Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-201/2018 ~ М-181/2018 от 03.05.2018

№ 2-201/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 мая 2018 г. пос. Пряжа

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Михеевой С.А., при секретаре Хвитько Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мозгалевой Р. А. к Администрации Пряжинского национального муниципального района о признании права на обеспечение жилым помещением, восстановлении в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья на условиях специализированного найма,

установил:

Мозгалева Р.А. обратилась в Пряжинский районный суд РК с иском к Администрации Пряжинского национального муниципального района РК о признании за истцом права на обеспечение жилым помещением, восстановлении в списке на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование требований истец указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлась воспитанницей <данные изъяты>. В соответствии с распоряжением <данные изъяты> поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ за истцом и ее братом было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение сгорело. ДД.ММ.ГГГГ Администрация Пряжинского национального муниципального района Постановлением установила факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении. 12.08.2016 г. Постановлением истец исключена из Списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района от 12.08.2016 г. в Постановление Администрации Пряжинского национального муниципального района от 12.08.2016 г. внесено дополнение, пункт 1 Постановления дополнен абзацем о признании утратившим Постановления Администрации Пряжинского национального муниципального района от 01.04.2014 г. . До настоящего времени истец своим правом на получение жилья на основаниях, предусмотренных законодательством не воспользовалась. Мозгалева Р.А. считает, что она исключена из Списка необоснованно, имеет право на восстановление в Списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья на условиях специализированного найма.

В судебном заседании истец и ее представитель Рудюк Л.А., действующая на основании устной доверенности, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнили, что после выпуска из Детского дома истец около одного года обучалась в <данные изъяты>, после чего переехала в <адрес>. О том, что еще во время нахождения истца в Детском доме, закрепленное за ней жилое помещение сгорело, она не знала. В связи с юридической безграмотностью, наличием на воспитании несовершеннолетнего ребенка, отсутствием денежных средств для проезда в <адрес> с целью осмотра закрепленного жилого помещения, отсутствием сведений об уничтожении в результате пожара дома, истец до достижения ею возраста 23 лет никуда по вопросу обеспечения ее жильем не обращалась. После того, как в 2014 году истцу стало известно о пожаре, она обратилась в Администрацию Пряжинского национального муниципального района с целью установления факта невозможности проживания в ранее закрепленном жилом помещении и включении ее в список на получение жилого помещения.

Представитель ответчика Администрации Пряжинского национального муниципального района – Гомза А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что поскольку истец после окончания пребывания в Детском доме и до достижения ею возраста 23 лет никаких мер для принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не приняла, впервые обратилась в Администрацию с заявлением о включении ее в Список на получение жилого помещения только в марте 2016 г.. то есть по достижению ею возраста 32 лет, оснований для предоставления ей мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не имеется.

Представитель третьего лица – органа опеки и попечительства Администрации Пряжинского национального муниципального района Погосян О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.

Третье лицо – Министерство социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлен отзыв на иск, в котором просило в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Суд, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, учетное дело, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Мозгалева (до регистрации брака – <данные изъяты>) Р.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ году. <данные изъяты>, истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением <данные изъяты> поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ за Мозгалевой Р.А. и А. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г. истец являлась воспитанницей <данные изъяты>. В последующем истец в ДД.ММ.ГГГГ. поступила в <данные изъяты>, обучение в котором не закончила, отчислившись из учебного заведения в ДД.ММ.ГГГГ.

После отчисления из <данные изъяты> истец в закрепленное за ней жилое помещение не вселялась, уехала в <адрес>, где проживает до настоящего времени.

12.03.2014 г. Мозгалева Р.А. обратилась в Администрацию Пряжинского национального муниципального района с заявлением о включении в список лиц, имеющих право на получение жилья на условиях специализированного найма.

Постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района от 01.04.2014 г. установлен факт невозможности проживания Мозгалевой Р.А. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>.

На основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 22.07.2016 г. , Постановления Администрации Пряжинского национального муниципального района от 12.08.2016 г. Мозгалева Р.А. исключена из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья на условиях специализированного найма.

Постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района от 12.08.2016 г. , Постановление Администрации Пряжинского национального муниципального района от 01.04.2014 г. признано утратившим силу.

Не согласившись с данными постановлениями, Мозгалева Р.А. обратилась в суд с настоящим иском, полагая о наличии права на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами права носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

В связи с приведенными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ, утратил силу с 1 января 2013 года п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.

По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа может быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

Как следует из материалов дела, закрепленный за истцом жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был уничтожен в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, в период пребывания истца в Детском доме. Вместе с тем, Мозгалева Р.А. обратилась в Администрацию Пряжинского национального муниципального района с заявлением о включении ее в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья на условиях специализированного найма только 12.03.2014 г., то есть по достижению ею возраста 32 лет. С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения до достижения возраста 23 лет, истец не обращалась. Объективных причин, препятствующих ей к постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в установленный законом срок, из представленных в материалы дела документов не усматривается. Доказательств наличия препятствий к подаче документов для постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения истицей в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено. То обстоятельство, что истица после достижения совершеннолетия переехала для проживания в <адрес>, а также ссылки истца на отсутствие сведений о произошедшем пожаре, денежных средств с целью выезда в <адрес>, наличие малолетнего ребенка и юридическую безграмотность не могут быть признаны судом уважительными причинами, поскольку объективно данные обстоятельства не препятствовали истцу до достижения ею возраста 23 лет удостовериться в состоянии закрепленного за ней жилого помещения и принятию мер к постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Доводы истицы о том, что она по вине Детского дома и органов опеки и попечительства до достижения ею возраста 18 лет не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, как лицо, относящееся к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем ее жилищные права и интересы подлежат восстановлению, не могут быть признаны состоятельными, поскольку после достижения 18 лет и до достижения возраста 23 лет, Мозгалева Р.А. имела право самостоятельно разрешать вопрос по защите своих прав, если считала их нарушенными, однако это ею сделано не было.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для признания за истцом права на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и восстановлении ее в Списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья на условиях специализированного найма, в связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Мозгалевой Р. А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.А. Михеева

Мотивированное решение изготовлено: 30.05.2018 г.

2-201/2018 ~ М-181/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мозгалева Руслана Анатольевна
Ответчики
Администрация Пряжинского национального муниципального района
Другие
отдел по опеки и попечительству над несовершеннолетними Администрации Пряжинского национального муниципального района
Министерство социальной защиты Республики Карелия
Рудюк Лариса Александровна
Суд
Пряжинский районный суд Республики Карелия
Судья
Михеева С.А.
Дело на странице суда
priazhsky--kar.sudrf.ru
03.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2018Передача материалов судье
07.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2018Судебное заседание
30.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2018Дело оформлено
19.09.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее