Дело №2-397/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 01 марта 2013 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кравченко О.Е.
с участием истцов Шалыгиной С.С. и Кириенко С.Л.
представителя ответчика Шамрай З.А. - Малаховой О.А.
представителя ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю» - Кочкиной Е.А.
при секретаре Калининой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шалыгина С.С. и Кириенко С.Л. к Шамрай З.А., ФГБУ «ФКП Росреестра по Красноярскому краю» о расформировании земельного участка путем снятия его с кадастрового учета; прекращении права собственности; признании свидетельства о государственной регистрации права недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
Шалыгина С.С. и Кириенко С.Л. обратились в суд с исковым заявлением к Шамрай З.А. и ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Красноярскому краю, в котором просят расформировать земельный участок по адресу: Х, кадастровый номер У принадлежащий Шамрай З.А., в границах точек: Z путем снятия с кадастрового учета и прекратить право собственности Шамрай З.А. на указанный земельный участок, признав недействительным свидетельство о государственной регистрации права У от 24 июня 2011 года, выданное в отношение объекта права – земельного участка с кадастровым номером У и расположенного по адресу: Х, мотивируя тем, что Шамрай З.А. повторно использовала правоустанавливающие документы для оформления прав на земельный участок, который в настоящее время используется Шалыгиной С. С. и Кириенко А. Л., при этом их права постановкой на кадастровый учет и оформлением права собственности ответчицы на данный участок, были существенным образом нарушены.
Истцы Шалыгина С.С. и Кириенко С.Л. заявленные требования поддержали в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в заявлении, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований не пожелали, дополнительно пояснив при этом, что они проживают по адресу: Х соответственно, учитывая, что в доме имеются четыре квартиры и все квартиры принадлежат их жильцам на праве собственности, земельный участок, расположенный непосредственно рядом с домом с учетом фактического использования определен границами для каждой из квартир дома, и используется его жителями как приусадебный участок. В соответствии с распоряжением администрации главы Октябрьского района в г. Красноярске и на основании постановления Главы г. Красноярска от 16.05.2006 года № 400 «О предоставлении земельных участков для ведения огородничества на территории города Красноярска», Шалыгиной С.С. предоставлен земельный участок для ведения огородничества, площадью 347 кв. м., по адресу: Х (около жилого Х), участок У. В период оформления документов о приватизации используемого земельного участка ей (Шалыгиной С.С.) стало известно, что на используемый ею участок и прилегающий к нему участок, который использует Кириенко А.С., участок У, со стороны ответчицы подготовлено межевое дело, участок поставлен на кадастровый учет и на него оформлено право собственности, действиями ответчика их права постановкой на кадастровый учет и оформлением права собственности на данный участок, были существенным образом нарушены. Какие либо основания, предусмотренные гражданским законодательством для прекращения права собственности они привести не могут.
Представитель ответчика Шамрай З.А. – Малахова О.А. (по доверенности) против удовлетворения заявленных исковых требований возражала, пояснив, что земельный участок с кадастровым номером У, расположенный по адресу: Х принадлежит Шамрай З.А. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации У, выданным на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 00.00.0000 г., кроме того, решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 19 октября 2011 года, вступившим в законную силу 21.12.2011г были удовлетворены исковые требования Шамрай З.А. к Шалыгиной С.С. и Кириенко С.Л. об устранении нарушений прав собственника с возложением обязанности освободить часть земельного участка общей площадью 297 кв.м. и 233 кв.м. соответственно, расположенного по адресу: Х, имеющего кадастровый номер У и снести самовольно возведенное ограждение на земельном участке, расположенном по адресу: Х. Земельный участок с кадастровым номером У по адресу: Х принадлежащий в настоящее время ДЕВ не может считаться приусадебным, так как расположен по другому адресу. Кроме того каких-либо оснований, предусмотренных ст.235 ГК РФ и ст.44 ЗК РФ для прекращения права собственности на земельный участок истцами не приведено.
Представитель ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю - Кочкина Е.А. (по доверенности) исковые требования не признала в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, дополнительно пояснив, что требования о признании свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок не являются способом защиты нарушенного права в соответствии со ст.12 ГК РФ, свидетельство о государственной регистрации права не является ни сделкой, ни привоустанавливающим документом, а является бумажным носителем информации.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Красноярскому краю Кувшинова М.В. (по доверенности) в судебное заседание не явилась, была извещена о времени, месте и дне судебного разбирательства надлежащим образом, о причинах не явки суд не известила, ранее в ходе предварительного судебного заседания суду поясняла, что выразить свое отношение к заявленным требованиям она не может, так как они не конкретизированы.
Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные материалы, суд полагает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст.36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно…земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со ст.16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст.44 Земельного кодекса РФ, право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством
Согласно ст.235 Гражданского кодекса РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом…
В соответствии со ст.23 ФЗ от 21.07.1997 №122-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество и проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом и Жилищным кодексом Российской Федерации.
Судом установлено, что жилой дом по Х является многоквартирным и принадлежит его жильцам на праве собственности. Шалыгина С.С. проживает по Х, а Кириенко С.Л. в Х указанного жилого дома, что подтверждается копиями свидетельства о государственной регистрации права от 14.03.2006г, а также свидетельствами о приватизации жилого помещения и договора на передачу квартиры в собственность граждан (л.д.8, 21-23).
