Санитарных правил следует, что они предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, и применяется в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях.
Из материалов дела следует, что на основании коллективного обращения жителей дер. Липье Маревского муниципального района Новгородской области от 24 июля 2013 года прокуратурой Маревского муниципального района проведена проверка исполнения требований законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения. Актом проверки прокуратуры Маревского района от 08 августа 2013 года установлено, что на территории дер. Липье Маревского муниципального района имеется одна скважина с установленным на ней глубинным насосом, которая осуществляет водоснабжение на территории соответствующего населенного пункта. Однако, проверкой установлено, что данная скважина не обеспечивает подачу воды в требуемых объектах в связи с отсутствием запаса воды в скважине. На территории дер. Липье иных источников водоснабжения не установлено.
Как следует из справки о численности населения от 20 августа 2013 года № 696 по состоянию на 20 августа 2013 года численность населения на территории дер. Липье Маревского муниципального района всех возрастных групп составляет 195 человек.
Как следует из соглашения № 144 от 29 декабря 2012 года о передаче части полномочий по решению вопроса местного значения по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения топливом от 29 декабря 2012 года № 144, подписанного главой Маревского муниципального района и главой Маревского сельского поселения, обязанность по водоснабжению населения в границах поселения возложена на Администрацию Маревского муниципального района в лице отдела обеспечения деятельности инфраструктуры Администрации района.
Дополнительным соглашением к указанному соглашению от 21 августа 2013 года также подтверждена обязанность Администрации организовать в границах поселения водоснабжение населения и водоотведение.
Таким образом, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, Администрацией не представлено доказательств тому, что у неё отсутствует реальная возможность оказания услуги по водоснабжению надлежащего качества в дер. Липье Маревского муниципального района Новгородской области.
Следовательно, при таких обстоятельствах исходя из выше приведенных правовых норм и установленных судом обстоятельств дела, суд полагает, что Администрация в силу своего предназначения обязана поставлять населению дер. Липье Маревского муниципального района Новгородской области воду надлежащего качества, следовательно, полагает необходимым возложить на ответчика обязанность организовать в дер. Липье Маревского муниципального района Новгородской области водоснабжение населения в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 в срок до 01 октября 2013 года.
Суд также полагает, что срок до 01 октября 2013 года является разумным и достаточным для того, что ответчик мог принять меры для исполнения судебного решения и после вступления решения суда в законную силу исполнить его.
Суд также отмечает, что установление более длительного срока по обеспечению жителей дер. Липье надлежащим водоснабжением не способствует защите нарушенного права и может повлечь неблагоприятные последствия, привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний, нарушая права на благоприятную среду обитания жителей деревни и иных граждан, находящихся в дер. Липье Маревского муниципального района.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 203 ГПК РФ при наличии обстоятельств, указывающих на невозможность исполнения обжалуемого решения суда в срок, установленный в нем, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
При этом, суд отмечает, что способ устранения указанных нарушений закона должен избираться Администрацией в зависимости от наличия финансовых и технических возможностей, целесообразности и эффективности мероприятий.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Маревского района Новгородской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Маревского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать Администрацию Маревского муниципального района Новгородской области в срок до 01 октября 2013 года организовать в дер. Липье Маревского муниципального района Новгородской области водоснабжение населения в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжению Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года № 24.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Валдайский районный суд Новгородской области.
Судья Ю.П. Степанова