Дело № 2-925/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2021 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
Председательствующего судьи Терновой Ю.В.,
при секретаре Батоболотовой А.Б.,
с участием третьего лица АОВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ААА к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Забайкальского края, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что он проживает в жилом доме по адресу: <адрес> совместно со своей семьей: супругой АОВ и детьми АЕА, АВА, ААА. Регистрации по указанному адресу он не имеет, остальные члены семьи зарегистрированы там. Указанный дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шилкинского района Забайкальского края в июле 2021 года в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район». В результате чего истец является пострадавшим от чрезвычайной ситуации, частично утрачено нажитое имущество первой необходимости, причинены нравственные страдания. Истец признан пострадавшим от чрезвычайной ситуации, за ним признано право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей. В получении финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей ему отказано, в связи с отсутствием регистрации по указанному адресу. На момент чрезвычайной ситуации истец фактически проживал по указанному адресу, вел общее совместное хозяйство с АОВ, приобретали совместно имущество, в том числе имущество первой необходимости.
Просит суд признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2021 года. Установить факт его постоянного проживания в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> для получения финансовой помощи за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2021 года на территории Забайкальского края. Признать за истцом право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб. за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2021 года на территории Забайкальского края. Обязать ответчиков включить истца в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2021 года на территории Забайкальского края. Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить истцу финансовую помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб. за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2021 года на территории Забайкальского края.
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо АОВ в судебном заседании требования истца поддержала, суду пояснила, что ААА является ее мужем. В указанном жилом помещении их семья постоянно проживает с 2019 года. По адресу регистрации он не живет, дом в натуре давно не существует, его разобрали. В июле 2021 года произошло наводнение, в результате которого было частично утрачено принадлежащее им имущество первой необходимости, находящееся в указанном жилище.
Представитель ответчика Администрации ГП «Шилкинское» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации муниципального района «Шилкинский район» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому принятие решения по исковым требованиям оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, представил письменное заявление и отзыв, где просил дело рассмотреть в их отсутствие. Указал, что УМВД России по Забайкальскому краю является ненадлежащим ответчиком, так как списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости не составляет, в состав комиссии по формированию списков не входит, выплату единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости не производит.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором исковые требования не признал, указав, что истцы не подлежат включению в категорию граждан, имеющих право на единовременные выплаты, в связи с отсутствием предусмотренных законом условий. Согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 года №502, в полномочия Министерства признание граждан пострадавшими от наводнения, включение в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи, включение в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение финансовой материальной помощи за частичную или полную утрату имущества первой необходимости, рассмотрение вопросов предоставления финансовой помощи за счет средств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, не входит. Министерство считает, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику. Просил в иске отказать.
Представители ответчика Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, свидетеля ВМГ, подтвердившую факт проживания истца по указанному адресу на протяжении длительного периода времени и на момент паводка в июле 2021 года, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Понятие места жительства раскрывается в ст.20 ГК РФ, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина. В соответствии со ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства, согласно статье 2 данного Закона понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Пунктом 1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 этой же статьи).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 13.07.2021 №253 (ред. от 09.08.2021) утвержден Порядок оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году (далее – Порядок №253).
В силу п.1 Порядка №253, он устанавливает порядок и условия оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (далее также - выплаты) пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году (далее - чрезвычайная ситуация), гражданам Российской Федерации (далее - пострадавшие граждане).
В силу п.2 Порядка №253:
1) под пострадавшими гражданами понимаются граждане Российской Федерации, включенные в списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее - списки);
2) под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:
а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;
б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табурет);
в) предметы мебели для сна - кровать (диван);
г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);
д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
В соответствии с п.3 вышеуказанного Порядка №253, критериями утраты имущества первой необходимости являются:
1) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
2) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
В соответствии с п.4 Порядка №253, пострадавшие граждане имеют право на:
1) финансовую помощь в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в размере 50 тыс. рублей на человека;
2) финансовую помощь в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в размере 100 тыс. рублей на человека.
В соответствии с п.5 Порядка №253 оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" предоставление пострадавшим гражданам выплат осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края следующих условий:
1) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
2) утрата пострадавшим гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.6 вышеуказанного Порядка №253, проведение оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, населенные пункты которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации (далее - комиссии).
В соответствии с п.7 данного Порядка №253, формирование списков осуществляется комиссиями в соответствии с разделом 6 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 апреля 2020 года N 275.
В соответствии с п.12 Порядка №253 оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" финансирование расходов на предоставление выплат осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 года N 758-ЗЗК "О Резервном фонде Забайкальского края" с возможным последующим возмещением из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 22.06.2021 N 212 утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году (далее – Порядок №212).
Согласно п.3 Порядка №212 пострадавшие граждане имеют право на единовременную материальную помощь в размере 10 тыс. рублей на человека.
В соответствии с п.4 Порядка №212 предоставление пострадавшим гражданам выплаты осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края следующих условий: 1) постоянное (фактическое) проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации; 2) нарушение условий жизнедеятельности пострадавшего гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Списки формируются на основании заявлений пострадавших граждан и заключений комиссий об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (п.5 Порядка №212).
Финансирование расходов на предоставление выплат осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счет средств резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 года N 758-ЗЗК "О Резервном фонде Забайкальского края", с возможным последующим возмещением из федерального бюджета (п.12 Порядка №212).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 N 46 "О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями" с учетом изменений, внесенных Постановлением Губернатора Забайкальского края от 21.06.2021 N 47 в границах муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края с 22.06.2021 года введен режим чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями".
Постановлением Главы Администрации городского поселения «Шилкинское» от 22.07.2021 №262 на территории городского поселения «Шилкинское» введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Главы Администрации городского поселения «Шилкинское» от 24.07.2021 №266, (с Постановлениями о внесении изменений от 26.07.2021 №267, №270, от 29.07.2021 №271, от 02.08.2021 №272, от 07.08.2021 №278), определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городском поселении «Шилкинское».
Из материалов дела следует, что жилой дом по адресу: <адрес> находился в зоне затопления 22 июля 2021 года.
Постановлением Главы Администрации городского поселения «Шилкинское» от 22.07.2021 №265 созданы комиссии по обследованию утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий городского поселения «Шилкинское» в июле 2021 года.
Согласно справке Администрации городского поселения «Шилкинское» от 25.08.2021 года истец не включен в список на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации в июле 2021 года, в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: <адрес>.
Из акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории от 27.07.2021 года следует, что имущество первой необходимости по адресу: <адрес> у пострадавшего гражданина АОВ, ее супруга ААА и детей утрачено частично.
ААА с 28.02.2011 года имеет регистрацию по адресу: <адрес>, что следует из данных его паспорта.
Согласно договору купли-продажи от 29.10.2020 года АОВ, ААА и их дети приобрели в общую долевую собственность земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>.
Из справки участкового ОМВД России по Шилкинскому району от 27.08.2021 года следует, что ААА фактически проживает по адресу: <адрес> с супругой АОВ и тремя несовершеннолетними детьми.
Суду представлены чеки по операциям онлайн Сбербанк об оплате ААА электроэнергии по адресу: <адрес> за мая и сентябрь 2021 года.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ВМГ, оснований не доверять показаниям которого у суда не имеется, пояснила, что ААА со своей семьей, постоянно, на протяжении двух лет, в том числе и на момент паводка в июле 2021 года, проживал по адресу: <адрес>.
Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец на протяжении длительного периода времени проживает в жилом помещении, которое попало в зону затопления. В результате чрезвычайной ситуации, его имущество первой необходимости утрачено частично, в связи с чем, он имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных законом.
С учетом требований действующего законодательства, суд считает правильным указать в резолютивной части решения, что суммы компенсации должны быть выплачены за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края, а не в порядке, указанном истцом в заявленных требованиях.
При этом, с учетом положений приведенных выше норм законодательства, надлежащими ответчиками по делу являются Администрация городского поселения «Шилкинское» и Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края. В удовлетворении требований к остальным ответчикам надлежит отказать.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ААА к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Забайкальского края, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания ААА в жилом доме по адресу: <адрес> для получения финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2021 года.
Признать ААА пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2021 года.
Признать за ААА право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2021 года.
Обязать Администрацию городского поселения «Шилкинское» включить ААА в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2021 года.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края выплатить ААА финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счет средств резервного фонда Правительства Забайкальского края.
В удовлетворении требований к Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Забайкальского края, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий Терновая Ю.В.
Решение изготовлено 17 сентября 2021 года.
Копия верна, судья Терновая Ю.В.