Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-368/2012 ~ М-304/2012 от 27.07.2012

                                                                                                        Дело № 2-368/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

20 сентября 2012 года                    г. Кемь Р. Карелия

          Кемский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                   Гордевич В.С.,

с участием прокурора                                                                                               Едоковой Н.А.,

при секретаре              Рысьевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Карельская энергосбытовая компания», Открытому акционерному обществу «Прионежская сетевая компания» о признании действий по установке общедомовых приборов учета электроэнергии и начислению платы за электроэнергию незаконными и обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию,

     У С Т А Н О В И Л:

           В Кемский городской суд в интересах неопределенного круга лиц обратился прокурор Кемского района к Открытому акционерному обществу «Карельская энергосбытовая компания» (далее ОАО «КЭСК»), Открытому акционерному обществу «Прионежская сетевая компания» (далее ОАО «ПСК») с названными исковыми требованиями по тем основаниям, что в ходе проведенной проверки установлено, что ОАО «ПСК» в многоквартирных жилых домах установлены общедомовые приборы учета электроэнергии для следующих многоквартирных домов: г. Кемь, ул. Гидростроителей, жилые дома: №№ 1- 13, 15, 19, 21, 25-35, 37, 39, 41-46, 48-59; г. Кемь, ул. Загородная, жилой дом №7; г. Кемь, ул. Калинина, жилые дома №№ 3, 4; г. Кемь, ул. Лесная, жилой дом №2; г.Кемь, пр.Пролетарский, жилые дома №№ 56, 58, 60; г.Кемь, ул.Ручьевая, жилые дома №№ 9, 11, г.Кемь, ул.Свердлова, жилые дома №№ 1, 2, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13; г.Кемь, ул.Советская, жилой дом №1. Приборы учета электроэнергии, установленные в указанных жилых домах, показания которых использует ОАО «КЭСК», как коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, не входят в состав общего имущества собственников многоквартирных домов, состоят на балансе ОАО «ПСК». Жильцы всех вышеперечисленных многоквартирных домов являются потребителями электроэнергии. С ними заключены договоры на электроснабжение с ОАО «КЭСК» с учетом выставляемых ежемесячных квитанций об оплате услуг. Каждый собственник и наниматель жилого помещения имеет лицевой счет на оплату потребленной электрической энергии. У каждого из них имеется индивидуальный прибор учета потребления электроэнергии. Плату за потребленную электрическую энергию они вносят в пользу ОАО «КЭСК». Указанные факты фактически подтверждают наличие между жильцами указанных выше жилых домов и ОАО «КЭСК» правоотношений, регулируемых, в том числе Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». ОАО «КЭСК» при расчетах за коммунальную услугу по электроснабжению в отношении потребителей указанных выше жилых домов применяет пункт 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее Правила № 307) устанавливающего, что расчеты за электроэнергию производятся по формуле № 9 Правил № 307. Между ОАО «КЭСК» и управляющими компаниями, осуществляющими обслуживание указанных выше жилых домов, договора на электроснабжение многоквартирных домов не заключено. Постановлениями главы администрации Кемского муниципального района № 700-а от 30.11.2006, № 743-а от 14.12.2006 утверждены перечни непригодных для проживания жилых домов. Из приложений указанных постановлений следует, что в список жилых домов, непригодных для проживания, включены так же дома: г. Кемь, ул. Гидростроителей, жилые дома: №№ 1-13, 15, 19, 21, 25-35, 37, 39, 41-46, 48-59; г. Кемь, ул. Загородная, жилой дом №7; г. Кемь, ул. Калинина, жилые дома №№ 3, 4; г. Кемь, ул.Лесная, жилой дом №2; г. Кемь, пр. Пролетарский, жилые дома №№ 56, 58, 60; г.Кемь, ул.Ручьевая, жилые дома №№ 9, 11, г.Кемь, ул.Свердлова, жилые дома №№ 1, 2, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13; г.Кемь, ул.Советская, жилой дом № 1. Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии). Таким образом, законодателем предусмотрено, что общедомовые приборы учета на вышеуказанные жилые дома установке не подлежат. Данная организация несет ответственность перед собственниками жилых помещений за исправное состояние электросетей и энергоустановок, находящихся в общем пользовании жильцов дома, в связи с чем объем потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях находится в прямой зависимости от деятельности данной организации. Согласно п. 37 Правил №307 расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей организации, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций. Оплату остальной электроэнергии, использованной на общедомовые нужды и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергосбытовая организация вправе получить только с управляющей организации. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании этого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.

На основании изложенного просит признать действия ОАО «Прионежская сетевая компания» по установке общедомовых приборов учета электроэнергии в домах, расположенных по адресам: г. Кемь, ул. Гидростроителей, жилые дома: №№ 1-13, 15, 19, 21, 25-35, 37, 39, 41-46, 48-59; г. Кемь, ул. Загородная, жилой дом №7; г. Кемь, ул. Калинина, жилые дома №№ 3, 4; г.Кемь, ул.Лесная, жилой дом №2; г.Кемь, пр.Пролетарский, жилые дома №№ 56, 58, 60; г.Кемь, ул.Ручьевая, жилые дома №№ 9, 11, г.Кемь, ул.Свердлова, жилые дома №№ 1, 2, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13; г.Кемь, ул.Советская, жилой дом №1 незаконными; признать действия ОАО «Карельская энергосбытовая компания» по начислению платы за электроэнергию исходя из учета показателей коллективных (общедомовых) приборов в отношении жилых домов, признанных аварийными, подлежащими сносу и расселению - незаконными; обязать ОАО «Карельская энергосбытовая компания» произвести перерасчет платы за электроэнергию в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в домах, расположенных по адресам: г. Кемь, ул. Гидростроителей, жилые дома: №№ 1-13, 15, 19, 21, 25- 35, 37, 39, 41-46, 48-59; г. Кемь, ул. Загородная, жилой дом №7; г. Кемь, ул. Калинина, жилые дома №№ 3, 4; г.Кемь, ул.Лесная, жилой дом №2; г.Кемь, пр.Пролетарский, жилые дома №№ 56, 58, 60; г.Кемь, ул.Ручьевая, жилые дома №№ 9, 11, г.Кемь, ул.Свердлова, жилые дома №№ 1, 2, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13; г. Кемь, ул.Советская, жилой дом №1, за период с момента перевода расчетов на коммерческий учет на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а именно: с 01.03.2010 - г. Кемь, ул. Гидростроителей, жилые дома: №№ 1-13, 15, 19, 21, 25-35, 37, 39, 41-46, 48-59; г. Кемь, ул. Загородная, жилой дом №7; г.Кемь, пр.Пролетарский, жилые дома №№ 56, 58, 60; г.Кемь, ул.Свердлова, жилые дома №№ 1, 2, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, с 01.12.2010 - г.Кемь, ул.Советская, жилой дом №1, г.Кемь, ул.Ручьевая, жилые дома №№ 9, 11; обязать ОАО «Карельская энергосбытовая компания» опубликовать решение суда в газете «Советское Беломорье», учрежденной администрацией Кемского муниципального района и распространяемой на территории Кемского района, в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании пом. прокурора Едокова Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснив, что постановлениями администрации сроки сноса домов не определены. Поэтому на имя Главы Кемского муниципального района прокурором внесено представление об устранении данного нарушения, на которое ответ еще не поступил. Отсутствие срока сноса в постановлениях не может влиять на права жильцов. Сейчас нет возможности переселить жильцов этих домов. Считает, что на эти дома не подлежат установке приборы учета. Потери электроэнергии в таких домах гораздо больше, чем в пригодных для проживания.

Представитель ответчика ОАО «Прионежская сетевая компания», будучи извещен о дате и месте рассмотрения дела в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил. Представитель ответчика по доверенности - заместитель генерального директора по правовым и корпоративным вопросам Усенко Ю.В. представила суду отзыв, в котором просила в удовлетворении исковых требованиях отказать по следующим основаниям:

Обязанность потребителя использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные приборы в целях учета потребленных коммунальных услуг установлена пп. «г» п. 34 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 04.05.2012) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Многоквартирные дома, введенные в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона, в срок до 1 июля 2012 года должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.

Требования ст. 13 Федерального закона в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.

Многоквартирные дома, указанные в исковом заявлении Прокурора Кемского района, признаны аварийными Постановлением Администрации г. Кеми и района № 700-а от 30.11.2006 г. и Постановлением Администрации Кемского муниципального района № 743-а от 14.12.2006 г.

Указанными постановлениями не установлен срок сноса многоквартирных домов, признанных аварийными.

Таким образом, требования ст. 13 Федерального закона в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на указанные в исковом заявлении многоквартирные дома, так как они не являются объектами, подлежащими сносу до 1 января 2013 г.

Кроме того, в соответствии с п. 22 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Учитывая изложенное, ОАО «ПСК» считает действия по установке общедомовых приборов учета электроэнергии в домах, перечисленных в исковом заявлении, и начисление ОАО «КЭСК» платы за электроэнергию исходя из показаний общедомовых приборов учета соответствующими действующему законодательству.

Представитель ответчика - ОАО «Карельская энергосбытовая компания» по доверенности Янова И.С. в судебном заседании исковые требования не признала и поддержала представленный отзыв, из которого следует, что установка общедомовых приборов учета производилась силами и за счет сетевой компании - ОАО «Прионежская сетевая компания». Действия сетевой организации по установке приборов учета являлись правомерными, так как: в соответствии с п. 12 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г., в редакции, действовавшей в спорный период (далее по тексту - «Основные положения»), в целях обеспечения надлежащего исполнения принятых субъектами розничных рынков обязательств сетевые организации осуществляют коммерческий учет электрической энергии и контролируют его осуществление иными субъектами розничных рынков в порядке, установленном настоящим документом. В соответствии с п. 159 Основных положений сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии.

         Таким образом, установка коллективного (общедомового) прибора учета сетевой организацией своими силами и за свой счет обусловлена возложенной на данный субъект электроэнергетики функцией по осуществлению коммерческого учета и контролю его осуществления иными субъектами розничного рынка.

         Анализ положений раздела XII Основных положений позволяет сделать вывод, что владельцем прибора учета может быть как сетевая организация, так и потребитель электрической энергии. Так, согласно п. 138 Основных положений «при наличии приборов учета у обеих сторон по договору в качестве прибора учета, показания которого принимаются для целей определения обязательств сторон (далее - расчетный прибор учета), применяется прибор учета с более высоким классом точности, если его использование позволяет осуществлять более точное измерение объема электрической энергии с учетом ее потерь, возникающих на участках электрических сетей от границы их балансовой принадлежности до мест установки соответствующих приборов учета. Прибор учета другой стороны по договору используется для контроля исправности и точности расчетного прибора учета (далее - контрольный прибор учета). При равенстве класса точности указанных приборов учета выбор расчетного и контрольного приборов учета осуществляется по соглашению сторон».

           Таким образом, расчетный прибор учета, то есть прибор учета, показания которого принимаются для целей определения обязательств сторон, может принадлежать как сетевой организации, так и потребителю электрической энергии. Следовательно, установка прибора учета силами ОАО «ПСК» в целях выполнения возложенной на ОАО «ПСК» действующим законодательством РФ функции но осуществлению коммерческого учета не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов собственника помещений спорных многоквартирных домов.

           Вывод прокурора о том, что общедомовые приборы учета не подлежат установке на ветхие, аварийные жилые дома и дома, подлежащие сносу, необоснован и противоречит нормам действующего законодательства РФ, а именно: частям 1 и 5 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. Анализ положений ст. 13 ФЗ № 261 в совокупности позволяет сделать вывод о наличии обязанности собственников объектов, в том числе жилых помещений, оснастить данные объекты общедомовыми приборами учета. От указанной обязанности освобождаются собственники аварийных, ветхих и подлежащих сносу объектов.

          Вместе с тем, в ст. 13 ФЗ № 261 отсутствует запрет на установку приборов учета (индивидуальных и/или общедомовых) в ветхом (аварийном) жилом фонде, также отсутствует указание на то, что собственники аварийных, ветхих и подлежащих сносу объектов освобождаются от оплаты электрической энергии, потребленной ими в местах общего пользования.

           Системное толкование положений ст. 13 ФЗ № 261 во взаимосвязи с нормами, закрепленными в Основных положениях функционирования розничных рынков и Правилах № 307, позволяет сделать вывод о том, что освобождая собственников жилых помещений от обязанности по установке коллективных (общедомовых) приборов учета, вместе с тем, ч. 1 ст. 13 ФЗ № 261 не исключает право сетевой организации установить своими силами и за свой счет общедомовые приборы учета в ветхом жилом фонде, а также не исключает обязанность собственников жилых помещений в указанном доме производить оплату потребленной электрической энергии на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии).

          Позиция Прокурора Кемского района о признании незаконными действий ОАО «КЭСК» по начислению платы за электроэнергию жильцам спорных домов необоснованна по следующим обстоятельствам.

          В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В спорных многоквартирных домах установлены как коллективные (общедомовые) приборы учета, так и индивидуальные приборы учета, поэтому начисление платы за электроснабжение жителям вышеуказанных домов осуществляется на основании п. 23 Правил № 307 (по формуле № 9 - пп.1 п.3 Приложения № 2). Поскольку электроэнергия в спорные многоквартирные дома поступала, и данный факт не оспаривается истцом, то в силу положений действующего законодательства РФ, собственники жилых помещений в спорных многоквартирных домах обязаны оплатить объемы электрической энергии, поступившей в многоквартирный дом, согласно показаниям коллективного (общедомового) прибора учета и индивидуальных приборов учета электроэнергии.

        Довод Прокурора о том, что гарантирующий поставщик не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, является необоснованным и противоречит нормам действующего законодательства РФ.

        Администрацией Кемского городского поселения были заключены договоры управления многоквартирными домами с ООО «Техкомсервис» и ООО «Жилфонд» от 21.08.2008 г. и от 01.02.2011 г. соответственно.

        Согласно п. 2.5 Договора управления многоквартирным домом № 1 от 21.02.2008 г. в обязанности управляющей организации входит бесперебойное предоставление коммунальных услуг Собственнику (тепловодоснабжение, холодное водоснабжение, электро- и газоснабжение, водоотведение, вывоз мусора). Однако, управляющие компании ООО «Жилфонд» и ООО «Техкомсервис» не исполнили предусмотренную заключенными договорами обязанность по обращению в адрес ОАО «КЭСК» с вопросом о заключении договоров на энергоснабжение спорных жилых домов.

        Таким образом, указанные управляющие компании не приобретают электрическую энергию у гарантирующего поставщика, а, следовательно, не вправе продавать ее потребителям и взимать за это плату.

         В соответствии с п. 1 ст. 540 Гражданского кодекса РФ, в случае, когда абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

         Согласно п. 64 Основных положений действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином- потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электроэнергии данному гарантирующему поставщику.

          Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод, что волеизъявления гарантирующего поставщика на заключение договора энергоснабжения с гражданином- потребителем не требуется. Следовательно, договоры энергоснабжения с гражданами, проживающими в спорных жилых домах, являются заключенными, в силу закона.

          Представитель ответчика Янова И.С. дополнительно пояснила, что их организация не имеет права устанавливать приборы учета, они только поставляют электроэнергию. На все дома, перечисленные в иске, приборы учета установило ОАО «ПСК». Договор на электроснабжение с потребителями заключен ОАО «КЭСК». ОАО «ПСК» ведет коммерческий учет электроэнергии. Все приборы учета, установленные на перечисленных домах состоят на балансе у ОАО «ПСК», которое несет все расходы по их содержанию и обслуживанию. Ежемесячно ОАО «ПСК» снимает показания с приборов учета и передает их в ОАО «КЭСК», где производится расчет в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307 с учетом показаний общедомового прибора учета по формуле № 9 пп.1 п. 3 Приложения № 2.

           Представитель 3-их лиц ООО «Техкомсервис» и ООО «Жилфонд» - директор Паршина Н.В. в судебное заседание не явилась, в поступившей телефонограмме просила рассмотреть дело в отсутствие представителя 3-х лиц и сообщила, что от ОАО «ПСК» в ООО «Техкомсервис» и ООО «Жилфонд» предложения об оснащении общедомовыми приборами учета электроэнергии домов, указанных в исковом заявлении, не поступали. Договоры ООО «Техкомсервис» и ООО «Жилфонд» с ОАО «ПСК» на установку и обслуживание общедомовых приборов учета электроэнергии на указанные в иске дома, не заключались, представители ее организаций при снятии показаний с указанных приборов учета не присутствуют.

           Суд на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Суд, заслушав мнение помощника прокурора Едоковой Н.А., представителя ответчика, изучив материалы дела, считает иск подлежащим частичному удовлетворению.

Судом установлено, что ОАО «Прионежская сетевая компания» заключило с ООО «Электромир» договоры подряда 23 июня 2009 года № 014, 08 сентября 2009 года № 024 и 05 марта 2010 года № 011/0-02-113 на проведение работ по монтажу приборов учета электрической энергии в жилых домах согласно адресным спискам (приложениям). В приложения, в том числе указаны все дома, перечисленные прокурором в иске. По каждому установленному счетчику во всех перечисленных в иске домах ООО «ПСК» были составлены Справки-акты о замене, приемке, проверке электросчетчика, подписанные представителями ответчика ООО «ПСК» и представителями управляющих компаний, обслуживающих многоквартирные дома. Также сетевой организацией - ответчиком ООО «ПСК» по каждому из домов, указанному в иске с управляющими компаниями были подписаны Акты разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон. Из названных актов и приложенных к ним однолинейных схем электроснабжения следует, что установленные на домах счетчики электроэнергии принадлежат ООО «ПСК» и находятся в границе их эксплуатационной ответственности.

              Администрацией Кемского городского поселения, как собственником, были заключены договоры управления перечисленными в иске многоквартирными домами с ООО «Техкомсервис» и ООО «Жилфонд» от 28.10.2008 г. и от 01.02.2011 г., соответственно (л.д. 16-25, 26-35).

Согласно пунктов 2.5 и 3.1.2. Договора управления многоквартирным домом от 28.10.2008 г. в обязанности управляющей организации ООО «Техкомсервис» входит бесперебойное предоставление коммунальных услуг Собственнику (тепловодоснабжение, холодное водоснабжение, электро- и газоснабжение, водоотведение, вывоз мусора); управляющая организация обязана организовывать заключение договоров на поставку собственникам жилищно-коммунальных услуг, необходимых для использования помещений по назначению, жизнеобеспечения собственников и членов их семей, а также для поддержания многоквартирного дома в надлежащем техническом и санитарном состоянии.

             Согласно пунктам 1.4 и 3.1.13. Договора управления многоквартирным домом от 01.02.2011 г. управляющей организацией ООО «Жилфонд» могут быть возложены на организации различных форм собственности обязательства по предоставлению собственникам услуг по тепло-, водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению; управляющая организация обязана организовывать заключение договоров на поставку собственникам и нанимателям жилищно-коммунальных услуг, необходимых для использования жилых помещений по назначению, жизнеобеспечения нанимателей, собственников и членов их семей, а также для поддержания многоквартирного дома в надлежащем техническом и санитарном состоянии.

Постановлением Администрации г. Кеми и района № 700-а от 30.11.2006 г. (л.д. 9-11) и Постановлением Администрации Кемского муниципального района № 743-а от 14.12.2006 г. (л.д. 12-14) многоквартирные дома, перечисленные в исковом заявлении прокурора Кемского района, признаны непригодными для проживания, подлежащими расселению и сносу. Названными постановлениями срок сноса домов не установлен.

            Судом установлено, что ОАО «ПСК» ежемесячно снимает показания с установленных общедомовых приборов учета электроэнергии показания, передает сведения ответчику ОАО «КЭСК», где потребителям - жильцам домов производится начисление платы за потребленную электроэнергию на основании пункта 23 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (далее Правила № 307) с учетом показаний общедомовых приборов учета по формуле № 9, указанной в подпункте 1 пункта 3 Приложения № 2 к названным Правилам. По указанной формуле расчеты производятся с 01.03.2010 года по адресам: г. Кемь, ул. Гидростроителей, жилые дома: №№ 1-13, 15, 19, 21, 25-35, 37, 39, 41-46, 48-59; г. Кемь, ул. Загородная, жилой дом №7; г. Кемь, пр.Пролетарский, жилые дома №№ 56, 58, 60; г. Кемь, ул. Свердлова, жилые дома №№ 1, 2, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13 и с 01.12.2010 года по адресам: г. Кемь, ул. Советская, жилой дом №1, г. Кемь, ул. Ручьевая, жилые дома №№ 9, 11.

            Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 307 в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, в частности, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

            В соответствии с п. 3 Правил N 307 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно- правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация.

            В судебном заседании установлено, что жильцы всех перечисленных домов являются потребителями электроэнергии. Плату за потребленную электрическую энергию они вносят в ОАО «КЭСК» на основании, выставляемых ответчиком квитанций об оплате услуг. Обслуживание домов на основании вышеуказанных договоров управления осуществляют управляющие компании ООО «Техкомсервис» и ООО «Жилфонд».

            Пунктом 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

            В соответствии с требованиями п. 10 ст. 13 названного Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.

Из ответа администрации Кемского городского поселения от 18.05.2012 года № 1824/1.14 (л.д. 15) следует, что ОАО «Прионежская сетевая компания» в период с 01.01.2009 г. по 01.05.2012 г. администрацию не информировала о намерении оборудовать многоквартирные дома, расположенные в Кеми общедомовыми приборами учета электрической энергии. Из информации представленной суду ответчиком ОАО «ПСК» от 19.09.2012 г. № 10485 следует, что ответчик письменных предложений об установке общедомовых приборов учета в домах города Кемь в адрес собственников жилых помещений и управляющих компаний не направлял. Таким образом, установлено, что ответчик ООО «ПСК» не исполнил положения приведенной нормы, что также подтверждается пояснениями представителя 3-х лиц - директора управляющих компаний Паршиной Н.В., изложенными в поступившей от нее телефонограмме.

            Пункт 9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ определяет, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

           Пункт 3 Приказа Минэнерго РФ от 7 апреля 2010 года N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" (Зарегистрированного в Минюсте РФ 29 июня 2010 года N 17646) закрепляет, что в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

          Указанный договор заключается в простой письменной форме и данное положение установлено п. 4 Приказа Минэнерго РФ от 7 апреля 2010 года N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».                   

           Из анализа приведенных положений следует, что общедомовые приборы учета должны быть установлены по инициативе собственников многоквартирных домов на основании соответствующих договоров регулирующих условия их установки, замены и (или) эксплуатации, составленных в простой письменной форме, стороной заказчика при этом должна являться управляющая организация.

           В судебном заседании установлено, что указанные договоры на установку и эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета по многоквартирным домам, указанным в иске, ответчиком ООО «ПСК» с управляющими компаниями не заключались, поскольку таких договоров суду не представлено. Кроме того, данный факт подтверждается показаниями представителя ответчика ОАО «КЭСК» Яновой И.С., из которых следует, что установленные приборы учета являются собственностью ОАО «ПСК» и обслуживаются также ОАО «ПСК», а также изученными в судебном заседании и приведенными выше договорами подряда на установку приборов учета электрической энергии, справками-актами и актами разграничения балансовой принадлежности.

           Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что собственники жилых помещений многоквартирных домов, а также управляющие компании договоры с ООО «ПСК» на установку общедомовых приборов учета, их эксплуатацию, не составляли и не заключали, ОАО «ПСК» к собственникам жилых помещений многоквартирных домов и управляющим компаниям с предложениями об оборудования жилых домов общедомовыми приборами учета электрической энергии не обращалось.

           Поскольку установка коллективных (общедомовых) приборов учета в перечисленных в иске жилых домах произведена с нарушениями установленной действующим законодательством процедуры и без согласования с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, суд считает, что приборы учета установлены ОАО «ПСК» незаконно, следовательно, недопустимо использовать их показания при расчетах с потребителями. С учетом установленных обстоятельств суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании действий ответчика ОАО «ПСК» по установке общедомовых приборов учета незаконными, признании незаконными действий ответчика ОАО «КЭСК» по начислению платы за электроэнергию, исходя из показаний общедомовых приборов учета и обязании ответчика ОАО «КЭСК» произвести перерасчет потребителям электроэнергии с момента перевода расчетов на коммерческий учет на основании общедомовых приборов учета. Суд считает необходимым произвести перерасчет в жилых помещениях, которые оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии по пункту 16 раздела 3 Правил № 307, а в жилых помещениях, где такие приборы учета отсутствуют - по пп. «б» п. 19 раздела 3 названных Правил.

           Учитывая, что в соответствии с положениями пунктов 5 и 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принудительная установка коллективных (общедомовых) приборов учета и ввод их в эксплуатацию со стороны ОАО «ПСК» возможна в период с 1 июля 2012 года по 1 июля 2013 года, что собственники жилых помещений и управляющие организации не проявили возложенной на них законодателем инициативы по оборудованию жилых домов общедомовыми приборами учета, суд полагает удовлетворить требования прокурора о производстве перерасчета частично, обязав ОАО «КЭСК» произвести требуемый перерасчет платы за электроэнергию по 30 июня 2012 года включительно.

           В части 1 ст. 13 названного Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, в частности, указано, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.

Судом установлено, что Постановлением Администрации г. Кеми и района № 700-а от 30.11.2006 г. (л.д. 9-11) и Постановлением Администрации Кемского муниципального района № 743-а от 14.12.2006 г. (л.д. 12-14) многоквартирные дома, перечисленные в исковом заявлении прокурора Кемского района, признаны непригодными для проживания, подлежащими расселению и сносу. Названными постановлениями срок сноса домов не установлен, постановления на момент рассмотрения дела не отменены, следовательно, являются законными, поэтому доводы прокурора о том, что внесено представление в администрацию Кемского муниципального района об устранении нарушений, допущенных при вынесении постановлений, суд признает несостоятельными. Поскольку законодателем четко определено условие, при котором требования ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ по установке общедомовых приборов учета в жилых домах не должны применяться, суд считает, что требования настоящей статьи распространяются на дома, указанные в исковом заявлении прокурора, несмотря на то, что эти дома признаны непригодными для проживания и подлежащими сносу. То есть суд считает, что установка общедомовых приборов учета на перечисленные в иске дома допустима при соблюдении процедуры и условий, установленных законодателем и приведенных выше. В связи с чем суд признает доводы прокурора о том, что общедомовые приборы учета нельзя устанавливать на все жилые дома признанные непригодными для проживания и подлежащими сносу, несостоятельными. Суд, учитывая положения статей 151, 153 Жилищного кодекса РФ, статей 540, 544 Гражданского кодекса РФ считает обоснованным при отсутствии договоров между управляющими компаниями и ответчиками на поставку электроэнергии взимание платы с потребителей-жильцов напрямую ответчиком ОАО «КЭСК».

В соответствии со ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора вправе предъявить иск в суд о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Поскольку ответчик ОАО «КЭСК» является поставщиком электроэнергии потребителям-жильцам, то отношения между ОАО «КЭСК» и жильцами подпадают под действие Закона «О защите прав потребителей». В связи с чем суд удовлетворяет требования прокурора в данной части и полагает возможным обязать ОАО «КЭСК» в пятнадцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать резолютивную часть настоящего решения суда в газете «Советское Беломорье», распространяемой на территории Кемского района.

Суд, на основании ст. 103 ГПК РФ, с учетом положений подпункта 3 пункта 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, учитывая, что в отношении ответчика ОАО «ПСК» удовлетворено одно требование неимущественного характера, а в отношении ответчика ОАО «КЭСК» три таких требования, взыскивает в доход бюджета Кемского муниципального района с ОАО «ПСК» государственную пошлину в сумме 200 рублей, а с ОАО «КЭСК» - 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                      Р Е Ш И Л :

           

           Иск прокурора Кемского района удовлетворить частично.

           Признать действия Открытого акционерного общества «Прионежская сетевая компания» по установке общедомовых приборов учета электроэнергии в домах, расположенных в городе Кемь по адресам: ул. Гидростроителей, жилые дома: №№ 1-13, 15, 19, 21, 25-35, 37, 39, 41-46, 48-59; ул. Загородная, жилой дом №7; ул. Калинина, жилые дома №№ 3, 4; ул. Лесная, жилой дом №2; пр-т Пролетарский, жилые дома №№ 56, 58, 60; ул. Ручьевая, жилые дома №№ 9, 11; ул.Свердлова, жилые дома №№ 1, 2, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13; ул.Советская, жилой дом №1 незаконными.

           Признать незаконными действия Открытого акционерного общества «Карельская энергосбытовая компания» по начислению потребителям платы за электроэнергию исходя из учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии в жилых домах, расположенных в городе Кемь по адресам: ул. Гидростроителей, жилые дома: №№ 1-13, 15, 19, 21, 25-35, 37, 39, 41-46, 48-59; ул. Загородная, жилой дом №7; ул. Калинина, жилые дома №№ 3, 4; ул. Лесная, жилой дом №2; пр-т Пролетарский, жилые дома №№ 56, 58, 60; ул. Ручьевая, жилые дома №№ 9, 11; ул.Свердлова, жилые дома №№ 1, 2, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13; ул.Советская, жилой дом №1.

           Обязать Открытое акционерное общество «Карельская энергосбытовая компания» произвести перерасчет платы за электроэнергию в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению за период с момента перевода расчетов на коммерческий учет на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а именно: с 01.03.2010 года по адресам: г. Кемь, ул. Гидростроителей, жилые дома: №№ 1-13, 15, 19, 21, 25-35, 37, 39, 41-46, 48-59; г. Кемь, ул. Загородная, жилой дом №7; г.Кемь, пр.Пролетарский, жилые дома №№ 56, 58, 60; г. Кемь, ул.Свердлова, жилые дома №№ 1, 2, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13 и с 01.12.2010 года по адресам: г.Кемь, ул.Советская, жилой дом №1, г.Кемь, ул.Ручьевая, жилые дома №№ 9, 11 по 30 июня 2012 года включительно.

          Обязать ОАО «Карельская энергосбытовая компания» в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать резолютивную часть настоящего решения суда в газете «Советское Беломорье», распространяемой на территории Кемского района Республики Карелия (адрес редакции газеты: г. Кемь, пр-т Пролетарский, д. 14).

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Кемского района - отказать.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Карельская энергосбытовая компания» государственную пошлину в доход бюджета Кемского муниципального района в размере 600 (шестьсот) рублей.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Прионежская сетевая компания» государственную пошлину в доход бюджета Кемского муниципального района в размере 200 (двести) рублей.

          Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

          Председательствующий:                    В.С.Гордевич

          Решение в окончательной форме вынесено 25 сентября 2012 года.

2-368/2012 ~ М-304/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Кемского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ОАО "Карельская энергосбытовая компания"
ОАО "Прионежская сетевая компания"
Другие
ООО "Жилфонд"
ООО "Техкомсервис"
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Судья
Гордевич Виктор Станиславович
Дело на странице суда
kemsky--kar.sudrf.ru
27.07.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2012Передача материалов судье
01.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2012Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2012Судебное заседание
20.09.2012Судебное заседание
08.10.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2013Дело оформлено
18.01.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее