Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Зеленокумск 19 марта 2013 года
Советский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего: Швец Л.Н.,
с участием:
представителя заинтересованного лица: администрации муниципального образования г. Зеленокумска: главного специалиста-юрисконсульта отдела по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования г. Зеленокумска Советского района Ставропольского края Доманова И.И. и заместителя Главы администрации муниципального образования г. Зеленокумска Советского района Ставропольского края Горло А.В.,
при секретаре: Макаровой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сушко Н.А. о признании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по организации движения, функционирования стоянок и парковок автомобильного транспорта, и обеспечению безопасности в районе Универсального рынка РайПО и сельскохозяйственного рынка общества с ограниченной ответственностью «Исток» недействующим со дня его принятия, полностью,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края издано постановление № «О некоторых мерах по организации движения, функционирования стоянок и парковок автомобильного транспорта, и обеспечению безопасности в районе Универсального рынка РайПО и сельскохозяйственного рынка ООО «Исток». Указанное постановление опубликовано в № от ДД.ММ.ГГГГ газеты «Вместе лучше».
Нормами данного постановления прекращено сквозное автомобильное движение по улице Мельничной путем установки барьерных ограждений на пересечении улицы Мельничной с улицей Заводской. Утверждена схема организации движения автомобильного транспорта для подъезда к Универсальному рынку РайПО и сельскохозяйственному рынку ООО «Исток» со стороны: ЗАО «Строймаш» - по улицам Заводской, Больничной, Восточной согласно приложению №, улиц Зои Космодемьянской, Дзержинского, Угловой, Чапаева, согласно приложению №. Установлено ограничение движения транспортных средств с 8-00 до 13-00 на территории, прилегающей к рынкам: РайПО и ООО «Исток». Решено установить на улице Восточной и улице Мельничной города Зеленокумска автоматические шлагбаумы, препятствующие проезду автотранспорта к рынкам. Указанные ограничения решено установить с ДД.ММ.ГГГГ. Также в постановлении предусмотрен ряд мер по организации парковок автомобильного транспорта, стоянок такси, мест продажи товаров.
Правовой основой постановления №, как следует из его текста, послужили Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» (ст.ст. 3, 5), Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 7.1 ч. 1 ст. 14), Федеральный закон от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (п. 4 ст. 3), Устав муниципального образования города Зеленокумска (п. 8 ст. 7).
Сушко Н.А. обратилась в суд с заявление о признании постановления главы администрации муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по организации движения, функционирования стоянок и парковок автомобильного транспорта, и обеспечению безопасности в районе Универсального рынка РайПО и сельскохозяйственного рынка ООО «Исток» полностью недействующим со дня его принятия, указывая на то, что постановление вынесено без учета фактических обстоятельств, в нарушение действующего законодательства и вопреки интересам жителей, проживающих на указанных в постановлении улицах, в том числе, и ее интересов, как жительницы улицы Мельничной города Зеленокумска.
Свои требования заявитель Сушко Н.А. обосновывает следующими обстоятельствами: По мнению заявительницы, ссылки в оспариваемом ею постановлении № на вышеперечисленные нормы федеральных законов и Устав муниципального образования города Зеленокумска являются необоснованными. Статья 1 Федерального Закона «О противодействии экстремисткой деятельности» дает понятие экстремисткой деятельности. Статья 4 названного Федерального закона, перечисляя субъекты противодействия экстремисткой деятельности: Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, указывает на то, что они участвуют в противодействии экстремисткой деятельности в пределах своей компетенции. Статья 5 этого же Федерального Закона предусматривает профилактику экстремисткой деятельности в виде профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремисткой деятельности. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального Закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, борьбе с терроризмом и минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма. А потому ссылка в постановлении № на вышеназванные Федеральные законы, как нормативную базу, используемую при вынесении постановления, является надуманной, так как данные Федеральные законы не наделяют органы местного самоуправления при осуществлении деятельности по противодействию экстремизму и терроризму правом на запрещение сквозного автомобильного движения по улицам города путем установки барьерных заграждений. Действия администрации муниципального образования города Зеленокумска противоречат ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации, устанавливающей недопущение ограничения свободы передвижения. Перекрытие движения по дорогам общего пользования возможно только в исключительных случаях, установленных законом. Действия администрации муниципального образования города Зеленокумска по перекрытию сквозного движения по дороге общего пользования нарушают не только ее право на свободу передвижения, но и затрагивают права других жителей города Зеленокумска. Случаи временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам установлены ст. 30 Федерального Закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации». Часть 2.1 данной статьи предусматривает, что временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти Ставропольского края порядок прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения, по основаниям, указанным в обжалуемом постановлении, не определил, а потому, по мнению заявителя Сушко Н.А., глава администрации муниципального образования города Зеленокумска произвольно установил эти ограничения в нарушение пункта 8 гл. 7 Устава муниципального образования.
В судебное заседание заявитель Сушко Н.А. не явилась, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, настаивая на удовлетворении заявленных требований. Суд счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Администрация муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края требования Сушко Н.А. не признала, посчитала их безосновательными и не подлежащими удовлетворению, о чем указала в представленном суду отзыве. В обоснование законности принятого постановления администрация муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края сослалась на следующее: В соответствие со ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» установлено, что органы местного самоуправления относятся к субъектам противодействия экстремисткой деятельности. Статьей 1 этого же Федерального закона установлено, что под экстремисткой деятельностью понимается, в числе прочих, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность. Статья 5 указанного Федерального закона предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремисткой деятельности. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация муниципального образования города Зеленокумска является органом местного самоуправления муниципального образования и согласно статьи 7 указанного закона наделена соответствующими полномочиями, в том числе и по вопросам принятия муниципальных нормативных правовых актов. Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму орган местного самоуправления осуществляет в первую очередь по направлению предупреждения (профилактики) терроризма, то есть осуществляет меры правового, организационного, административного и другого характера, направленные на обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, которые, как показывает практика, являются наиболее уязвимыми для организации террористических актов. В соответствии с пунктом 6 Решения краевого совещания от 01.03.2011 года «О мерах по организации в Ставропольском крае устойчивой системы безопасности на объектах с массовым пребыванием людей» постановлением администрации муниципального образования города Зеленокумска от ДД.ММ.ГГГГ № универсальный рынок РайПО и сельскохозяйственный рынок ООО «Исток» были отнесены к объектам с массовым пребыванием людей. Администрацией муниципального образования г. Зеленокумска Советского района Ставропольского края ранее принимались попытки по упорядочению движения транспортных средств на территории, прилегающей к универсальному и сельскохозяйственному рынкам. С этой целью принимались соответствующие постановления об ограничении движения транспортных средств. Однако предпринятые меры ощутимого эффекта не дали, так как реализовать требование об отнесении парковок на расстояние не менее 50 метров от территории рынков было невозможно из-за отсутствия таковых. Ввод в эксплуатацию в <данные изъяты> году парковок по улице Мельничной и улице Восточной позволили администрации муниципального образования реализовать требование по антитеррористической защищенности территорий, прилегающих к универсальному и сельскохозяйственному рынкам города. Реализация мер, перечисленных в постановлении администрации муниципального образования г. Зеленокумска Советского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по организации движения, функционированию стоянок и парковок автомобильного транспорта и обеспечению безопасности в районе универсального рынка РайПО и сельскохозяйственного рынка ООО «Исток»» позволила обеспечить выполнение требований антитеррористической комиссии, создать «зоны безопасности», обеспечить безопасные условия жизни гражданам, проживающим на прилегающих улицах, а также нормальные условия работы предприятий, правоохранительных и других органов и организаций. Постановление принималось с учетом реальной обстановки, сложившейся в данном районе города, мнения всех заинтересованных служб, общественных организаций и граждан. Проект постановления администрации муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края был направлен на экспертизу в прокуратуру Советского района Ставропольского края и получил положительное заключение от ДД.ММ.ГГГГ. Оспариваемое постановление принято в соответствие с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который устанавливает, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, поселений, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно оспариваемому постановлению ограничения движения не распространяются на автотранспортные средства экстренных служб района, транспортные средства, осуществляющие общественные пассажирские перевозки, для проживающих граждан установлен беспрепятственный въезд и выезд по специальным пропускам. Принятое постановление не нарушает прав жителей города. На основании изложенного, администрация муниципального образования города Зеленокумска просит суд отказать в удовлетворении требований Сушко Н.А.
В судебном заседании представители администрации муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края Горло А.В. и Доманова И.И. отзыв поддержали и просили суд отказать в удовлетворении требований Сушко Н.А.
Суд, заслушав представителей заинтересованного лица, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность) регулируются Федеральным законом № 257 –ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ от 08.11.2007 года).
Пункт 2 ст. 1 Федерального закона № 257-ФЗ предусматривает, что действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 257 –ФЗ от 08.11.2007 года законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В целях реализации конституционного принципа, установленного ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации о том, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, Федеральный закон № 257 –ФЗ от 08.11.2007 года устанавливает в качестве основополагающего права пользователей автомобильных дорог свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, за исключением случаев использования платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог и случаев временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом п. 3 ст. 4 указанного закона устанавливает, что законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (пункт 5 ст. 4 Федерального закона № 257-ФЗ).
Пункт 6 ст. 4 этого же Федерального закона предусматривает, что на основании и во исполнение Федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Таким образом, нормы Федерального закона не только устанавливают строгую иерархию нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности, но и устанавливают, что органы местного самоуправления могут издавать муниципальные правовые акты в этой области только в пределах своих полномочий.
Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности установлены статьей 13 Федерального закона № 257 –ФЗ от 08.11.2007 года и предусматривают:
1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
2) разработку основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;
3.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;
3.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
7) определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;
11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Как следует из анализа норм вышеприведенной статьи Федерального закона, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению порядка временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
Перечень оснований временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, порядок установления таких ограничений, компетенцию органов власти в указанных вопросах устанавливает статья 30 Федерального закона № 257 –ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая предусматривает следующее:
1. Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться:
- 1) при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог;
- 2) в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
2.1) в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог;
3) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, а в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, законами субъектов Российской Федерации.
2. Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2.1. Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что в постановлении главы администрации муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по организации движения, функционирования стоянок и парковок автомобильного транспорта, и обеспечению безопасности в районе Универсального рынка РайПО и сельскохозяйственного рынка ООО «Исток» поименованы автомобильные дороги местного значения. Данное обстоятельство подтверждается постановлением администрации муниципального образования г. Зеленокумска от ДД.ММ.ГГГГ № и приложением к нему. Порядок установления временных ограничений или прекращения движения по указанным дорогам, как следует из пункта 2.1 ст. 30 Федерального закона № 257-ФЗ может устанавливаться только Правительством Ставропольского края, которое является высшим исполнительным органом государственной власти края.
В полном соответствии с нормами Федерального закона и в пределах своей компетенции Правительство Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ приняло Постановление «Об утверждении порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения в Ставропольском крае».
Пункт 1 данного нормативного акта устанавливает, что настоящий Порядок разработан в соответствии с требованиями статьи 30 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и определяет процедуру введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения в Ставропольском крае (далее –автомобильные дороги) в следующих случаях:
1) при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог;
2) в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
3) в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог.
Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в иных случаях, предусмотренных федеральными законами или законами Ставропольского края определяется отдельными нормативными правовыми актами Правительства Ставропольского края.
Таким образом, основания для введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения в Ставропольском крае полностью соответствуют основаниям, перечисленным в статье 30 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и не противоречат им.
Что касается оспариваемого заявителем постановления главы администрации муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по организации движения, функционирования стоянок и парковок автомобильного транспорта, и обеспечению безопасности в районе Универсального рынка РайПО и сельскохозяйственного рынка ООО «Исток», то из его текста однозначно следует, что оно принято в целях совершенствования профилактических мер антитеррористической направленности, созданию «зон безопасности», обеспечения мер по охране общественного порядка, безопасности дорожного движения, недопущения совершения террористических актов и других преступлений в местах массового скопления граждан. То есть оспариваемый нормативный акт органа местного самоуправления устанавливает основания для временного ограничения и прекращения движения транспортных средств не предусмотренные Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», или другими федеральными законами.
Судом проверялись доводы заинтересованного лица – администрации муниципального образования города Зеленокумска о том, что право по введению временных ограничения и прекращения движения транспортных средств предоставлено органам местного самоуправления иными федеральными законами, а именно, статьями 4 и 5 Федерального закона от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а наделяет администрацию муниципального образования компетенцией в этом вопросе пункт 7.1 части 1 статьи 14 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации».
Однако согласиться с доводами заинтересованного лица суд не может, так как они не основаны на законе.
Статьи 4 и 5 Федерального закона от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», как и все другие статьи данных законов, не наделяют органы местного самоуправления, иные государственные органы, как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на федеральном уровне, правом по введению временных ограничений или прекращению движения транспортных средств для реализации и достижения целей, установленных указанными федеральными законами.
Пункт 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделяя органы местного самоуправления полномочиями по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, устанавливает, что эта деятельность должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 7.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относя к вопросам местного значения участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, также не предоставляет органам местного самоуправления самовольное, не основанное на законе введение ограничения или прекращения движения транспортных средств.
Пункт 8 ст. 7 Устава муниципального образования города Зеленокумска, на который имеется ссылка в оспариваемом постановлении, относит к вопросам местного значения муниципального образования участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования города Зеленокумска.
В п. 5 этой же статьи Устава муниципального образования города Зеленокумска указано, что дорожная деятельность органов местного самоуправления в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности должна производиться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Администрация муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края, вводя ограничения движения транспортных средств, и прекращая движение транспортных средств по дорогам местного значения, превысила предоставленные ей законом и Уставом муниципального образования полномочия, приняла решение в нарушение законодательства Российской Федерации.
Ссылка администрации муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края на то, что основанием для принятия оспариваемого постановления послужили указания антитеррористической комиссии Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ и решение краевого совещания от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по организации в Ставропольском крае устойчивой системы безопасности на объектах с массовым пребыванием людей», являются необоснованными.
Как следует из протокола очередного заседания антитеррористической комиссии Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №, решение краевого совещания от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по организации в Ставропольском крае устойчивой системы безопасности на объектах с массовым пребыванием людей» в принятых по результатам заседаний указанных органов рекомендациях главам муниципальных образований Ставропольского края содержались указания о повышении антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием граждан, в том числе, путем принятия мер по созданию «зон безопасности» путем переноса мест парковки транспортных средств на безопасное расстояние (не менее 50 метров от данных объектов). Ни в одном из вышеприведенных документов не содержалось требований о введении временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения в Ставропольском крае, тем более, с нарушением установленного федеральным законом порядка.
Допрошенные по ходатайству заявителя Сушко Н.А. свидетели ФИО1, ФИО2, ФИО3 пояснили суду, что прекращение движения по улице Мельничной со стороны улицы Заводской путем установления бетонных заграждений, по улице Мельничной со стороны улицы Восточной путем установления шлагбаума существенно ограничивают их право на передвижение, не позволяют беспрепятственно подъехать к собственному дому жильцам многоквартирных домов, а также экстренным службам: скорой медицинской помощи, пожарной службе и т.д.
Их позиция совпадает с позицией заявителя Сушко Н.А. о нарушении права на свободное перемещение и необоснованностью принятых мер.
Допрошенные по ходатайству представителя заинтересованного лица свидетели: ФИО4, ФИО5, ФИО6, пояснили суду, что прекращение движения транспортных средств по улице Мельничной города Зеленокумска существенно снизило количество автомобилей, осуществлявших парковку перед жилыми домами и государственным учреждением.
Позиция свидетелей заинтересованного лица в поддержку правильности принятого решения противоречит требованию Федерального законодательства и не может быть принята судом. Из схем организации движения автомобильного транспорта, указанных в качестве приложения № и № к постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что движение автомобильного транспорта по улице Мельничной урегулировано дорожными знаками 3.27 «остановка запрещена», установленными на улице Мельничной и при подъезде к ней. Установленные знаки дорожного движения запрещают стоянку и остановку всех видов транспортных средств на этой улице. Наличие указанных знаков дорожного движения обеспечивает в достаточной мере безопасность дорожного движения по улице Мельничной, не нарушая прав граждан на свободное перемещение, в том числе позволяют беспрепятственно подъехать к собственному дому жильцам многоквартирных домов, а также экстренным службам: скорой медицинской помощи, пожарной службе и т.д.
Пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» предусмотрено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
В соответствие со ст. 253 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Потому суд, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что изданием оспариваемого постановления, касающегося установления временного ограничения и прекращения движения транспортных средств по дорогам местного значения, администрация муниципального образования города Зеленокумска нарушила конституционные права заявительницы Сушко Н.А. и других жителей города в части недопущения ограничения свободы передвижения по дорогам общего пользования, предназначенных для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, вышла за пределы предоставленных ей законом полномочий, приняв, таким образом, незаконное решение.
Это касается пункта 1, пункта 2, абзаца 1 подпункта 3.1 пункта 3, абзаца 1 подпункта 5.1 пункта 5, абзаца 3 пункта 6 постановления главы администрации муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по организации движения, функционирования стоянок и парковок автомобильного транспорта, и обеспечению безопасности в районе Универсального рынка РайПО и сельскохозяйственного рынка ООО «Исток».
Вместе с тем, суд считает, что требования Сушко Н.А. по признанию незаконным всего оспариваемого постановления не могут быть удовлетворены.
Установление администрацией муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края в оспариваемом постановлении мест для организации торговли, для стоянки транспортных средств, мест стоянки такси, мест временной парковки транспортных средств не выходит за пределы компетенции органов местного самоуправления, установленной ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Заявителем Сушко Н.А. не приведено оснований, по которым она оспаривает законность действий администрации муниципального образования города Зеленокумска, и не указывается какие именно ее права и законные интересы, а также права и интересы других граждан, нарушаются изданием нормативного акта в этой части. А потому, требования заявителя, о признании незаконными других (помимо пункта 1, пункта 2, абзаца 1 подпункта 3.1 пункта 3, абзаца 1 подпункта 5.1 пункта 5, абзаца 3 пункта 6,) пунктов постановления главы администрации муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по организации движения, функционирования стоянок и парковок автомобильного транспорта, и обеспечению безопасности в районе Универсального рынка РайПО и сельскохозяйственного рынка ООО «Исток» удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194- 197 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
заявление Сушко Н.А. о признании постановления главы администрации муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по организации движения, функционирования стоянок и парковок автомобильного транспорта, и обеспечению безопасности в районе Универсального рынка РайПО и сельскохозяйственного рынка общества с ограниченной ответственностью «Исток» недействующим со дня его принятия полностью, удовлетворить частично.
Признать в постановлении главы администрации муниципального образования города Зеленокумска Советского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по организации движения, функционирования стоянок и парковок автомобильного транспорта, и обеспечению безопасности в районе Универсального рынка РайПО и сельскохозяйственного рынка общества с ограниченной ответственностью «Исток» недействующими со дня его принятия: пункт <данные изъяты> пункт <данные изъяты> абзац <данные изъяты> подпункта <данные изъяты> пункта <данные изъяты> абзац <данные изъяты> подпункта <данные изъяты> пункта <данные изъяты> абзац <данные изъяты> пункта <данные изъяты>
В удовлетворении требований Сушко Н.А. о признании в указанном постановлении недействующими со дня его принятия: пункта <данные изъяты> (в неотмененной части), пункта <данные изъяты> (полностью), пункта <данные изъяты> (в неотмененной части), пункта <данные изъяты> (в неотмененной части), пунктов <данные изъяты> (полностью), - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Швец Л.Н.