Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1112/2020 ~ М-708/2020 от 10.03.2020

№ 2-1112/2020

№70RS0004-01-2020-000880-23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2020 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Лобановой Н.Ю.,

при секретаре Татаренко В.А.,

с участием:

помощника прокурора Октябрьского района г.Томска Кастамаровой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Томска в интересах Сорочинской Анастасии Викторовны к администрации г.Томска о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г. Томска обратился в суд в интересах Сорочинской Анастасии Викторовны с иском к администрации г. Томска о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, находящимся на территории муниципального образования «Город Томск», общей площадью не менее 25,0 квадратных метров.

В обоснование заявленного требования в исковом заявлении указано, что Сорочинская А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать Сорочинской А.В. Сорочинская Е.Н. лишена родительских прав, отец – Сорочинский В.В. в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Распоряжением Главы администрации Октябрьского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Сорочинская А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск». Сорочинская А.В. достигла совершеннолетия, не является собственником жилого помещения. До настоящего времени жилье по договору социального найма специализированных жилых помещений истцу не предоставлено.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Томска Кастамарова Н.С. поддержала исковое заявление по изложенным в нем доводам, просила требования удовлетворить.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направил.

Третье лицо администрация Томской области, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежаще и своевременно, в судебное заседание своего представителя не направила, представила отзыв на исковое заявление, в котором полагала, что внеочередное предоставлении администрацией г.Томска жилого помещения Сорочинской А.В. может повлечь нарушение прав иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, состоящих в списке на получение жилья ранее Сорочинской А.В. Считает, что обращение прокурора Октябрьского района г.Томска в защиту интересов Сорочинской А.В. необоснованно, так как права и законные интересы материального истца действиями администрации г.Томска фактически не нарушены. В связи с чем, в случае удовлетворения исковых требований, просит суд учесть условия, сопутствующие приобретению жилого помещения в порядке, установленном федеральным законодательство, увеличив временной промежуток исполнения решения суда.

Суд в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Заслушав истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.

В силу положений ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

В соответствии со ст.1 названного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно свидетельству о рождении истца , выданному повторно ДД.ММ.ГГГГ, Сорочинская Анастасия Викторовна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ее родителями указаны Сорочинский Виктор Викторович и Сорочинская Елена Николаевна (л.д. 22).

Исходя из справки о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце Сорочинской А.В. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д.21).

Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать истца Сорочинская Е.Н. лишена родительских прав в отношении Сорочинской А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 23).

Таким образом, Сорочинская А.В. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, и, соответственно, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Разрешая по существу требование прокурора Октябрьского района г. Томска о предоставлении Сорочинской А.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд исходит из следующего:

В соответствии с положениями ст. 56-57 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Постановлением главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ Сорочинская А.В. была определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение, за нею закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ отменен п.2 постановления главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ , и постановление главы администрации Октябрьского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ .

Распоряжением администрации Советского района от ДД.ММ.ГГГГ над Сорочинской А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. установлена возмездная опека, опекуном назначена ФИО7, с которой был заключен договор о передачи ребенка на воспитание в приемную семью ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно паспорту , выданному <адрес> <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, на имя Сорочинской А.В. Сорочинская А.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>.

Согласно справке с места жительства, выданной специалистами паспортного стола, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> тракт, <адрес>, зарегистрировано три человека. На основании сведений, указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости ФИО2 не владеет жилыми помещениями на праве собственности, по договорам социального найма, либо найма специализированных жилых помещений.

Распоряжением главы администрации Октябрьского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ Сорочинская А.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск».

Доказательств обратного суду в соответствии с положениями ст. 56-57 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Сорочинская А.В. подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.

Частью 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений п. 1, 7 и 8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в п.1 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28 -ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», согласно которой указанной категории граждан областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.

В соответствии с п. 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а, специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов Томской области (далее - Списки муниципальных районов, городских округов), сформированные органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Томской области, осуществляющими отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списками муниципальных районов, городских округов (п.4.1 Порядка).

Согласно ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Таким образом, администрация г.Томска наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно является надлежащим ответчиком по иску.

Согласно частям 1 и 2, ст.6 указанного Закона Томской области финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Указанные субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам городских округов.

Частью 3 ст.3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» предусмотрено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:

формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории поселения либо городского округа;

за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов;

по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно п. 1 и 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Прокурором Октябрьского района г.Томска заявлено требование о предоставлении Сорочинской А.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее 25,0 кв.м.

Решением Думы Города Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма», действующим с 12.02.2016, установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 25,0 квадратных метров общей площади на одиноко проживающего гражданина.

Поскольку выше судом установлено, что Сорочинская А.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования «Город Томск», в установленном Порядке включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск», до достижения 23 лет, не обеспечена жилым помещением, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Октябрьского района г.Томска о понуждении администрации г.Томска к предоставлению Сорочинской А.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений подлежат удовлетворению. При этом площадь предоставляемого жилого помещения исходя из положений законодательства действующего на момент принятия решения должна быть не менее 25 кв.м.

Часть 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает право суда установить конкретный срок совершения действий, к совершению которых присужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.

Суду никаких доказательств, свидетельствующих о необходимости установления конкретного срока совершения действий по предоставлению жилого помещения и невозможности его предоставления сразу после вступления решения суда в законную силу в соответствии с положениями ст. 56-57 ГПК РФ представлено не было.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для установления конкретного срока совершения действий по предоставлению жилого помещения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 25 ░░.░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 07.07.2020

░░░░░                    ░.░. ░░░░░░░░

2-1112/2020 ~ М-708/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сорочинская Анастасия Викторовна
Прокурор Октябрьского района г.Томска
Ответчики
Администрация г.Томска
Другие
Администрация Томской области
Кастамарова Надежда Сергеевна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Лобанова Н.Ю.
Дело на сайте суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
10.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2020Передача материалов судье
17.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Подготовка дела (собеседование)
13.04.2020Производство по делу приостановлено
29.06.2020Производство по делу возобновлено
29.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2020Подготовка дела (собеседование)
29.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2020Судебное заседание
07.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2020Дело оформлено
02.12.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее