№ 2-1009/2012
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Хову-Аксы 13 декабря 2012 года
Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Ооржака А.А.,
с участием: заместителя прокурора Олзоева Ю.В.,
при секретаре Ооржак З.А-Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва в интересах жителей с. Ак-Тал Чеди-Хольского кожууна об обязании администрации сумона Хендергинский Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, используемые под размещение мест погребения (сельских кладбищ), о получении заключения экологической и санитарно-экологической экспертизы о возможности (невозможности) размещения мест погребения (кладбищ) на земельные участки, используемые под размещения мест погребения (сельских кладбищ),
установил:
Прокурор Чеди-Хольского района Республики Тыва обратился в суд с иском к администрации сельского поселения сумона Хендергинский Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва в интересах жителей с. Ак-Тал Чеди-Хольского кожууна об обязании администрации сумона Хендергинский Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, используемые под размещение мест погребения (сельских кладбищ), о получении заключения экологической и санитарно-экологической экспертизы о возможности (невозможности) размещения мест погребения (кладбищ) на земельные участки, используемые под размещения мест погребения (сельских кладбищ). Так как, в результате проведенной прокуратурой Чеди-Хольского района проверки исполнения органами местного самоуправления Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва полномочий в сфере организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения (кладбищ) в результате которой были выявлены нарушения федерального законодательства, выраженные в том, что на территории сельского поселения сумона Хендергинский Чеди-Хольского района на расстоянии 2,3 км. с западной стороны от с. Ак-Тал находится место погребения (сельское кладбище). Данное кладбище на балансе Администрации сумона Хендергинский Чеди-Хольского кожууна не значится, правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый кладбищем, в Администрации сумона Хендергинский Чеди-Хольского кожууна не имеется. Тем самым, Администрация сумона Хендергинский Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва нарушила права жителей с. Ак-Тал, на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В судебном заседании заместитель прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва Олзоев Ю.В. полностью поддержал исковые требования.
В судебное заседание председатель администрации сумона Хендергинский Чеди-Хольского кожууна не явился, извещен надлежащим образом, причины не явки не сообщал, в связи с чем суд рассматривает в отсутствие ответчика.
Выслушав заместителя прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из требования прокурора установлено, что заместитель прокурора Олзоев Ю.В. потребовал от Администрации с. Ак-Тал Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва предоставить в прокуратуру Чеди-Хольского района копии документов: о месте расположения (размещения) места погребения сельского кладбища с. Ак-Тал Чеди-Хольского района; копии правоустанавливающих документов на указанное место погребения; копию кадастрового паспорта на земельный участок на котором расположено сельское кладбище; копии заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы на место погребения с. Ак-Тал.
Из ответа на требование прокурора от 30 августа 2012 года № 79 установлено, что Администрация сельского поселения сумона Хендергинский не имеет правоустанавливающих документов на место погребения сельского кладбища, не имеется кадастрового паспорта на земельный участок, также не имеется заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы на месте погребения.
Из карты прилегающей территории сумона Хендергинский установлено, что места погребения (сельское кладбище) находится на территории, прилагаемой к сумону Хендергинский Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва, о чем имеются обозначения расположения данного объекта.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 145 Федерального закона № 131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурноисторическое значение.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельный законодательством, а также в соответствии с проектной документацией утвержденной в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.1.2882-11 размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.
Согласно п. 1, п.13 ст.35 Градостроительного кодекса РФ зоны специального назначения определяются в результате градостроительного зонирования.
В силу п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу п.1 ст. 131 Гражданским кодексом РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Таким образом судом установлено, что в нарушение требовании действующего законодательства в администрации сумона Хендергинский Чеди-Хольского кожууна правоустанавливающих документов на земельный участок, используемый под размещение места погребения (кладбища) расположенного в 2,3 км. с западной стороны от с.Ак-Тал Чеди-Хольского кожууна, не имеется.
Также в администрации сумона Хендергинский Чеди-Хольского кожууна соответствующих экологических и санитарно-гигиенических заключений на указанный земельный участок, используемый под размещение места погребения (кладбища), не имеется.
Указанные земельные участки в соответствии с требованиями земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательств не отведены, в связи с чем, администрация сумона Хендергинский Чеди-Хольского кожууна обязанность по организации содержания мест захоронения не выполняет.
Ответчиком суду не представлены какие-либо документы.
При таких обстоятельствах требования прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва подлежат удовлетворению по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва к администрации сельского поселения сумона Хендергинский Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва, в интересах жителей с. Ак-Тал Чеди-Хольского района Республики Тыва удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения сумона Хендергинский Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва в срок до 4-х (четырех) месяцев оформить правоустанавливающие документы соответствующие требованиям земельного и градостроительного законодательства на земельный участок, расположенный в 2,3 км. с западной стороны от с.Ак-Тал Чеди-Хольского района Республики Тыва используемый под размещение места погребения (сельских кладбищ).
Обязать Администрацию сельского поселения сумона Хендергинский Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва в срок до 4-х (четырех) месяцев получить заключение экологической и санитарно-гигиенической экспертизы о возможности (невозможности) размещения места погребения (кладбища) на земельном участке, расположенном в 2,3 км. с западной стороны от с. Ак-Тал Чеди-Хольского района Республики Тыва, используемого под размещение места погребения Сельского кладбища).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва в течение 1 месяца со дня его вынесения.
Судья Ооржак А.А.