ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Иващенко В.В.
при секретаре Порфеновой Е.П.,,
с участием представителя истца по доверенности Меркуловой Е.М., представителя третьего лица по доверенности Грекова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску (Госорган1) в <адрес> к Есауленко Т. П. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, погашении записи в ЕГРПН,
УСТАНОВИЛ :
(Госорган1) в <адрес> обратилось в суд с иском к Есауленко Т. П. об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Указав, что (Госорган1) в <адрес> из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) стало известно о том что Есауленко Т.П. на праве собственности принадлежит нежилое здание лит А,А1, А2, A3, а площадью 1 239 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Вместе с тем, по вышеуказанному адресу располагается объект федеральной собственности - защитное сооружение гражданской обороны, общей площадью 114, 6 кв.м. В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пунктом 7 раздела II и пунктом 2 раздела III положения № 1 к данному Постановлению государственные запасы и мобилизационные резервы, а также объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период относятся исключительно к федеральной собственности. Согласно пункту 2.2.2. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 года №2980-1, приватизация объектов гражданской обороны и мобилизационного назначения осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации не принимало решение о приватизации защитного сооружения (убежища ГО), расположенного по адресу: <адрес> и, следовательно, отсутствуют законные основания для возникновения у третьих лиц права собственности на указанный объект. Тем не менее, на нежилое здание лит. A, Al, A2, А3,а, площадью 1 239 кв.м. и включающее в себя спорные помещения, зарегистрировано право собственности за Есауленко Т.П. Поскольку спорные помещения выбыли из владения Российской Федерации помимо воли собственника, то у Есауленко Т.П. не возникло право собственности на спорные помещения, и в настоящее время они находятся в незаконном владении ответчика. Просят обязать Есауленко Т.П. передать в собственность Российской Федерации защитное сооружение гражданской обороны общей площадью 114,6 кв.м., литер А 1, подвал, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из следующих нежилых помещений: (№) (л.д. 3-5).
Позднее истец уточнил требования, просит истребовать из незаконного владения Есауленко Т. П. в собственность Российской Федерации защитное сооружение гражданской обороны, площадью 114,6 кв.м., литер А1, подвал, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из следующих нежилых помещений: (№); погасить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении истребуемого объекта недвижимого имущества.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала.
Представитель третьего лица не возражал против удовлетворения требований, представил письменный отзыв.
Ответчица в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась в установленном законом порядке, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает, что требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено и подтверждается материалами, что (Госорган1) в <адрес> из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) стало известно о том что Есауленко Т.П. на праве собственности принадлежит нежилое здание лит А,А1, А2, A3, а площадью 1 239 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Вместе с тем, по вышеуказанному адресу располагается объект федеральной собственности - защитное сооружение гражданской обороны, общей площадью 114, 6 кв.м.
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пунктом 7 раздела II и пунктом 2 раздела III положения (№) к данному Постановлению государственные запасы и мобилизационные резервы, а также объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 2.2.2. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 года №2980-1, приватизация объектов гражданской обороны и мобилизационного назначения осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации не принимало решение о приватизации защитного сооружения (убежища ГО), расположенного по адресу: <адрес> и, следовательно, отсутствуют законные основания для возникновения у третьих лиц права собственности на указанный объект. Тем не менее, на нежилое здание лит. A, Al, A2, А3,а, площадью 1 239 кв.м. и включающее в себя спорные помещения, зарегистрировано право собственности за Есауленко Т.П.
Спорное помещение, представляет собой защитное сооружение гражданской обороны - убежище. Оно предназначено для укрытия населения и не содержит защищенных рабочих помещений запасных пунктов управления государственных органов, а также объектов связи и инженерной инфраструктуры, используемых в особый период. Эти обстоятельства подтверждены паспортом убежища (л.д. 32-36)
Согласно пункту 2 раздела III (объекты оборонного производства) Приложения 1 к Постановлению N 3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
На основании пункта 3 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в его Приложениях 1 - 3 передаются в государственную собственность субъектов федерации на основании предложений их компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.
Убежище имеет особый статус - объекта гражданской обороны, которые в принципе не могут быть отнесены к нежилому фонду.
Поскольку в Приложениях 1 - 3 к Постановлению N 3020-1 объекты гражданской обороны не указаны, они относятся к федеральной собственности до передачи в установленном порядке в собственность соответствующего субъекта федерации. Положения Федерального закона N 184-ФЗ позволяют субъектам федерации получить в собственность защитные сооружения гражданской обороны, созданные до его вступления в силу, но не изменяют порядка их передачи из федеральной собственности.
Объекты гражданской обороны, как предназначенные для использования в особый период, на основании Приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 относятся исключительно к федеральной собственности.
Статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" определяет ее как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно ГОСТу Р22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Будучи предназначенными для использования не только в мирное время, но и в особый период, они не должны находиться в собственности субъектов федерации, так как в собственности последних на основании Федерального закона N 184-ФЗ могут находиться лишь защитные сооружения, предназначенные для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Согласно части 2 статьи 223 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 Гражданского кодекса РФ случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
Исходя из смысла пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если имущество выбыло из владения собственника помимо его воли.
Поскольку спорные помещения выбыли из владения Российской Федерации помимо воли собственника, то у Есауленко Т.П. не возникло право собственности на спорные помещения, и в настоящее время они находится в незаконном владении ответчика.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и в соответствии со статьями 223 и 302 Гражданского кодекса РФ, Российская Федерация в лице уполномоченных органов вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, в том числе и от добросовестных приобретателей.
Согласно взаимосвязанным положениям пункта 3 статьи 214 и пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ права собственника от имени Российской Федерации осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.
Руководствуясь ст.12,56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Истребовать из незаконного владения Есауленко Т. П. всобственность Российской Федерации защитное сооружение гражданскойобороны, площадью 114,6 кв.м., литер А1, подвал, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из следующих нежилых помещений:(№)
Погасить запись (№) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении защитного сооружения гражданской обороны, площадью 114,6 кв.м., литер А1, подвал, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из следующих нежилых помещений: (№).
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: подпись Иващенко В.В.
Решение в окончательной форме
изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ)
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Иващенко В.В.
при секретаре Порфеновой Е.П.,,
с участием представителя истца по доверенности Меркуловой Е.М., представителя третьего лица по доверенности Грекова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску (Госорган1) в <адрес> к Есауленко Т. П. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, погашении записи в ЕГРПН,
УСТАНОВИЛ :
(Госорган1) в <адрес> обратилось в суд с иском к Есауленко Т. П. об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Указав, что (Госорган1) в <адрес> из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) стало известно о том что Есауленко Т.П. на праве собственности принадлежит нежилое здание лит А,А1, А2, A3, а площадью 1 239 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Вместе с тем, по вышеуказанному адресу располагается объект федеральной собственности - защитное сооружение гражданской обороны, общей площадью 114, 6 кв.м. В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пунктом 7 раздела II и пунктом 2 раздела III положения № 1 к данному Постановлению государственные запасы и мобилизационные резервы, а также объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период относятся исключительно к федеральной собственности. Согласно пункту 2.2.2. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 года №2980-1, приватизация объектов гражданской обороны и мобилизационного назначения осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации не принимало решение о приватизации защитного сооружения (убежища ГО), расположенного по адресу: <адрес> и, следовательно, отсутствуют законные основания для возникновения у третьих лиц права собственности на указанный объект. Тем не менее, на нежилое здание лит. A, Al, A2, А3,а, площадью 1 239 кв.м. и включающее в себя спорные помещения, зарегистрировано право собственности за Есауленко Т.П. Поскольку спорные помещения выбыли из владения Российской Федерации помимо воли собственника, то у Есауленко Т.П. не возникло право собственности на спорные помещения, и в настоящее время они находятся в незаконном владении ответчика. Просят обязать Есауленко Т.П. передать в собственность Российской Федерации защитное сооружение гражданской обороны общей площадью 114,6 кв.м., литер А 1, подвал, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из следующих нежилых помещений: (№) (л.д. 3-5).
