РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2018 года с. Агинское
Федеральный Саянский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.М.,
с участием помощника прокурора Саянского района Красноярского края Никитина А.В.,
при секретаре Скрыльниковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-386/2018 по иску прокурора Саянского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Межовская средняя общеобразовательная школа», к Администрации Саянского района Красноярского края о признании бездействия по не принятию мер по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств систем охраны незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Саянского района Красноярского края обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Межовская средняя общеобразовательная школа» с требованиями о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на противодействие терроризму, а именно по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и системы охраны незаконным, возложении обязанности принять меры по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и системы охраны, возложении обязанности оборудовать канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны). Требования мотивировал тем, что прокуратурой Саянского района проведена проверка соблюдения законодательства о террористической защищенности учреждений образования на территории Саянского района, в ходе которой установлено, что школа имеет недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности, не заключен договор с Управлением вневедомственной охраны Росгвардии на оказание услуг по охране образовательного учреждения в целях поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и системы охраны. Прокуратурой района в адрес образовательного учреждения внесено представление. Вместе с тем нарушения в установленный срок не были устранены. Имеющееся нарушение требований норм антитеррористического законодательства не позволяет обеспечить своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения.
Просит суд признать бездействия МКОУ Межовская СОШ» по непринятию мер по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и системы охраны незаконным, возложить обязанности принять меры по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и системы охраны, оборудовать канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Впоследствии помощник прокурора Саянского района уточнил исковые требования, просит суд признать бездействия МКОУ «Межовская СОШ» по непринятию мер по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и системы охраны незаконным. Обязать администрацию Саянского района в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование проведения МКОУ «Межовская средняя общеобразовательная школа» мероприятий по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оборудованию канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны). Обязать МКОУ «Межовская средняя общеобразовательная школа» в течение 6 (шести) месяцев со дня финансирования осуществить мероприятия по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оборудовать канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны).
Помощник прокурора Саянского района Красноярского края Никитин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал с учетом уточнений, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Ответчик - Администрация Саянского района Красноярского края в суд не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствии, против требований иска и дополнительного иска не возражали.
В судебное заседание представитель ответчика – МКОУ «Межовская средняя общеобразовательная школа» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица – МКУ «Управление образования администрации Саянского района» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Третье лицо – Министерство образования Красноярского края о дне и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений не подали.
Третье лицо – Уярский филиал Управления вневедомственной охраны войск Национальной гвардии РФ по красноярскому краю, возражений не подали.
Суд, с учетом мнения сторон, в силу п. 3 ст. 167 ГПК РФ, полагает рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав явившихся, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п. п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу ст. 5 федерального закона «О противодействии терроризму» Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Как указано в ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании п.1 ч.13 ст.30 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов.
В соответствии с пунктом 4 настоящих требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно пункту 17 указанных Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершение террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).
При этом воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством, в том числе, обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны;
Согласно пункту 19 Требований выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается, в том числе, путем: поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий); сбора, обобщения и анализа выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокаций сотрудников организаций, обеспечивающих охрану объектов (территорий), на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории), беспричинного размещения посторонними лицами перед зданиями (строениями и сооружениями) или вблизи объектов (территорий) вещей и транспортных средств; поддержания постоянного взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
В соответствии с пунктом 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств; поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них; организации круглосуточной охраны, обеспечения ежедневного обхода и осмотра потенциально опасных объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями; осуществления контроля состояния помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей; организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
Согласно п. 6.48 свода правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения". Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденная приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 635/10), для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Судом установлено, что при проведении проверки прокуратурой Саянского района Красноярского края исполнения законодательства об антитеррористической защищенности учреждения образования, установлено, что в здании МКОУ «Тинская средняя общеобразовательная школа» отсутствуют средства антитеррористической защищенности, в том числе система (канал) передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны), не заключен договор об оказании услуг по охране образовательного учреждения в целях поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны. Данное нарушение не позволяет обеспечить своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения. Это нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение на безопасное нахождение в образовательном учреждении. В связи с чем, в образовательное учреждение внесено представление об устранении нарушений законодательства и недопустимости их в дальнейшем. В ответе на представление директор МКОУ «Межовская СОШ» сообщает, что нарушения не устранены, в связи с отсутствием денежных средств, так как при формировании бюджета на 2018 год на данные мероприятия бюджетных ассигнований не выделено.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Материалами дела установлено, что в мае 2018 года учреждением утвержден паспорт безопасности образовательного учреждения.
В марте 2018 года в Учреждении проведено обследование и категорирование объекта образования МКОУ «Межовская СОШ» в составе комиссии, в составе: директора учреждения С.Л.В., главного специалиста ГО и ЧС администрации <адрес> С.В.В., сотрудника УФСБ России по <адрес> З.В.В., и.о. начальника ОВО по <адрес> Л.С.О., Врио начальника ОП МО МВД России «Ирбейский» Ш.Д.А.. Согласно разделу 5 Акта обследования и категорирования объекта от 03.03.2018 года утверждены мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта образования.
По результатам проведенной прокуратурой Саянского района проверки соблюдения законодательства о террористической защищенности учреждений образования на территории Саянского района, в ходе которой установлено, что учреждением не заключен договор с Управлением вневедомственной охраны Росгввардии на оказание услуг по охране образовательного учреждения в целях поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и системы охраны.
Учредителем и собственником имущества МКОУ «Межовская СОШ» является муниципальное образование Саянский район. (п.1.4 Устава МКОУ «Межовская СОШ»).
Согласно Уставу МКОУ «Межовская средняя общеобразовательная школа» является муниципальным казенным учреждением, учредителем которой является администрация Саянского района Красноярского края.
Пункт 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного выше Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд считает законным и обоснованным требование прокурора Саянского района Красноярского края о возложении обязанности по оборудованию здания МКОУ «Межовская СОШ» системой (каналом) передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) как на учебное заведение, так и на администрацию муниципального образования, поскольку она являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности обеспечивает финансирование образовательного учреждения.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Кроме того, ответчиком МКОУ «Межовская СОШ» не представлено доказательств принятых мер по исполнению Требований и СП 118.13330.2012, в связи с чем суд полагает требования прокурора о признании бездействия МКОУ «Межовская средняя общеобразовательная школа» по непринятию мер по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны незаконным.
При таких обстоятельствах, суд полагает удовлетворить требования, возложив обязанность на администрацию Саянского района Красноярского края РФ осуществить финансирование проведения образовательным учреждением мероприятий по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оборудованию канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», а на образовательное учреждение возложив обязанность в течение 3 (трех) месяцев со дня финансирования осуществить мероприятия по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оборудовать канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать бездействие МКОУ «Межовская средняя общеобразовательная школа» по непринятию мер по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны незаконным.
Обязать Администрацию Саянского района Красноярского края РФ в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование проведения МКОУ «Межовская средняя общеобразовательная школа» мероприятий по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оборудованию канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Обязать МКОУ «Межовская средняя общеобразовательная школа» в течение 3 (трех) месяцев со дня финансирования осуществить мероприятия по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оборудовать канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Саянский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: