дело № 2-150/2018
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Глобу Т.И.,
при секретаре судебного заседания Поповой Е.Г.,
рассмотрев в с. Выльгорт 19 марта 2018 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муравьевой А.С. и Потолицына А.И. к Потолицыну Н.И. и Поминовой Л.Г. об установлении факта принятия наследства и заявлению Потолицына Н.И. об установлении факта принятия наследства,
установил:
Муравьева А.С. и Потолицын А.И. обратились в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства, открывшегося после смерти И.., умершего 02.01.1972 года, по ? доли недвижимого имущества и земельного участка. В обоснование заявленных требований указано, что после смерти И.., приходившегося Муравьевой А.С. дедушкой и Потолицыну А.И. отцом, открылось наследство, состоящее из земельного участка площадью 1540 кв.м. и жилого дома площадью 47,4 кв.м, расположенного по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес>. В течение установленного законом срока заявители не обращались к нотариусу с заявлением о принятии наследства, вместе с тем, по мнению заявителей, в течение шестимесячного срока заявителем были совершены действия, являющиеся фактически принятием наследства. В частности, со 02.07.1972 года наследники вступили во владение вышеуказанным жилым домом и земельным участком. Установление факта принятия наследства необходимо для оформления права собственности на недвижимое имущество.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 15.01.2018 судом приняты в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела уточненные требования Муравьевой А.С. об установлении факта принятия наследства, открывшегося со смертью ее отца С. в размере ? доли в праве собственности на домовладение и земельный участок, расположенные по адресу<адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми, а также к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Мындрян А.С..
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 02.02.2018 судом объединены в одно производство гражданское дело по заявлению Муравьевой А.С. и Потолицына А.И. об установлении факта принятия наследства с гражданским делом по заявлению Потолицына Н.И. об установлении факта принятия наследства. В обоснование заявления Потолицына Н.И. указано, что 02.01.1972 года умер И. приходящийся отцом Потолицыну Н.И. После его смерти И.. открылось наследство, состоящее из земельного участка площадью 1540 кв.м и жилого дома, расположенного на нём по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с<адрес>
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 15.02.2018 судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
Заявители Муравьева А.С. и Потолицын А.И. в судебном заседании настаивали на заявленных требованиях с учетом заявленных Муравьевой А.С. уточнений, не возражали удовлетворению требований Потолицына Н.И.
Потолицын Н.И. с требованиями Муравьевой А.С. и Потолицына А.И. согласился, настаивая вместе с тем на удовлетворении заявленных им требований.
Заинтересованные лица Поминова Л.Г. и администрация муниципального образования сельского поселения «Часово» не возражали удовлетворению требований Муравьевой А.С., Потолицына А.И. и Потолицына Н.И.
Заинтересованные лица Мындрян А.С. и администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, своих представителей не направили, не просили о рассмотрении в их отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования Муравьевой А.С. и Потолицына А.И. к Потолицыну Н.И и Поминовой Л.Г. об установлении факта принятия наследства и требований Потолицына Н.И. об установлении факта принятия наследства подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, дом и земельный участок с кадастровым номером № площадью 1540 кв.м, расположенные по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. <адрес>, принадлежали И. на праве фактического пользования.
В соответствии с предоставленными в материалы дела копиями страниц из похозяйственных книг администрации сельского поселения «Часово» за период с 1991 по 2016 годы спорный земельный участок и жилой дом принадлежали на праве фактического пользования С.., Потолицыну А.И., Потолицыну Н.И. и Поминовой Л.Г.
Согласно предоставленным по запросу суда данным сведения о правах на спорный земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, в установленном законом порядке права собственности на земельный участок и жилой дом не зарегистрированы.
Из кадастровой выписки в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 1540 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми, – следует, что его граница установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о котором имеют статус «временные». Земельный участок отнесен к землям населенных пунктов с разрешенным видом использования «для ведения личного подсобного хозяйства».
Согласно имеющимся в материалах дела документам жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми, принадлежал И. на праве собственности, что подтверждается справкой Часовского сельского Совета народных депутатов от 15.05.1984 года № 172.
Указанные обстоятельства также находят свое подтверждение в предоставленной в материалы дела справке администрации сельского поселения «Часово».
Материалами дела установлено, что умерший И. приходился заявителям Потолицыну А.И. и Потолицыну Н.И. отцом, а заявителю Муравьевой А.С. дедушкой. Помимо Потолицына А.И. и Потолицына Н.И. наследниками первой очереди после смерти Потолицына И.М. являлись С.. и Селявка М.И.
Согласно предоставленным нотариусом Сыктывдинского нотариального округа Республики Коми сведениям к имуществу умершего 02.01.1972 И. заводилось наследственное дело, в рамках которого 16.05.1984 года выдано свидетельство о праве на наследство по закону по ? доли в праве на жилой дом Селявка М.И., Потолицыну А.М. и С.. Свидетельство о праве на наследство по закону на ? доли жилого дома Потолицыну Н.И. не выдавалось.
Лицами, участвующими в дела, не оспаривалось, что после смерти И.. фактически наследственное имущество принято наследниками в установленные законом сроки, которые использовали земельный участок и расположенный на земельном участке жилой дом по назначению.
Материалами дела установлено, что С. являвшийся одним из наследников первой очереди после смерти И. умер 13.03.2014 года, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным администрацией сельского поселения «Часово» Сыктывдинского района 21.03.2014 года. Наследником после смерти С.. является Муравьева А.С., что так же подтверждается материалами настоящего гражданского дела.
В силу ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.
В соответствии с требованиями ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для принятия наследства наследник должен его принять.
В силу требований ст. 1152, 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности вступил во владение или управление наследственном имуществом. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.
Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 1113, 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с требованиями ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе наследственные права и обязанности.
По наследству переходят не только уже существующие права и обязанности, но в случаях, предусмотренных законом, также права, которые наследодатель при жизни не успел юридически оформить, но предпринял необходимые меры для их получения. При разрешении вопроса о включении данного имущества или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что отсутствие регистрации права собственности на имущество в учреждении юстиции по регистрации прав само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований наследника, если наследодатель выразил при жизни волю на оформление правоустанавливающих документов в установленном порядке, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления указанных документов.
Таким образом, понятие наследства охватывает не только уже существующие права и обязанности, но и некие правовые образования, занимающие промежуточное положение между правоспособностью как предпосылкой к существованию права и существующим субъективным правом (обязанностью), отсутствие регистрации права собственности на имущество в учреждении юстиции по регистрации прав не лишает собственника права собственности на это имущество.
В силу п. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 9, 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Согласно п.3 ч.1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» выписка из похозяйственной книги о наличии прав на земельный участок является одним из оснований для государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный гражданину для ведения личного подсобного хозяйства до вступления в силу Земельного кодекса РФ.
С учетом установленных по делу обстоятельств, положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, разрешая требования заявителей, приходит к выводу, что обстоятельства, свидетельствующие о принадлежности спорного имущества в виде земельного участка и расположенного на нем жилого дома И. нашли свое подтверждение при рассмотрении дела.
Анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу о том, что воля на принятие наследства считается проявленной в том случае, если наследник совершает фактические действия, свойственные собственнику. Такими действиями считаются действия, в которых проявляется отношение наследника к наследственному имуществу как к своему собственному, поэтому действия должны им совершаться для себя и в своих интересах.
Судом установлено, что с заявлением о принятии наследства, состоящего из указанного выше имущества, заявители не обращались, однако производили владение наследственным имуществом как своим собственным.
Согласно разъяснениям, данным в п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Таким образом, обстоятельством, имеющим существенное значение для установления факта принятия наследства, является совершение наследниками действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства в течение шести месяцев со дня его открытия. Суд находит установленным, что такие действия заявителями были совершены, поскольку они обрабатывают земельный участок, пользуются жилым домом, несут бремя его содержания.
В силу требований ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан. Суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства. В случае возникновения спора о праве, а именно о праве собственности, суд рассматривает факт родственных отношений и принятия наследства в порядке искового производства.
Разрешая требования Муравьевой А.С., Потолицына А.И., Потолицына Н.И. по существу, суд, применяя к спорным правоотношениям положения вышеуказанных правовых норм, и учитывая, что фактически заявителями доказано вступление в права наследования, поскольку последние совершили действия, свидетельствующие о содержании наследственного имущества, приходит к выводу об установлении факта принятия Муравьевой А.С., Потолицыным А.И. и Потолицыным Н.И. наследства по закону после смерти И.. и С.., поскольку установление данного факта имеет для заявителей юридические последствия, позволяющие им реализовать свое право на наследство и произвести действия, связанные с оформлением имущества в свою собственность в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Требования Муравьевой А.С., Потолицына А.И., Потолицына Н.И. удовлетворить.
Установить факт принятия Муравьевой А.С. наследства в виде ? доли в праве в отношении жилого дома и земельного участка с кадастровым номером № площадью 1540 кв.м, расположенных по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес>, - открывшегося после смерти отца С., <данные изъяты>, умершего 13.03.2014 года.
Установить факт принятия Потолицыным А.И. и Потолицыным Н.И. наследства по ? доли каждого в праве в отношении жилого дома и земельного участка с кадастровым номером № площадью 1540 кв.м, расположенных по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес>, - открывшегося после смерти отца И., <данные изъяты> умершего 02 января 1972 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Т.И. Глобу