Позднее истец уточнил требования, просит истребовать из незаконного владения Есауленко Т. П. в собственность Российской Федерации защитное сооружение гражданской обороны, площадью 114,6 кв.м., литер А1, подвал, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из следующих нежилых помещений: (№); погасить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении истребуемого объекта недвижимого имущества.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала.
Представитель третьего лица не возражал против удовлетворения требований, представил письменный отзыв.
Ответчица в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась в установленном законом порядке, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает, что требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено и подтверждается материалами, что (Госорган1) в <адрес> из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) стало известно о том что Есауленко Т.П. на праве собственности принадлежит нежилое здание лит А,А1, А2, A3, а площадью 1 239 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Вместе с тем, по вышеуказанному адресу располагается объект федеральной собственности - защитное сооружение гражданской обороны, общей площадью 114, 6 кв.м.
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пунктом 7 раздела II и пунктом 2 раздела III положения (№) к данному Постановлению государственные запасы и мобилизационные резервы, а также объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 2.2.2. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 года №2980-1, приватизация объектов гражданской обороны и мобилизационного назначения осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации не принимало решение о приватизации защитного сооружения (убежища ГО), расположенного по адресу: <адрес> и, следовательно, отсутствуют законные основания для возникновения у третьих лиц права собственности на указанный объект. Тем не менее, на нежилое здание лит. A, Al, A2, А3,а, площадью 1 239 кв.м. и включающее в себя спорные помещения, зарегистрировано право собственности за Есауленко Т.П.
Спорное помещение, представляет собой защитное сооружение гражданской обороны - убежище. Оно предназначено для укрытия населения и не содержит защищенных рабочих помещений запасных пунктов управления государственных органов, а также объектов связи и инженерной инфраструктуры, используемых в особый период. Эти обстоятельства подтверждены паспортом убежища (л.д. 32-36)
Согласно пункту 2 раздела III (объекты оборонного производства) Приложения 1 к Постановлению N 3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
На основании пункта 3 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в его Приложениях 1 - 3 передаются в государственную собственность субъектов федерации на основании предложений их компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.
Убежище имеет особый статус - объекта гражданской обороны, которые в принципе не могут быть отнесены к нежилому фонду.
Поскольку в Приложениях 1 - 3 к Постановлению N 3020-1 объекты гражданской обороны не указаны, они относятся к федеральной собственности до передачи в установленном порядке в собственность соответствующего субъекта федерации. Положения Федерального закона N 184-ФЗ позволяют субъектам федерации получить в собственность защитные сооружения гражданской обороны, созданные до его вступления в силу, но не изменяют порядка их передачи из федеральной собственности.
Объекты гражданской обороны, как предназначенные для использования в особый период, на основании Приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 относятся исключительно к федеральной собственности.
Статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" определяет ее как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно ГОСТу Р22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Будучи предназначенными для использования не только в мирное время, но и в особый период, они не должны находиться в собственности субъектов федерации, так как в собственности последних на основании Федерального закона N 184-ФЗ могут находиться лишь защитные сооружения, предназначенные для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Согласно части 2 статьи 223 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 Гражданского кодекса РФ случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
Исходя из смысла пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если имущество выбыло из владения собственника помимо его воли.
Поскольку спорные помещения выбыли из владения Российской Федерации помимо воли собственника, то у Есауленко Т.П. не возникло право собственности на спорные помещения, и в настоящее время они находится в незаконном владении ответчика.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и в соответствии со статьями 223 и 302 Гражданского кодекса РФ, Российская Федерация в лице уполномоченных органов вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, в том числе и от добросовестных приобретателей.
Согласно взаимосвязанным положениям пункта 3 статьи 214 и пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ права собственника от имени Российской Федерации осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.
Руководствуясь ст.12,56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Истребовать из незаконного владения Есауленко Т. П. всобственность Российской Федерации защитное сооружение гражданскойобороны, площадью 114,6 кв.м., литер А1, подвал, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из следующих нежилых помещений:(№)
Погасить запись (№) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении защитного сооружения гражданской обороны, площадью 114,6 кв.м., литер А1, подвал, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из следующих нежилых помещений: (№).
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: подпись Иващенко В.В.
Решение в окончательной форме
изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ)
Копия верна:
Судья:
Секретарь: