УИД53RS0016-01-2021-000213-83
Дело №2-412/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Старая Русса 19 мая 2021 года
Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Комлевой Н.С.,
при помощнике судьи Староверовой О.А.,
с участием представителя истца Яковлевой Н.В.,
представителя третьего лица Администрации Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области Пестрецова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области, Иовлеву А.В. о ликвидации несанкционированной свалки отходов,
установил:
И.о. Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области об обязании в срок до 01 марта 2021 года организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, размещенной в кадастровом квартале № (в 29 метрах восточнее автодороги Шимск - Старая Русса -Холм - Невель, черед дорогу от объекта ДЭП78) на землях, государственная собственность на которую не разграничена; к Иовлеву А.В. об обязании в срок до 01 марта 2021 года ликвидировать несанкционированную свалку отходов, размещенную на земельном участке с кадастровым номером №. В обоснование заявленных требований истец указал, что Старорусской межрайонной прокуратурой Новгородской области проведена проверка по вопросу размещения несанкционированных свалок на территории Старорусского муниципального района Новгородской области, в ходе которой были выявлены нарушения природоохранного законодательства, а именно на территории Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области в пределах кадастрового квартала № размещены несанкционированные свалки отходов общей площадью 4600 кв.м.: на землях, государственная собственность на которую не разграничена, (в 29 метрах восточнее автодороги Шимск - Старая Русса - Холм - Невель, через дорогу от объекта ДЭП78) и частично на земельном участке с кадастровым номером №, находящемся в собственности Иовлева А.В. Указанные свалки не относятся к категории специализированных полигонов, не соответствуют требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2001 года №16. Таким образом, бездействие административных ответчиков как собственников вышеуказанных земельных участков по ликвидации обозначенных несанкционированных свалок твердых бытовых отходов может привести к загрязнению окружающей среды отходами потребления и производства путем возникновения инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных, которые являются разносчиками этих заболеваний, может стать причиной возгорания легковоспламеняющихся предметов. Очистка территорий должна производиться в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Старорусского муниципального района на благоприятную окружающую среду.
Определением суда от 26 марта 2021 года по ходатайству административного истца ненадлежащий ответчик Администрация Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области заменен на надлежащего Администрацию Старорусского муниципального района Новгородской области.
20 апреля 2021 года административный истец изменил исковые требования в части, просил обязать Администрацию Старорусского муниципального района Новгородской области в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, размещенной в кадастровом квартале № слева от автодороги «Шимск - Старая Русса - Локня - Великие Луки» идентификатор 49 ОП РЗ 49 К-15 в 130 м. в восточном направлении от д.4 по ул. Заводская д. Большая Козона Старорусского района Новгородской области, на территории земельного участка, имеющего границы географических координат (57.951235, 31.368239; 57.951470, 31.369732; 57.950980, 31.369839; 57.950855, 31.368422) на землях, государственная собственность на которую не разграничена.
В судебном заседании 19 мая 2021 года административный истец уточнил исковые требования к Иовлеву А.В. в части срока исполнения решения суда, просил обязать Иовлева А.В. ликвидировать несанкционированную свалку в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, а также указал, что в части указания номера кадастрового квартала и кадастрового номера земельного участка, принадлежащего Иовлеву А.В., допущена описка, должно быть указано кадастровый квартал № и земельный участок с кадастровым номером № соответственно. Уточненные исковые требования представитель истца Яковлева Н.В. поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Дополнительно указала, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов, размещенной в кадастровом квартале № на землях, государственная собственность на которую не разграничена, в пределах Старорусского муниципального района Новгородской области должна быть возложена на Администрацию Старорусского муниципального района Новгородской области.
Ответчик Администрация Старорусского муниципального района Новгородской области в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без участия ее представителя. Из письменного отзыва следует, что Администрация считает себя ненадлежащим ответчиком. Земельный участок, имеющий географические координаты (57.951235, 31.368239; 57.951470, 31.369732; 57.950980, 31.369839; 57.950855, 31.368422), расположен на территории Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области. В соответствии с положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Областного закона Новгородской области от 23 октября 2014 года № 637-О, Устава Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области, обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов лежит на Администрации Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области.
Ответчик Иовлев А.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Представитель третьего лица Администрации Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области Пестрецов М.В. не возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что на Администрации поселения не лежит обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абз. 4 и 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (пп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Отходы от использования товаров - отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.
На основании с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Пунктом 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящиеся отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. В соответствии с примечанием к данному пункту, если это лицо не установлено, собственниками отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территорию, где эти отходы находятся.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Исходя из положений п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ и ст. 16 Земельного кодекса РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абз. 2 п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписаний ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно справке Отдела контроля Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области от 09 ноября 2020 года, в ходе проведения прокурорской проверки с привлечением специалиста указанного отдела было установлено, что на территории Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области в кадастровом квартале № частично на землях неразграниченной государственной собственности и частично на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>., находящемся в собственности Иовлева А.В., выявлена свалка бытового мусора общей площадью 4600 кв.м. Свалка расположена в 29 метрах восточнее автодороги Шимск - Старая Русса - Холм - Невель (согласно схемы размещения), недалеко от свалки находится объект - ДЭП 78.
Фототаблицей от 09 ноября 2020 года, схемой размещения несанкционированной свалки, скриншотом публичной кадастровой карты подтверждается факт наличия несанкционированной свалки отходов общей площадью 4600 кв.м. на территории Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области в кадастровом квартале № слева от автодороги «Шимск - Старая Русса - Локня - Великие Луки» идентификатор 49 ОП РЗ 49 К-15 в 130 м. в восточном направлении от д.4 по ул. Заводская д. Большая Козона Старорусского района Новгородской области, на территории земельного участка, границы которого имеют географические координаты (57.951235, 31.368239; 57.951470, 31.369732; 57.950980, 31.369839; 57.950855, 31.368422).
Ответчиками Администрацией Старорусского муниципального района Новгородской области, Иовлевым А.В., третьим лицом Администрацией Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области не оспаривался факт наличия несанкционированной свалки отходов общей площадью 4600 кв.м. на территории Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области в кадастровом квартале №.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 10 ноября 2020 года, 10 марта 2021 года следует, что земельный участок площадью 1172+/- 24 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, принадлежит на праве собственности Иовлеву А.В. с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из скриншотов публичной кадастровой карты земельный участок с границами имеющими географические координаты (57.951235, 31.368239; 57.951470, 31.369732; 57.950980, 31.369839; 57.950855, 31.368422), расположенный на территории Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области в кадастровом квартале 53:17:0172106 слева от автодороги «Шимск - Старая Русса - Локня - Великие Луки» идентификатор 49 ОП РЗ 49 К-15 в 130 м. в восточном направлении от д.4 по ул. Заводская д. Большая Козона Старорусского района Новгородской области, прилегающий к земельному участку с кадастровым номером 53:17:0172106:244, расположенному по адресу: Новгородская область, Старорусский район, Новосельское сельское поселение, на кадастровый учет не поставлен, право собственности, иные права на него не зарегистрированы, то есть он относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
В ходе судебного разбирательства собственники отходов и лица, которые осуществляют несанкционированное складирование отходов на указанных земельных участках, не установлены, сторонами данные сведения не представлены.
Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, собственником которого является Иовлев А.В., а также на земельном участке, имеющем границы с географическими координатами (57.951235, 31.368239; 57.951470, 31.369732; 57.950980, 31.369839; 57.950855, 31.368422), расположенном на территории Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области в кадастровом квартале № слева от автодороги «Шимск - Старая Русса - Локня - Великие Луки» идентификатор 49 ОП РЗ 49 К-15 в 130 м. в восточном направлении от <адрес>, на землях, государственная собственность на которые не разграничена, ответственность по их надлежащему содержанию в силу приведенных выше положений законодательства несут соответственно Иовлев А.В. и Администрация Старорусского муниципального района Новгородской области.
Таким образом, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, размещенной на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, лежит на Иовлеве А.В.; обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, размещенной на земельном участке, имеющем границы с географическими координатами (57.951235, 31.368239; 57.951470, 31.369732; 57.950980, 31.369839; 57.950855, 31.368422), расположенном на территории Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области в кадастровом квартале 53:17:0172106 слева от автодороги «Шимск - Старая Русса - Локня - Великие Луки» идентификатор 49 ОП РЗ 49 К-15 в 130 м. в восточном направлении от <адрес> на землях, государственная собственность на которые не разграничена, лежит на Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области.
Довод ответчика Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области о том, что надлежащим ответчиком является Администрация Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области является несостоятельным, поскольку в силу ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения, а доказательств, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится в собственности Администрации Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о. Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области, Иовлеву А.В. о ликвидации несанкционированной свалки отходов удовлетворить.
Обязать Администрацию Старорусского муниципального района Новгородской области в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, размещенной в кадастровом квартале № слева от автодороги «Шимск - Старая Русса - Локня - Великие Луки» идентификатор 49 ОП РЗ 49 К-15 в 130 м. в восточном направлении от <адрес>, на территории земельного участка, имеющего границы с географическими координатами (57.951235, 31.368239; 57.951470, 31.369732; 57.950980, 31.369839; 57.950855, 31.368422) на землях, государственная собственность на которую не разграничена.
Обязать Иовлева А.В. в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, размещенной на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда через Старорусский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме: с 26 мая 2021 года.
Судья Н.С. Комлева