Дело № 2-31/2021
УИД 19RS0003-01-2020-002112-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2021 года город Саяногорск
Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Плетневой Т.А.,
при секретаре Мазановой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слесарева В. А. к Администрации муниципального образования г. Саяногорск о взыскании стоимости установки подъемника, расширения дверных проемов для инвалида-колясочника,
УСТАНОВИЛ:
Слесарев В.А. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования г. Саяногорска о взыскании стоимости подъемника, расширения дверных проемов для инвалида-колясочника в размере 60648,46 руб., мотивируя тем, что <>. В квартире и подъезде отсутствовали условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, отсутствовал пандус, что делало невозможным выход из квартиры. С ДАТА обращался в ООО «УК»РЭУ», в Управление социальной защиты населения г. Саяногорска, в Комитет по ЖКХ МО г. Саяногорска, в Администрацию МО г. Саяногорска с просьбой переоборудования жилого помещения, как инвалиду-колясочнику. Везде получен отказ. ДАТА вновь обращается в Администрацию МО г. Саяногорск с заявлением о создании комиссии по обследованию в целях установления технической возможности устройства пандуса и содействия по его устройству. Актом комиссии от ДАТА установлено, что в жилом помещении нет необходимости переустройства, а общее имущество необходимо приспособить с учетом потребностей инвалида за счет средств ремонта и текущего содержания многоквартирного дома. Все обращения по установке пандуса остались безрезультатными, в связи с чем, он самостоятельно за счет собственных средств установил подъемник. Стоимость работ составила 60648,46 руб. Просит данную сумму взыскать с ответчиков.
В последующем Слесарев В.А. увеличил исковые требования, просил взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
Истец Слесарев В.А. в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Непомнящая Т.А. исковые требования уточнила, просит взыскать понесенные истцом затраты с Администрации МО г. Саяногорска. К остальным ответчикам требования не поддерживает. Также отказывается от требования компенсации морального вреда, о чем ранее подавалось заявление.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования г. Саяногорск Кудряшова Л.В. исковые требования не признала.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия, Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска. Исковые требования к данным ответчикам истец не поддерживает, о чем представил заявление с уточнением исковых требований.
Определением суда к участию в деле привлечены третьи лица ГКУ РХ «Управление капитального строительства», ООО «Нива».
Представители ответчиков Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия, Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска, представители третьих лиц ГКУ РХ «Управление капитального строительства», ООО «Нива» в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Статьей 15 Гражданского кодекса РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии со статьей 15 закона, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Согласно положениям указанного Федерального закона жилые здания отнесены к объектам социальной инфраструктуры.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В силу статьи 9 Конвенции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условий для преодоления замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Поскольку судом установлено, что Слесареву В.А. с ДАТА <>, бессрочно, его передвижение осуществляется при помощи инвалидной коляски, при этом, истец проживает в жилом помещении - квартире, расположенной на первом этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Выход из жилого помещения не обеспечен необходимым пандусом.
Материалами дела установлено, что истец неоднократно направлял заявления в различные инстанции с просьбой об оказании помощи в переоборудовании квартиры и установки пандуса, которые не принесли результата. Так, ДАТА истец подавал заявление в ООО « УК» Ремонтно-эксплутационное управление» с просьбой установить в его подъезде пандус и получен ответ о невозможности установки пандуса по техническим причинам.
Обращение в Управление социальной защиты населения г. Саяногорска результатов не дало по причине отсутствия правовых оснований для помощи истцу.
Ответом руководителя Комитета ЖКХ и транспорта МО г. Саяногорска в просьбе Слесарева В.А. также отказано со ссылкой на обязанность оказания такой услуги управляющей компанией.
На обращение истца в адрес Администрации муниципального образования г. Саяногорска с просьбой создания комиссии и обследования общего имущества многоквартирного дома на предмет беспрепятственного доступа к месту проживания, получен ответ, что комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, были обследованы квартира и общее имущество в целях их приспособления с учетом потребности инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
В результате выявлено: в жилом помещении инвалида нет необходимости приспособления; общее имущество необходимо приспособить с учетом потребности инвалида, а именно:
1. Выполнить пандус (съезд) из бетона с плиты крыльца подъезда;
2. Выполнить пандус у входной двери в сторону подъезда;
3. Убрать порог деревянной двери тамбуре подъезда;
4. Установить облегченный откидной пандус на лестнице с площадки первого этажа до входной двери длиной 1,9м.
Общее имущество многоквартирного дома переустраивается, приспосабливается на основании производственной программы, утвержденной собственниками данного дома, и выполняется управляющей компанией за счет средств ремонта и текущего содержания многоквартирного дома.
Разрешая вопрос о лице, ответственном в причинении убытков, суд исходит из следующего.
В силу п. 26 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится осуществление мероприятий по охране жизни и здоровья людей (п. 26 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ).
Согласно требованиям п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
В силу п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ федерального органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Согласно п.2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее по тексту - Правила) установлено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения (п. 4а Правил).
В силу п. 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.
По результатам работы указанной выше комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (п. п. 12, 13 Правил) и принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (п. п. 17 - 20 Правил).
Раздел III Правил содержит требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, к которым, в частности, относятся оборудование общего имущества пандусами и устранение непреодолимых для кресла-коляски порогов.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N 689-О-О указано, что органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Суд учитывает, что отсутствие беспрепятственного доступа истца к объектам социальной инфраструктуры, безопасное и беспрепятственное проживание в жилом помещении является нарушением прав истца, гарантированных ему Конституцией РФ, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь.
Ответственность за обеспечение инвалиду-колясочнику беспрепятственным доступом к объекту социальной инфраструктуры (жилому дому) несут органы местного самоуправления, согласно приведенным выше положениям действующего законодательства. В связи с чем, довод ответчика о наличии ответственности иных лиц несостоятелен.
Тот факт, что в условия местной муниципальной программы не включены такие виды помощи, поводом для отказа в иске также не является.
Затраты в сумме 60648,46 руб. на переоборудование жилого помещения и установку пандуса подтверждаются договором подряда № от ДАТА, актом о приемке выполненных работ за ДАТА, заключением специалиста от ДАТА.
Заявленная истцом сумма затрат в размере 60648,46 руб. на переоборудование жилого помещения и установку пандуса не является завышенной, что подтверждается заключением эксперта № от ДАТА, в соответствии с которым стоимость затрат, которые были бы необходимы для возведения конструкции в виде пандуса составляет: 53580 руб. Затраты на переоборудование жилого помещения для безопасного и беспрепятственного проживания инвалида-колясочника составляют: 23370 руб. Всего, по мнению эксперта, необходимые затраты составляют: 76950 руб.
Доводы представителя ответчика, администрации МО г.Саяногорска, об отсутствии необходимости производства работ в квартире инвалида-колясочника в виде расширения проемов входа в зал, в ванную, туалет и установка туда дверных проемов и дверей, суд считает необоснованными, исходя из следующего.
Согласно заключения эксперта № от ДАТА для беспрепятственного и безопасного проживания в квартире инвалида-колясочника были произведены следующие работы:
1. Разборка деревянных наполнений проемов: дверных (дверь в зал);
2. Установка блоков во внутренних дверных проемах (дверь купе в зал);
3. Дверь купе двухстворчатая;
4. Демонтаж дверных блоков в ванную и туалет;
5. Разборка бетонного порога в ванную;
6. Пробивка проемов в конструкциях (расширение дверного проема в ванную и туалет);
7. Установка блоков в ванную и туалет.
Данные работы эксперт считает необходимыми и целесообразными для беспрепятственного и безопасного проживания в квартире инвалида-колясочника.
При этом, исследуя фототаблицу к заключению эксперта, наглядно видно, что размеры инвалидной коляски по размеру точно соответствуют установленным расширенным дверным проемам в ванную комнату, туалет и зал.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в совокупности с требованиями правовых норм, регламентирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что требования Слесарева В.А. о взыскании с Администрации муниципального образования г. Саяногорск затрат на переоборудование жилого помещения и установку пандуса инвалида-колясочника для беспрепятственного и безопасного проживания в квартире и доступа к объектам социального назначения подлежат удовлетворению.
Согласно положений ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимые расходы.
При подаче иска истцом представлено заключение специалиста о стоимости произведенных работ, оплата которого произведена истцом в сумме 4000 руб., что подтверждается квитанцией № от ДАТА.
Определением Саяногорского городского суда от ДАТА была назначена экспертиза, расходы по проведению которой были возложены судом на истца.
Слесаревым В.А. была оплачена экспертиза в размере 15000 руб., что подтверждается квитанцией от ДАТА.
Руководствуясь положениями вышеприведенных норм права, суд исходит из того, что по существу рассмотрения дела решение вынесено в пользу истца, в связи с чем, судебные расходы по оплате экспертизы подлежат взысканию с ответчика - Администрации МО г. Саяногорск.
Оценивая ходатайство о возмещении расходов на оплату услуг представителя, суд принимает во внимание составление представителем Непомнящей Т.А. искового заявления, ее участие в подготовках дела к судебному разбирательству, в судебных заседаниях, сложность и объем рассматриваемого дела, результат рассмотрения спора - удовлетворение требований, принцип разумности и справедливости, в связи с чем, полагает заявление обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению в размере 20 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить Слесарева В. А. к Администрации муниципального образования г. Саяногорск о взыскании стоимости установки подъемника, расширения дверных проемов для инвалида-колясочника удовлетворить.
Взыскать с Администрации муниципального образования г. Саяногорск в пользу Слесарева В. А. стоимость установки подъемника, расширения дверных проемов в размере 60648,46 рублей, судебные расходы в размере 19000 рублей, расходы на представителя в размере 20 000 рублей, всего взыскать 99640,46 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Плетнева Т.А.
Резолютивная часть решения объявлена 12.05.2021
Мотивированное решение изготовлено 18.05.2021