Ответчица Шамрай З.А. является собственником жилого помещения - квартиры по адресу: Х, основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 24 января 1995 года, что подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о приватизации жилого помещения от 24 января 1995 года, а также собственником спорного земельного участка, общей площадью 529 кв. м., с кадастровым номером У, расположенного по адресу: Х, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права У от 24 июня 2009 года и копией кадастрового паспорта земельного участка от 10 июня 2009 год на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 20 ноября 1992 года.
До настоящего времени правоустанавливающие документы, послужившие основанием для регистрации права собственности ответчика на указанное жилое помещение и занимаемый ею земельный участок не оспорены в судебном порядке.
Кроме того, согласно решению Октябрьского районного суда г. Красноярска от 19 октября 2011 года, вступившего в законную силу 21.11.2011г. исковые требования Шамрай З.А. к Шалыгина С.С., Кириенко С.Л. об устранении нарушений прав собственника были удовлетворены, на Шалыгина С.С. возложена обязанность освободить часть земельного участка общей площадью 297 кв.м., расположенного по адресу: Х, кадастровый номер У в границах точек: Z и снести самовольно возведенное ограждение на земельном участке, расположенном по адресу: Х, кадастровый номер У в границах точек: Z; а также возложена обязанность на Кириенко С.Л. освободить часть земельного участка общей площадью 233 кв.м., расположенного по адресу: Х, кадастровый номер У в границах точек: Z и снести самовольно возведенное ограждение на земельном участке, расположенном по адресу: Х, кадастровый номер У в границах точек: тZ
В соответствии со ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В ходе рассмотрения вышеуказанного гражданского дела по иску Шамрай З.А. было установлено, что согласно заключению землеустроительной экспертизы от 02 июня 2011 года, проведенной ООО «КрасТехИнвентаризация», земельный участок с кадастровым номером У по адресу: Красноярск, Х, разделен на 2 земельных участка: площадью 297 кв.м., используемый Шалыгиной С.С., проживающей в квартире Х указанного дома и площадью 233 кв.м. используемый Кириенко С.Л. проживающей в квартире Х, участки разделены заборами, определены границы земельных участков и использовались ими для ведения огородничества на протяжении длительного времени, на участке имеются ограждения, разделяющие используемые ими земельные участки, при этом правоустанавливающие документы у них отсутствуют. Земельный участок с кадастровым номером У принадлежит Шамрай З.А. на законном основании, ее право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, в настоящее время не оспорено, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных действующим законодательством оснований для его использования ответчиками.
Доводы Шалыгиной С.С. и Кириенко С.Л. о том, что основанием для использования вышеуказанных земельных участков послужили распоряжения администрации Октябрьского района г. Красноярска о предоставлении земельных участков для ведения огородничества от 19.03.2009 г. № 356-р и от 10.04.2009 г. № 498, срок которых истек, при этом договоры аренды земельных участков Шалыгиной С.С. и Кириенко С.Л. не заключались, судом исследовались и им давалась надлежащая оценка, в связи с чем, суд пришел к выводу, что Шалыгина С.С. и Кириенко С.Л. пользуются ими самовольно, без каких-либо на то правоустанавливающих документов и разрешений.
Как предусмотрено положениями ст.ст.16, ст.20, ст.25 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. от 28.07.2012г.), кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона. Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Шалыгиной С.С. и Кириенко С.Л. о расформировании земельного участка по адресу: Х, имеющего кадастровый номер У, принадлежащего Шамрай З.А., в границах точек: Z путем снятия с кадастрового учета являются необоснованными, доказательств нарушения ведения кадастрового учета в отношении данного участка суду не представлено, право собственности Шамрай З.А. на указанный земельный участок до настоящего времени в судебном порядке не оспорено, документы, послужившие основанием для его регистрации не отменены и не признаны судом недействительными.
Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для прекращения права собственности ответчика на спорный земельный участок судом не установлено, доказательств обратного согласно положениям ст.56 ГПК РФ, истцами не представлено.
Требование о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права 24 У от 24 июня 2011 года, выданное в отношение объекта права – земельного участка с кадастровым номером У и расположенного по адресу: Х не подлежат удовлетворению вследствие того, что такое требование не является способом защиты нарушенного права.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Свидетельство о государственной регистрации права не является ни сделкой, ни актом государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с частью1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997г. « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ, которая удостоверяется соответствующим свидетельством (ст.14 Закона).
Таким образом, свидетельство является бумажным носителем информации, подтверждающим зарегистрированное право, возможность признания недействительным которого гражданским законодательством не предусмотрена. Более того, недействительность свидетельства не влечет правовых последствий без оспаривания зарегистрированного права.
В этой связи, с учетом совокупности всех исследованных по делу обстоятельств и представленных доказательств, суд приходит к выводу, что истцами по делу выбран ненадлежащий способ защиты права.
Согласно положений ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. За пределы заявленных требований суд может выйти в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Оценивая всю совокупность фактических обстоятельств по делу, учитывая, что иных исковых требований с учетом предусмотренных законом способов защиты нарушенного права (ст.12 ГК РФ) истцами не заявлено, воспользоваться своим правом, предусмотренным ст.39 ГПК РФ, а именно, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, ни Шалыгина С.С., ни Кириенко С.Л. не пожелали, в связи с чем, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных исковых требований истицам отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении Шалыгина С.С. и Кириенко С.Л. к Шамрай З.А., ФГБУ «ФКП Росреестра по Красноярскому краю» о расформировании земельного участка путем снятия его с кадастрового учета; прекращении права собственности; признании свидетельства о государственной регистрации права недействительным – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 06 марта 2013 года.
Председательствующий: (подпись).
Копия верна.
Судья: О.Е. Кравченко