Дело № 12-45/2015
РЕШЕНИЕ
город Волжский Волгоградской области 17 декабря 2014 года
Судья Волжского городского суда Волгоградской области Рыжова Л.А., рассмотрев единолично протест заместителя прокурора <адрес> Вольской М.Е. на определение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа – <адрес> от "."..г. о возврате протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Масленникова С.В.,
УСТАНОВИЛ:
В комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа – <адрес> на основании определения заместителя командира ОРДПС ГИБДД Управления МВД России по городу <адрес> от "."..г. поступили протокол об административном правонарушении от "."..г. и другие материалы дела в отношении несовершеннолетнего Масленникова С.В. по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ для рассмотрения в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ вопроса об освобождении его от административной ответственности с применением меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
"."..г. комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа – <адрес> вынесла определение о возвращении указанного протокола и других материалов дела в отношении несовершеннолетнего Масленникова С.В. по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ в орган, составивший протокол об административном правонарушении – Управление МВД России по городу Волжскому Отдел государственной безопасности дорожного движения, в связи с невозможностью установления наличия события, состава административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, ввиду ненадлежащего оформления представленного материала, а именно отсутствия документов на собственника транспортного средства, объяснения собственника транспортного средства о причине того, что данный автомобиль не был застрахован, объяснение нарушителя о том, как он завладел данным автомобилем.
Заместителем прокурора <адрес> Вольской М.Е. на данное определение принесен протест, в котором указано на отсутствие существенных недостатков протокола об административном правонарушении, а соответственно, и законных оснований, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, для его возвращения в ГИБДД для устранения недостатков; а также на ненадлежащее лицо, подписавшее вынесенное определение. Просит восстановить срок на принесение протеста, поскольку о незаконном определении прокурору стало известно только "."..г..; отменить определение от "."..г. о возвращении протокола об административном правонарушении в отношении Масленникова С.В., направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение.
Прокурор Волжской городской прокуратуры Бояринцев Р.В. протест поддержал, просил восстановить срок на подачу протеста, отменить определение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа – <адрес> от "."..г., возвратить дело в отношении несовершеннолетнего Масленникова С.В. по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ на новое рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа – <адрес>. Пояснил, что прокурор по объективным причинам не имел возможности в установленный срок принести протест, просил признать причину пропуска срока уважительной и восстановить пропущенный процессуальный срок.
Несовершеннолетний Масленников С.В. и его законный представитель Масленникова В.Н. на рассмотрение протеста не явились, о времени и месте рассмотрения протеста извещены, каких-либо ходатайств от них не поступило.
Выслушав прокурора, изучив доводы протеста и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о наличии оснований для удовлетворения протеста прокурора.
В соответствии со статьей 30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2 и частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.
Согласно статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока, он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу.
Заместитель прокурора просит восстановить процессуальный срок на обжалование определения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа – <адрес> от "."..г., поскольку данное определение поступило в прокуратуру <адрес> "."..г.. Протест заместителем прокурора поступил в суд "."..г..
Принимая во внимание доводы прокурора и установленные при рассмотрении протеста обстоятельства, считаю возможным признать причину пропуска срока для принесения протеста уважительной и пропущенный процессуальный срок прокурору восстановить.
Исходя из требований п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством.
Согласно протоколу об административном правонарушении <адрес> от "."..г., Масленников С.В. обвиняется в том, что "."..г. в 03 <...> минут у <адрес> в городе Волжском в нарушение требований п.2.1.1 Правил дорожного движения РФ управлял автомобилем <...> без государственного регистрационного знака, не имея права управления транспортным средством. Указанные действия несовершеннолетнего Масленникова С.В., "."..г. года рождения, квалифицированы должностным лицом ГИБДД по ст. 12.7 ч. 1 КоАП РФ.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в том числе, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Как следует из п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении Пленума от "."..г. №... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» (с изменениями), в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
В связи с тем, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором.
По смыслу ст. 26.1 КоАП РФ, предусматривающей обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, предметом судебного исследования является, в частности, вопрос о виновности лица в совершении противоправного действия, зафиксированного в протоколе об административном правонарушении.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.
Несущественными являются такие недостатки протокола об административном правонарушении, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Как следует из определения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа – <адрес> от "."..г., на которое прокурором принесен протест, в нем основанием для возвращения протокола и других материалов дела должностному лицу, составившему протокол, указано на отсутствие в материалах дела документов на собственника транспортного средства, объяснения собственника транспортного средства о причине того, что данный автомобиль не был застрахован, объяснение нарушителя о том, как он завладел данным автомобилем, что коллегиальный орган посчитал целесообразным рассматривать как неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
С данным выводом коллегиального органа нельзя согласиться, поскольку в определении не указано на наличие предусмотренных законом существенных нарушений, не позволяющих рассмотреть дело об административном правонарушении, вывод коллегиального органа о наличии оснований для возврата протокола об административном правонарушении лицу, его составившему, не обоснован и не соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку содержание протокола об административном правонарушении от "."..г. отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, из протокола следует, что личность Масленникова С.В. установлена, в протоколе об административном правонарушении указаны данные паспорта гражданина Российской Федерации, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, сведения о разъяснении предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ прав лицу, привлекаемому к административной ответственности, и иные сведения, необходимые для разрешения дела; протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя несовершеннолетнего; копия протокола вручена Масленникову С.В.; к материалам дела приобщены протоколы об отстранении Масленникова С.В. от управления транспортным средством и задержании транспортного средства.
Отсутствие в материалах дела документов на собственника транспортного средства, объяснения собственника транспортного средства о причине того, что данный автомобиль не был застрахован, объяснения нарушителя о том, как он завладел данным автомобилем, не является существенным нарушением, препятствующим рассмотрению дела об административном правонарушении по существу, кроме того, данные обстоятельства могут быть выяснены при рассмотрении дела по существу в соответствии с требованиями ст. ст. 26.1, 26.11 КоАП РФ.
Других доводов о наличии оснований для возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, которое его составило, в том числе о неполноте представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, в определении не указано, что свидетельствует об отсутствии у комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа – <адрес> оснований для вынесения определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в ОГИБДД Управления МВД России по городу <адрес>.
Согласно части 3 статьи 29.12 КоАП РФ определение по делу об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа.
В соответствии с п. 1.7 Положения о муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес>, утвержденного постановлением Волжской городской Думы от "."..г. № 112/8, председательствует на заседании муниципальной комиссии ее председатель либо, по его поручению, заместитель председателя, или член муниципальной комиссии.
В нарушение указанных норм, определение коллегиального органа о возврате протокола об административном правонарушении подписано и.о. ответственного секретаря КДНиЗП, то есть ненадлежащим лицом.
Учитывая, что определение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа – <адрес> от "."..г. о возвращении в ОГИБДД Управления МВД России по городу <адрес> протокола об административном правонарушении и других материалов дела в отношении несовершеннолетнего Масленникова С.В. по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел на момент рассмотрения протеста не истек, прихожу к выводу об обоснованности протеста прокурора, определение коллегиального органа подлежит отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа – <адрес>.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Восстановить прокурору <адрес> срок на принесение протеста на определение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа – <адрес> от "."..г..
Определение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа – <адрес> от "."..г. о возвращении в ОГИБДД Управления МВД России по городу <адрес> протокола об административном правонарушении и других материалов дела в отношении Масленникова С.В. по части 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа – <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья