Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2031/2019 ~ М-1954/2019 от 29.10.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2019 г. с. Красный Яр

Красноярский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Абишева М.С.,

при секретаре Евстафьеве Я.С.,

с участием прокурора Букреева В.Е.,

с участием истца Францева М.А., представителя ответчика Заеленчиц И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2031/2019 по исковому заявлению прокурора Красноярского района в интересах ФранцеваМихаила Александровича к администрации м.р. Красноярский Самарской области
о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красноярского района Самарской области обратился в Красноярский районный суд Самарской области с исковым заявлением в интересах Францева Михаила Александровичав порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации муниципального района Красноярский Самарской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории муниципального района Красноярский.

В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что Францев М.А. включен в список на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ). По результатам проведенной проверки, Францев М.А. собственного жилого помещения не имеет, фактически проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>

Вместе с тем, право на получение жилья у него возникло ДД.ММ.ГГГГ. Бездействие органа местного самоуправления по обеспечению Францева М.А.жилым помещением нарушает его право, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ, ст. 8 Закона № 159-ФЗ, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, при этом Францев М.А. относится к социально незащищенной группе населения.

В судебном заседании прокурор Букреев В.Е., истец Францев М.А. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Заеленчиц И.В. в судебном заседании пояснила, что не отрицает право Францева М.А.на предоставление жилья. Жилое помещение будет предоставлено по мере поступления денежных средств из бюджета Самарской области.

Представитель третьего лица Минсоцдемографии Самарской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, в адрес суда направил письменный отзыв на иск, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Согласно представленному в материалы дела письменного отзыва, просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать, поскольку Францев М.А. состоит в списке лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в установленном порядке, а обеспечение жилым помещением вне очереди на основании решения суда приведет в нарушению прав других детей-сирот, включенных в список ранее Францева М.А., и к нецелевому расходованию денежных средств. А также не возражает в удовлетворении исковых требований при условии их уточнения, а именно: обязании муниципальное образование предоставить Францеву М.А. жилое помещение в порядке очередности по Списку.

Выслушав в судебном заседании прокурора, истца Францева М.А., представителя ответчика Заеленчиц И.В., исследовав материалы дела, изучив представленные отзывы на иск, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Прокуратурой Красноярского района Самарской области проведена проверка по обращению Францева М.А по исполнению администрацией муниципального района Красноярский жилищного законодательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.

Судом установлено, чтоФранцев М.А. постановлением главы администрации муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Красноярский Самарской области (далее - Список) в соответствии с Законом № 159-ФЗ, ст.ст. 2, 4, 5 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», поскольку его мать - ФИО3, отец - ФИО4, решением Красноярского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены в отношении Францева М.А. родительских прав. Францев М.А. передан под опеку бабушке, ФИО5.

Францев М.А. не имеет в собственности жилья, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 53). Проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, у опекуна - ФИО5

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст. 2 п. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фондов.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются настоящим Законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» (далее - граждане, уволенные с военной службы), а также государственными полномочиями Самарской области по постановке на учет и учету граждан, указанных в статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 159 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с ч. 8 ст. 8 Закона № 159 указано, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Законом Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Статьями 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке населения» предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно ч. 1, 2 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД, в Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.

Согласно ст. 2 Закона Самарской области № 135-ГД органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.

Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п. 3 ст. 20 ФЗ № 131 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Таким образом, из содержания указанных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что обязанность государства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений, не ставится в зависимость от своевременности предоставления соответствующих субвенций органам местного самоуправления и от наличия у органов местного самоуправления специализированного жилого фонда.

Из материалов дела видно, что истец Францев Михаил Александрович включен в Список в соответствии с Законом № 159-ФЗ.

При этом установлено, что ответчик не оспаривает факт нуждаемости истца в жилом помещении муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени Францев Михаил Александрович жильем не обеспечен.

Доводы о том, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением в порядке очередности приняты быть не могут, поскольку действующим законодательством момент предоставления лицам указанной категории жилого помещения определен фактом наступления определенного события (достижении возраста 18 лет, приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия и т.д.), то есть, по смыслу закона обязанность государства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений, не может ставиться в зависимость от наличия очереди среди лиц указанной категории.

Также нельзя принять доводы о том, что категория граждан, к которой относится истец, будет обеспечиваться жилыми помещениями по мере поступления средств и об отсутствии у ответчика свободного муниципального жилого фонда, поскольку в силу вышеприведенных норм законодательства, предусматривающих обязанность государства по обеспечению жилыми помещениями из муниципального жилого фонда лиц данной категории, не предусматривают исполнение государством данной обязанности в зависимости от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета Самарской области.

На основании изложенного, оценивая собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку установлено, что Францев Михаил Александрович включен в Список, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени органами местного самоуправления муниципального района Красноярский Самарской области жилое помещение по договору найма специализированного жилого фондаему не предоставлено. Бездействие органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения нарушает права Францева Михаила Александровича. В свою очередь недостаточное финансирование переданных государственных полномочий не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту социальных прав гражданин РФ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 98.1, 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 3 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Красноярского района в интересах ФранцеваМихаила Александровича к администрации м.р. Красноярский Самарской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию м.р. Красноярский Самарской области предоставить ФранцевуМихаилу Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не ниже установленных социальных норм, расположенное на территории м.р. Красноярский Самарской области.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение подлежит изготовлению в течение пяти дней.

Судья Абишев М.С.

В окончательной форме решение суда изготовлено 02.12.2019.

Судья ______________________ Абишев М.С.

2-2031/2019 ~ М-1954/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Красноярского района Самарской области
Францев М.А.
Ответчики
Администрация муниципального района Красноярский Самарской области
Другие
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Суд
Красноярский районный суд Самарской области
Судья
Абишев М.С.
Дело на странице суда
krasnoiarsky--sam.sudrf.ru
29.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.10.2019Передача материалов судье
31.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2019Подготовка дела (собеседование)
25.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2019Судебное заседание
02.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2020Дело оформлено
06.02.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее