Дело №5-235/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2019 года
Мотивированное постановление составлено 30 июня 2019 года
Судья Ольского районного суда Магаданской области Ожегова Е.Ю., с участием: представителя административного органа - Куликова В.Е., в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Федорчука Р.А., которому в судебном заседании 18.06.2019 разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ, о чем отобрана подписка,
рассмотрев 28 июня 2019 года в помещении Ольского районного суда по адресу: п.Ола, ул.Советская, д.32, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица - директора ГБПОУ «Магаданский политехнический техникум» Федорчука Руслана Анатольевича, <данные изъяты> сведений о привлечении которого к административной ответственности в материалах дела не имеется,
у с т а н о в и л:
В отношении должностного лица - директора ГБПОУ «Магаданский политехнический техникум» Федорчука Р.А. 01.04.2019 главным государственным инспектором Ольского района по пожарному надзору Куликовым В.Е. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, в котором Федоруку Р.А. вменяется не выполнение пунктов 9, 11, 12, 15, 20 и 21 предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор № 32/1/26 от 07.07.2017, которым ГБПОУ «Магаданский политехнический техникум» предписывалось в срок до 31.03.2019 устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности в Ольском филиале ГБПОУ «Магаданский политехнический техникум», расположенном по адресу: Магаданская область, Ольский район, пос.Ола, ул. Кирова, д.1
Федорчук Р.А. для рассмотрения дела не явился, ходатайствовал об отложении рассмотрения дела, оснований для удовлетворения которого, судья, принимая во внимание окончание сроков привлечения к административной ответственности, не находит. В судебном заседании 18.06.2019 с вменяемым правонарушением Федорчук Р.А. не согласился и пояснил, что в здании техникума имеются два корпуса: учебный и лабораторный. Учебный процесс проходит в здании учебного корпуса, лабораторный корпус в настоящее время не используется, поэтому в первую очередь в пределах имеющихся денежных средств были устранены нарушения требований пожарной безопасности в учебном корпусе. Для устранения нарушений в лабораторном корпусе требуются согласно локальной ресурсной смете более 1 млн. руб., которые у техникума, финансирование которого осуществляется из областного бюджета, отсутствуют. В целях выполнения предписания им неоднократно направлялись письма в министерство образования с просьбами о предоставлении дополнительного финансирования, однако до настоящего времени денежные средства не предоставлены, в связи с чем выполнение предписания в полном объёме невозможно, и его вина в этом отсутствует.
Представитель административного органа Куликов В.Е. подтвердил, что нарушения требований пожарной безопасности не устранены в лабораторном корпусе, однако несмотря на отсутствие в нем учебного процесса, доступ к нему не закрыт и поэтому нарушения подлежат устранению.
Выслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
Подпунктом "в" пункта 42 Правил противопожарного режима в РФ установлен запрет на обертывание электроламп и светильников бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатирование светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Частями 7, 8 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в зданиях и сооружениях должны иметь защиту от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций. Кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение.
Пунктом 55 постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Из п. 70 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 следует, что руководитель организации обеспечивает объект защиты огнетушителями по нормам согласно пунктам 468 и 474 настоящих Правил и приложениям N 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
В силу ст. 6 Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.
Согласно п. 3.4 "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173) кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону. Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности.
Согласно п. 4.1Приказа МЧС России от 21.02.2013 N 115 "Об утверждении свода правил СП 6.13130 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности" (вместе с "СП 6.13130.2013. Свод правил...") электроприемники систем противопожарной защиты (СПЗ) должны относиться к электроприемникам I категории надежности электроснабжения, за исключением электродвигателей компрессоров, дренажных насосов, насосов подкачки пенообразователя, которые относятся к III категории надежности электроснабжения.
Статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
На основании распоряжения и.о. начальника ОНД и ПР по Ольскому району ФИО5 от 21.06.2017 № 32, в отношении ГБПОУ «Магаданский политехнический техникум» (здание техникума в п. Ола) проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности на объекте защиты - Ольский филиал ГБПОУ «Магаданский политехнический техникум», расположенный по адресу: Магаданская область, Ольский район, пос. Ола, ул. Кирова, д. 1, а именно:
запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (учебный корпус, административный корпус, столовая, тренерская в спортзале), (двери закрыты изнутри на замки),
отсутствует исполнительная документация на установку и систему противопожарной защиты объекта (не представлен на обозрение проект монтажа сигнализации);
кабеля электропроводки в спортзале, столовой, актовом зале проложенные открыто не имеют защиту от распространения пожара;
в помещениях столовой и кухни не обеспечивается соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности;
отсутствуют средства индивидуальной защиты людей (в том числе защиты их органов зрения и дыхания);
в помещении кухни эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах не проводится организациями имеющими обученный персонал, аттестованное испытательное оборудование и измерительный инструмент с результатами его проверок (акт проверки не предоставлен);
система автоматической установки пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре в учебном корпусе, находится в неисправном состоянии;
двери электрощитовых не соответствуют требуемому пределу огнестойкости (документы, подтверждающие предел огнестойкости не представлены):
в электрощитовых складируются и размещаются легковоспламеняющиеся вещества и материалы;
в подвальных помещениях эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
в подвальных помещениях кабеля электропроводки проложенные открыто не имеют защиту от распространения пожара;
в учебном корпусе пожарные шкафы изготовлены из горючих материалов;
в учебном корпусе на первом этаже отсутствует пожарный рукав на ПК №4;
в учебном корпусе в правом крыле в кранах в количестве 4 шт. отсутствует вода;
в учебном корпусе на ПК №2 отсутствует вентиль на кране;
в учебном корпусе на ПК № 5, 6, 7 не организована перекатка пожарных рукавов;
в учебном корпусе не обеспечивается соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (по наличию знаков пожарной безопасности);
в учебном корпусе отсутствуют планы эвакуации людей при пожаре;
в учебном корпусе отсутствуют огнетушители по нормам согласно приложениям N 1 и 2;
соединительные линии СОУЭ, и линии электропитания систем АПС не выполнены проводом, обеспечивающим работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону, а также не выполнены с учетом преимущественной области применения и типа исполнения кабельного изделия (требуется исполнение нг-FRLS или нг-FRHF).
По результатам проверки составлен акт № 32 от 07.07.2017 и выдано предписание № 32/1/26 от 07.07.2017 по устранению выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанное предписание получено и.о. директора ГБПОУ «Магаданский политехнический техникум» ФИО6 07.07.2018, что подтверждается его подписью в предписании.
По ходатайству директора ГБПОУ «Магаданский политехнический техникум» Федорчука Р.А. от 15.03.2018, определением главного государственного инспектора Ольского района по пожарному надзору Куликова В.Е. от 21.05.2018 продлен срок устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности до 31.03.2019.
На основании распоряжения начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Ольскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Магаданской области Куликова В.Е. № 41 от 27.03.2019, 24.04.2019 проведена внеплановая выездная проверка ГБПОУ «Магаданский политехнический техникум» (здание техникума), в ходе которой выявлен факт невыполнения пунктов 8, 9, 11, 12, 15, 20, 21 предписания № 32/1/26 от 07.07.2017 в срок до 31.03.2019, что отражено в акте № 41 от 24.04.2019.
Факт невыполнения в полном объеме в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, подтверждается собранными по делу доказательствами.
Вместе с тем, в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к указанной статье должностным лицом является, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководителя.
Как следует из Устава ГБПОУ «Магаданский политехнический техникум», выписки из ЕГРЮЛ, положения об Ольском филиале ГБПОУ «Магаданский политехнический техникум», ГБПОУ «Магаданский политехнический техникум» является бюджетным образовательным учреждением, учредителем которого является Министерство образования Магаданской области, имеет Ольский филиал по адресу: п.Ола Ольского района Магаданской области, ул. Кирова, д.1. Федорчук Р.А. является директором ГБПОУ «Магаданский политехнический техникум» и осуществляет общее руководство его Ольским филиалом, т.е. должностным лицом.
Представленными Федорчуком Р.А. к рассмотрению дела документами установлено, что на монтаж и наладку пожарной сигнализации в лабораторном корпусе Ольского филиала ГБПОУ «Магаданский политехнический техникум» требуются денежные средства в размере 1088,312 тыс. руб., что подтверждается локальным сметным расчетом ООО «Магадан Монтаж Сервис» от 07.03.2019.
25.01.2018, 05.02.2018, 20.02.2018, 03.04.2018 Федорчук Р.А., а затем 11.10.2018 и врио директора обращались в министерство образования и молодежной политики с ходатайствами о выделении денежных средств для выполнения требований предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, однако денежные средства на данные цели выделены не были.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что директором ГБПОУ «Магаданский политехнический техникум» Федорчуком Р.А. были приняты достаточные и все зависящие от него меры для выполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, что свидетельствует об отсутствии его вины в невыполнении предписания органа пожарного надзора.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу об отсутствии в действиях Федорчука Р.А. состава правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ и в связи с этим прекращению в отношении него производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,
п о с т а н о в и л:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.13 ░░.19.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.2 ░.1 ░░.24.5 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 28.3 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 (░░░░░░) ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - 30.06.2019.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░