Дело № ...а -276/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 февраля 2019 года ........
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Береговой С.В.,
при секретаре Авлас М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова В. Н. к Администрации Кондопожского муниципального района о признании незаконным решения органа местного самоуправления в части,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с названным иском к Администрации Кондопожского муниципального района, по тем основаниям, что является инвалидом первой группы, страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом МЗ РФ от ХХ.ХХ.ХХ № ...н и в Перечень заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом от ХХ.ХХ.ХХ № ...н, что подтверждается справкой ГБУЗ «Кондопожская ЦРБ» № ... от ХХ.ХХ.ХХ. В настоящее время проживает в жилом доме, расположенном по адресу: ......... Квартира принадлежит на праве собственности, на основании договора дарения от ХХ.ХХ.ХХ. Кроме того, в данной квартире зарегистрированы: жена административного истца - Иванова А.Е., сын жены от первого брака- Беляев А.Н., дочь - Степанова Т.В., опекаемая- Данильчик М.А., что подтверждается справкой о регистрации от ХХ.ХХ.ХХ. Административным истцом получено распоряжение от ХХ.ХХ.ХХ № ...-р о том, что Иванов В.Н., состав семьи из 5 человек принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по заболеванию с включением в отдельный список учета с ХХ.ХХ.ХХ. Жилое помещение предоставлено не было. ХХ.ХХ.ХХ в рамках рассмотрения гражданского дела № ... по иску Иванова В.И., стало известно, что постановлением Администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № ... административный истец и его семья сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, а распоряжение от ХХ.ХХ.ХХ № ...-р отменено. Основанием послужили результаты заседания комиссии по жилищным вопросам от ХХ.ХХ.ХХ. Ссылаясь, в том числе на п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, просит признать незаконным постановление ответчика от ХХ.ХХ.ХХ № ... «О снятии граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях» в части указания на снятие административного истца- с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд представителя.
Представитель административного истца Бакулин И.М., действующий на основании ордера требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации Кондопожского муниципального района Алексахин А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Заинтересованные лица Иванова А.Е. и Степанова Т.В. в судебном заседании поддержали требования административного иска и позицию представителя истца. Иванова А.Е. указала, что не претендует на получение жилого помещения, ее муж Иванов В.Н. имеет право на предоставление ему отдельного жилья, в виду заболевания. Дети в квартире они зарегистрированы и в любой момент могут прийти в квартиру по ........ проживать в ней.
Иные заинтересованные лица Беляев А.Н., Данильчик М.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст.2 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Как следует из ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Признавая право каждого на жилище, статья 40 Конституции Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления создание условий для его осуществления и предусматривает возможность предоставления жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Вместе с тем основания и порядок приобретения гражданами, нуждающимися в жилище, права пользования жилым помещением Конституцией Российской Федерации не определены, - согласно ее статье 72 (пункт «к» части 1) соответствующее правовое регулирование является прерогативой законодателя, который в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий вправе определять категории таких граждан, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 509-О-О, от 24 декабря 2012 года № 2280-О, от 23 декабря 2014 года № 2960-О, от 26 января 2017 года № 187-О и др.).
В развитие приведенных положений Конституции Российской Федерации Жилищный кодекс Российской Федерации наделяет правом получить жилое помещение из муниципального жилищного фонда по договору социального найма малоимущих граждан, признанных нуждающимися в таких жилых помещениях по установленным данным Кодексом основаниям (часть 2 статьи 49), а из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации - ряд иных категорий граждан, указанных в части 3 статьи 49 данного Кодекса; при этом критериями, при наличии которых граждане признаются таковыми, выступают, по общему правилу, фактическое наличие у них жилого помещения и его характеристики - площадь и пригодность для проживания (пункты 1 - 3 части 1 статьи 51).
В отдельную категорию нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Жилищный кодекс Российской Федерации выделяет граждан (и членов их семей), проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное с ним проживание в одной квартире невозможно, из числа заболеваний, входящих в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 51). Будучи исключением из общего правила, позволяющим таким гражданам встать на учет независимо от характеристик занимаемого ими жилого помещения, данная гарантия установлена как в интересах самих граждан, страдающих соответствующими заболеваниями, так и в интересах иных лиц, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 января 2017 года № 187-О).
Принимая во внимание ограниченность финансовых возможностей публичной власти, федеральный законодатель закрепил в статье 57 ЖК РФ также в качестве общего правила, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете как нуждающиеся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их принятия на такой учет (часть 1). Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 9 февраля 2017 года № 215-О, обеспечивается справедливое распределение жилых помещений из жилищного фонда социального использования.
Судом установлено, что Иванов В.Н. является инвалидом первой группы. Согласно справке ГБУЗ «Кондопожская ЦРБ» № ... от ХХ.ХХ.ХХ комиссия установила, что административный истец страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом МЗ РФ от ХХ.ХХ.ХХ № ...н, код по МКБ- № ....2, Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от ХХ.ХХ.ХХ № ...н.
Из справки Администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № ... следует, что Иванов В.Н. постоянно с ХХ.ХХ.ХХ зарегистрирован по адресу: ........, также совместно с ним зарегистрированы: Иванова А.Е., жена- с ХХ.ХХ.ХХ, Беляев А.Н., с ХХ.ХХ.ХХ, Степанова Т.В., дочь- с ХХ.ХХ.ХХ, Данильчик М.А.- с ХХ.ХХ.ХХ.
Распоряжением Администрации Кондопожского городского поселения от ХХ.ХХ.ХХ № ...-р Иванов В.Н., состав семьи 5 человек, принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по заболеванию с включением в отдельный список учета с ХХ.ХХ.ХХ.
Согласно протоколу заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ, в ходе пересмотра документов Иванова В.Н., состав семьи 5 человек, поданных в адрес Кондопожского городского поселения от ХХ.ХХ.ХХ, выяснилось, что совместно с заявителем по адресу: ........, в. 3 зарегистрированы: его супруга Иванова А.Е., его дочь Степанова Т.В., Данильчик М.А., сын супруги Беляев А.Н. Согласно справке от ХХ.ХХ.ХХ ГБУЗ «Кондопожская ЦРБ» Иванов В.Н. страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом МЗ РФ от ХХ.ХХ.ХХ № ... н, код по МКБ- № ....2, Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от ХХ.ХХ.ХХ № ...н. Согласно имеющимся документам Иванову В.Н. принадлежит <...> жилого дома по адресу регистрации, общей площадью <...> кв.м., его доля <...> кв.м., жене Иванова В.Н. принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: ........, <...>, общей площадью <...> кв.м., Данильчик М.А. принадлежит <...> доля жилого дома по адресу: ........, общей площадью <...> кв.м., доля- <...> кв.м., при этом супруг и двое детей Данильчик зарегистрированы по адресу: ........, по договору социального найма, общая площадь <...> кв.м., зарегистрировано 4 чел., произведен расчет <...> кв.м. Муж и дочь Степановой Т.В., дочерин заявителя, зарегистрированы по адресу: ........, общей площадью <...> кв.м.
На основании протокола заседания комиссии по жилищным вопросам от ХХ.ХХ.ХХ, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, постановлением Администрации Кондопожского муниципального района № ... от ХХ.ХХ.ХХ Иванов В.Н., состав 5 человек, снят с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, п. 2 отменено распоряжение Администрации Кондопожского городского поселения от ХХ.ХХ.ХХ № ...-р.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и действовал до 1 января 2018 г. (далее - Перечень). В настоящее время действует приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Позиция представителя административного ответчика о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска не основан на законе, поскольку для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, учитываются положения статьи 51 ЖК РФ, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний. При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления данной категории граждан жилых помещений вне очереди действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
Иное толкование приведенных выше положений статей 51 и 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данными нормами исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что права и свободы административного истца нарушены оспариваемым постановлением, тем самым созданы препятствия реализации его жилищных прав, как инвалида, с заболеванием, указанным в вышеназванном Перечне.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ закреплено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
То есть законодатель прямо предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя. При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, о наличии основания для удовлетворения административного иска, суд признает незаконным Постановление Администрации Кондопожского муниципального района от 11.12.2018 № 1004 «О снятии граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях» части указания на снятие административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях. При этом, суд полагает необходимым исключить из распоряжения Администрации Кондопожского муниципального района от 11.12.2018 № 1004 «О снятии граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях» пункт 2.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ № ... «░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ № ... «░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░ 2.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░