Решение по делу № 2-31/2021 (2-1410/2020;) ~ М-1380/2020 от 10.09.2020

Дело № 2-31/2021

УИД 19RS0003-01-2020-002112-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2021 года     город Саяногорск

Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Плетневой Т.А.,

при секретаре Мазановой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слесарева В. А. к Администрации муниципального образования г. Саяногорск о взыскании стоимости установки подъемника, расширения дверных проемов для инвалида-колясочника,

УСТАНОВИЛ:

Слесарев В.А. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования г. Саяногорска о взыскании стоимости подъемника, расширения дверных проемов для инвалида-колясочника в размере 60648,46 руб., мотивируя тем, что <>. В квартире и подъезде отсутствовали условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, отсутствовал пандус, что делало невозможным выход из квартиры. С ДАТА обращался в ООО «УК»РЭУ», в Управление социальной защиты населения г. Саяногорска, в Комитет по ЖКХ МО г. Саяногорска, в Администрацию МО г. Саяногорска с просьбой переоборудования жилого помещения, как инвалиду-колясочнику. Везде получен отказ. ДАТА вновь обращается в Администрацию МО г. Саяногорск с заявлением о создании комиссии по обследованию в целях установления технической возможности устройства пандуса и содействия по его устройству. Актом комиссии от ДАТА установлено, что в жилом помещении нет необходимости переустройства, а общее имущество необходимо приспособить с учетом потребностей инвалида за счет средств ремонта и текущего содержания многоквартирного дома. Все обращения по установке пандуса остались безрезультатными, в связи с чем, он самостоятельно за счет собственных средств установил подъемник. Стоимость работ составила 60648,46 руб. Просит данную сумму взыскать с ответчиков.

В последующем Слесарев В.А. увеличил исковые требования, просил взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

Истец Слесарев В.А. в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности Непомнящая Т.А. исковые требования уточнила, просит взыскать понесенные истцом затраты с Администрации МО г. Саяногорска. К остальным ответчикам требования не поддерживает. Также отказывается от требования компенсации морального вреда, о чем ранее подавалось заявление.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования г. Саяногорск Кудряшова Л.В. исковые требования не признала.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия, Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска. Исковые требования к данным ответчикам истец не поддерживает, о чем представил заявление с уточнением исковых требований.

Определением суда к участию в деле привлечены третьи лица ГКУ РХ «Управление капитального строительства», ООО «Нива».

Представители ответчиков Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия, Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска, представители третьих лиц ГКУ РХ «Управление капитального строительства», ООО «Нива» в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Статьей 15 Гражданского кодекса РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии со статьей 15 закона, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Согласно положениям указанного Федерального закона жилые здания отнесены к объектам социальной инфраструктуры.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В силу статьи 9 Конвенции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условий для преодоления замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Поскольку судом установлено, что Слесареву В.А. с ДАТА <>, бессрочно, его передвижение осуществляется при помощи инвалидной коляски, при этом, истец проживает в жилом помещении - квартире, расположенной на первом этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Выход из жилого помещения не обеспечен необходимым пандусом.

Материалами дела установлено, что истец неоднократно направлял заявления в различные инстанции с просьбой об оказании помощи в переоборудовании квартиры и установки пандуса, которые не принесли результата. Так, ДАТА истец подавал заявление в ООО « УК» Ремонтно-эксплутационное управление» с просьбой установить в его подъезде пандус и получен ответ о невозможности установки пандуса по техническим причинам.

Обращение в Управление социальной защиты населения г. Саяногорска результатов не дало по причине отсутствия правовых оснований для помощи истцу.

Ответом руководителя Комитета ЖКХ и транспорта МО г. Саяногорска в просьбе Слесарева В.А. также отказано со ссылкой на обязанность оказания такой услуги управляющей компанией.

На обращение истца в адрес Администрации муниципального образования г. Саяногорска с просьбой создания комиссии и обследования общего имущества многоквартирного дома на предмет беспрепятственного доступа к месту проживания, получен ответ, что комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, были обследованы квартира и общее имущество в целях их приспособления с учетом потребности инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

В результате выявлено: в жилом помещении инвалида нет необходимости приспособления; общее имущество необходимо приспособить с учетом потребности инвалида, а именно:

1. Выполнить пандус (съезд) из бетона с плиты крыльца подъезда;

2. Выполнить пандус у входной двери в сторону подъезда;

3. Убрать порог деревянной двери тамбуре подъезда;

4. Установить облегченный откидной пандус на лестнице с площадки первого этажа до входной двери длиной 1,9м.

Общее имущество многоквартирного дома переустраивается, приспосабливается на основании производственной программы, утвержденной собственниками данного дома, и выполняется управляющей компанией за счет средств ремонта и текущего содержания многоквартирного дома.

Разрешая вопрос о лице, ответственном в причинении убытков, суд исходит из следующего.

В силу п. 26 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится осуществление мероприятий по охране жизни и здоровья людей (п. 26 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ).

Согласно требованиям п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

В силу п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ федерального органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Согласно п.2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее по тексту - Правила) установлено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения (п. 4а Правил).

В силу п. 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.

По результатам работы указанной выше комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (п. п. 12, 13 Правил) и принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (п. п. 17 - 20 Правил).

Раздел III Правил содержит требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, к которым, в частности, относятся оборудование общего имущества пандусами и устранение непреодолимых для кресла-коляски порогов.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N 689-О-О указано, что органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Суд учитывает, что отсутствие беспрепятственного доступа истца к объектам социальной инфраструктуры, безопасное и беспрепятственное проживание в жилом помещении является нарушением прав истца, гарантированных ему Конституцией РФ, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь.

