Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24.01.2017г Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кавериной О.В.
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ФИО2 муниципального района, Министерству строительного комплекса <адрес> о признании права на получение субсидии, включении в списки участников подпрограммы, выдаче сертификата
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 предъявила к ФИО2 муниципального района, Министерству строительного комплекса <адрес> иск о признании права на получение субсидии, включении в списки участников подпрограммы, выдаче сертификата. В обоснование требований в исковом заявлении указывает, что 01.09.1992г по 11.03.2014г проживала на территории населенного пункта - <адрес>.
11.03.2014г добровольно выехала из населенного пункта - <адрес> в <адрес>.
В марте 2015г обратилась в жилищный отдел ФИО2 городского поселения Красногорск с целью признания нуждающейся в жилом помещении в размерах и в порядке, которые установлены Правительством РФ, один раз, как выехавшей добровольно из зоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
06.08.2015г получила по почте отказ в принятии на учет в качестве нуждающейся с целью участия в подпрограмме «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы, который был обжалован в ФИО2 городском суде.
11.12.2015г. решением ФИО2 городского суда по делу № постановление ФИО2 городского поселения Красногорск было отменено и на ответчика была возложена обязанность поставить ее, истицу, на учет нуждающихся с целью участия в подпрограмме «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы. Решение вступило в законную силу 01.02.2016г.
В апреле 2016г. ее, истицы, учетное дело было направлено в ФИО2 муниципального района для рассмотрения по принадлежности.
По результатам данного рассмотрения 14.07.2016г за №.2.5/2818 был вынесен новый отказ во включении ее в списки федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы по указанным ниже причине:
Ссылка на части вторую и третью ст. 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ст. 33 указанного закона, в соответствии с которыми сделан вывод, что гражданам, переселившимся в период с 30.06.1986г по 01.01.1994г на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста.
Считает указанное решение ФИО2 муниципального района за подписью заместителя главы ФИО2 муниципального района ФИО4 незаконным по следующим основаниям:
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» я отношусь к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяются положения законодательства о мерах социальной поддержки, в том числе, предусмотренные п. 7 ст. 17 приведенного Закона.
Так, в соответствии с п. 7 ст. 17 Закона, таким гражданам гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями и дополнениями), к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
В силу ст. 22 и п. 7 ст. 17 названного Закона вышеуказанной категории лиц гарантируются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно части второй статьи 22 Закона гражданам, переселившимся после 30.06.1986г на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение и впоследствии (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 Закона) добровольно переселившимся из указанных зон на новое место жительства, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
В соответствии с частью третьей статьи 22 Закона гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей ФИО2) после ДД.ММ.ГГГГ в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, не предоставляются.
Как следует из норм части второй и третьей статьи 22 Закона, речь в них идет, соответственно, только о гражданах:
- переселившихся после ДД.ММ.ГГГГ в зоны отселения либо проживания с правом на отселение и впоследствии добровольно переселившихся с территорий указанных зон;
- переселившихся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей ФИО2) после ДД.ММ.ГГГГ в зоны отселения либо проживания с правом на отселение и впоследствии добровольно переселившихся с территорий указанных зон.
Меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, предоставляются гражданам, указанным в пунктах 6 и 11 части первой статьи 13 Закона, независимо от принадлежности их к первому или последующим поколениям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Анализ норм Закона № позволяет сделать вывод, что действие части второй и третьей статьи 22 Закона № распространяется только на граждан, которые переселились в зоны отселения или в зоны проживания с правом на отселение после катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом законодатель прямо исключил их применение в отношении граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 Закона № (на которых распространяется мера социальной поддержки по обеспечению жильем, предусмотренная пунктом 7 статьи 17 Закона №), к которым, в первую очередь, относятся лица, проживавшие на момент аварии на Чернобыльской АЭС на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
К этой же категории отнесены и их дети (первого и последующих гарантируются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно части второй статьи 22 Закона гражданам, переселившимся после ДД.ММ.ГГГГ на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение и впоследствии (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 Закона) добровольно переселившимся из указанных зон на новое место жительства, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пён.сию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
В соответствии с частью третьей статьи 22 Закона гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей ФИО2) после ДД.ММ.ГГГГ в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, не предоставляются.
Как следует из норм части второй и третьей статьи 22 Закона, речь в них идет, соответственно, только о гражданах:
- переселившихся после ДД.ММ.ГГГГ в зоны отселения либо проживания с правом на отселение и впоследствии добровольно переселившихся с территорий указанных зон;
- переселившихся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей ФИО2) после ДД.ММ.ГГГГ в зоны отселения либо проживания с правом на отселение и впоследствии добровольно переселившихся с территорий указанных зон.
Меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, предоставляются гражданам, указанным в пунктах 6 и 11 части первой статьи 13 Закона, независимо от принадлежности их к первому или последующим поколениям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Анализ норм Закона № позволяет сделать вывод, что действие части второй и третьей статьи 22 Закона № распространяется только на граждан, которые переселились в зоны отселения или в зоны проживания с правом на отселение после катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом законодатель прямо исключил их применение в отношении граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 Закона № (на которых распространяется мера социальной поддержки по обеспечению жильем, предусмотренная пунктом 7 статьи 17 Закона №), к которым, в первую очередь, относятся лица, проживавшие на момент аварии на Чернобыльской АЭС на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
К этой же категории отнесены и их дети (первого и последующих поколений), родившиеся в зоне отселения, в 1986 году и последующие годы, так как они оказались на загрязненной территории в силу факта рождения и не имели возможности самостоятельно выбрать другое место жительства и выехать с этих территорий в силу несовершеннолетнего возраста.
Она, истица, родилась в зоне отселения в 1992. году (что подтверждается свидетельством о рождении), а не въезжала добровольно в указанную зону, применение к ней положений части второй и третьей статьи 22 Закона № со стороны ответчика без учета исключения п. 6 ч. 1 ст. 13 незаконно.
Указанной выше позиции также придерживается Генеральная Прокуратура Российской Федерации, в своем ответе заместителя Генерального прокурора Российской Федерации ФИО5 на обращение судьи-докладчика Конституционного суда РФ - ФИО6
Указывает также, что она оказалась в чернобыльской зоне не по своей воле, какой позиции придерживается ФИО2 муниципального района. Родилась в Чернобыльской зоне и полностью следовала судьбе своих родителей, не имела возможности выбирать место своего жительства до совершеннолетия. Родители являются коренными жителями <адрес>, проживали в данном населенном пункте до момента аварии на Чернобыльской АЭС, а также после, что подтверждается приложенными к заявлению документами.
Просит решение ФИО2 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за №.2.5/2818 признать незаконным; признать за ней право на пользование мерами социальной поддержки, предусмотренными ст. 17 и в частности п.7 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № от ДД.ММ.ГГГГ; признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого в соответствии с подпрограммой «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы; обязать ФИО2 муниципального района включить ФИО1 в списки участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2017 годы; обязать Министерство строительного комплекса <адрес> выдать ей государственный жилищный сертификат в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
ФИО2 Министерства строительного комплекса иск не признал, указывает, что согласно выданного ФИО1 удостоверения, она является лицом, добровольно выехавшим из зоны отселения, в которой проживала с 01.09.1992г по 11.03.2014г. Данная категория граждан в силу закона приобретает право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ст.17 Закона РФ «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», только при условии выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Также истицей не соблюден порядок обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилой площадью, согласно которому для участия в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, необходимо обратиться с заявлением в органы местного самоуправления, в которых они стоят на учете, в качестве нуждающихся, с приложением установленного пакета документов, после чего орган местного самоуправления формирует списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Такой список органом местного самоуправления формируется до 1 августа года, предшествующего планируемому, после чего направляется в Министерство строительного комплекса <адрес>.
Таким образом, истцом не соблюден установленный законом порядок реализации права на выдачу сертификатов, и в том числе в связи с указанным обстоятельством Министерство строительного комплекса <адрес> не может являться надлежащим ответчиком.
ФИО2 муниципального района в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав объяснения ФИО2 Министерства строительного комплекса, изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991г № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Ченобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (п.6); граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7); граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (п.11).
В силу ст.22 того же закона, гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
Гражданам, переселившимся после ДД.ММ.ГГГГ на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с 01.09.1992г по 11.03.2014г проживала на территории населенного пункта - <адрес>, откуда добровольно выехала в <адрес>.
Вступившим в законную силу решением ФИО2 городского суда <адрес> от 11.12.2015г признано незаконным постановление ФИО2 городского поселения Красногорск об отказе в постановке на учет на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы, ФИО1 поставлена на такой учет с марта 2015г.
14.07.2016г ФИО2 <адрес> отказала ФИО1 во включении ее в списки федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы по тем основаниям, что гражданам, переселившимся в период с 30.06.1986г по 01.01.1994г на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, предоставление государственных жилищных сертификатов может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста.
Также основанием к отказу явилось то обстоятельство, что истица не признана малоимущей.
Из свидетельства о рождении ФИО1 следует, она родилась 01.09.1992г, согласно удостоверению, представленному в материалы дела, является лицом, выехавшим добровольно из зоны отселения, в которой проживала с момента рождения до 11.03.2014г.
Истица родилась на территории зоны отселения после 30.06.1986г, в связи с чем приравнивается к лицам, переселившимся после 30.06.1986г на постоянное жительство в зону отселения или в зону проживания с правом на отселение, соответственно, право на получение мер социальной поддержки возникает у нее с момента получения права выхода на пенсию.
Возраста, дающего права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в зоне отселения или в зоне проживания с правом на отселение, истица не достигла. Таким образом, право на получение мер социальной поддержки, к которым относятся в том числе обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий посредством получения государственных жилищных сертификатов у ФИО1 не возникло. Государственные жилищные сертификаты выпускаются и реализуется в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством! Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015гг.
При таких обстоятельствах суд считает правомерным отказ ФИО2 муниципального района во включении истицы в списки федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы по тем основаниям, что гражданам, переселившимся в период с 30.06.1986г по 01.01.1994г на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, предоставление государственных жилищных сертификатов может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста.
Оснований для удовлетворения остальных исковых требований о признании за истицей права на получение государственного жилищного сертификата, обязать ФИО2 муниципального района включить истицу в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2017 годы; обязании Министерства строительного комплекса <адрес> выдать государственный жилищный сертификат в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Также не имеется по основаниям, изложенным выше.
Руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
ФИО1 в удовлетворении иска к ФИО2 муниципального района, Министерству строительного комплекса <адрес> о признании права на получение субсидии, включении в списки участников подпрограммы, выдаче сертификата – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Каверина