Ответственность за обеспечение инвалиду-колясочнику беспрепятственным доступом к объекту социальной инфраструктуры (жилому дому) несут органы местного самоуправления, согласно приведенным выше положениям действующего законодательства. В связи с чем, довод ответчика о наличии ответственности иных лиц несостоятелен.

Тот факт, что в условия местной муниципальной программы не включены такие виды помощи, поводом для отказа в иске также не является.

Затраты в сумме 60648,46 руб. на переоборудование жилого помещения и установку пандуса подтверждаются договором подряда от ДАТА, актом о приемке выполненных работ за ДАТА, заключением специалиста от ДАТА.

Заявленная истцом сумма затрат в размере 60648,46 руб. на переоборудование жилого помещения и установку пандуса не является завышенной, что подтверждается заключением эксперта от ДАТА, в соответствии с которым стоимость затрат, которые были бы необходимы для возведения конструкции в виде пандуса составляет: 53580 руб. Затраты на переоборудование жилого помещения для безопасного и беспрепятственного проживания инвалида-колясочника составляют: 23370 руб. Всего, по мнению эксперта, необходимые затраты составляют: 76950 руб.

Доводы представителя ответчика, администрации МО г.Саяногорска, об отсутствии необходимости производства работ в квартире инвалида-колясочника в виде расширения проемов входа в зал, в ванную, туалет и установка туда дверных проемов и дверей, суд считает необоснованными, исходя из следующего.

Согласно заключения эксперта от ДАТА для беспрепятственного и безопасного проживания в квартире инвалида-колясочника были произведены следующие работы:

1. Разборка деревянных наполнений проемов: дверных (дверь в зал);

2. Установка блоков во внутренних дверных проемах (дверь купе в зал);

3. Дверь купе двухстворчатая;

4. Демонтаж дверных блоков в ванную и туалет;

5. Разборка бетонного порога в ванную;

6. Пробивка проемов в конструкциях (расширение дверного проема в ванную и туалет);

7. Установка блоков в ванную и туалет.

Данные работы эксперт считает необходимыми и целесообразными для беспрепятственного и безопасного проживания в квартире инвалида-колясочника.

При этом, исследуя фототаблицу к заключению эксперта, наглядно видно, что размеры инвалидной коляски по размеру точно соответствуют установленным расширенным дверным проемам в ванную комнату, туалет и зал.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в совокупности с требованиями правовых норм, регламентирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что требования Слесарева В.А. о взыскании с Администрации муниципального образования г. Саяногорск затрат на переоборудование жилого помещения и установку пандуса инвалида-колясочника для беспрепятственного и безопасного проживания в квартире и доступа к объектам социального назначения подлежат удовлетворению.

Согласно положений ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимые расходы.

При подаче иска истцом представлено заключение специалиста о стоимости произведенных работ, оплата которого произведена истцом в сумме 4000 руб., что подтверждается квитанцией от ДАТА.

Определением Саяногорского городского суда от ДАТА была назначена экспертиза, расходы по проведению которой были возложены судом на истца.

Слесаревым В.А. была оплачена экспертиза в размере 15000 руб., что подтверждается квитанцией от ДАТА.

Руководствуясь положениями вышеприведенных норм права, суд исходит из того, что по существу рассмотрения дела решение вынесено в пользу истца, в связи с чем, судебные расходы по оплате экспертизы подлежат взысканию с ответчика - Администрации МО г. Саяногорск.

Оценивая ходатайство о возмещении расходов на оплату услуг представителя, суд принимает во внимание составление представителем Непомнящей Т.А. искового заявления, ее участие в подготовках дела к судебному разбирательству, в судебных заседаниях, сложность и объем рассматриваемого дела, результат рассмотрения спора - удовлетворение требований, принцип разумности и справедливости, в связи с чем, полагает заявление обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению в размере 20 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить Слесарева В. А. к Администрации муниципального образования г. Саяногорск о взыскании стоимости установки подъемника, расширения дверных проемов для инвалида-колясочника удовлетворить.

Взыскать с Администрации муниципального образования г. Саяногорск в пользу Слесарева В. А. стоимость установки подъемника, расширения дверных проемов в размере 60648,46 рублей, судебные расходы в размере 19000 рублей, расходы на представителя в размере 20 000 рублей, всего взыскать 99640,46 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                         Плетнева Т.А.

Резолютивная часть решения объявлена 12.05.2021

Мотивированное решение изготовлено 18.05.2021

2-31/2021 (2-1410/2020;) ~ М-1380/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Слесарев Виктор Александрович
Ответчики
Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия
Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска
Администрация Муниципального образования города Саяногорск
Другие
ООО "НИВА"
Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление капитального строительства»
Суд
Саяногорский городской суд Республики Хакасия
Судья
Плетнева Т.А.
Дело на странице суда
saianogorsky--hak.sudrf.ru
10.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2020Передача материалов судье
11.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2020Подготовка дела (собеседование)
30.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2020Судебное заседание
11.12.2020Судебное заседание
11.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.12.2020Судебное заседание
30.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2021Подготовка дела (собеседование)
19.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2021Судебное заседание
17.02.2021Судебное заседание
23.04.2021Производство по делу возобновлено
23.04.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
05.05.2021Судебное заседание
12.05.2021Судебное заседание
18.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2021Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее