Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Сызрань 02 ноября 2016 года
Судья Сызранского городского суда Самарской области Сапего О.В. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-3900/16 по административному иску Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области к Денисовой ВГ о взыскании обязательных платежей,
у с т а н о в и л:
Административный истец МРИ ФНС России № *** по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Денисовой В.Г. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2014 год в размере 15109,77 руб., ссылаясь на то, что согласно поступившим сведениям из регистрирующих органов на должника зарегистрировано следующее имущество: земельный участок по адресу: <адрес>.
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков — физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В случае, указанном в абз. 2 данного пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст. 23 НК РФ исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, а также пени, начисленной за каждый календарный день просрочки.
Денисова В.Г., являлась налогоплательщиком указанного налога в рассматриваемом налоговом периоде, в связи с наличием объекта налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п. 4 ст. 85 НК РФ.
В связи с чем налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № *** о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов. Указанное налоговое уведомление получено ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 4 ст. 52 НК РФ.
Однако в установленный срок ответчик не исполнил обязанность по уплате исчисленных сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности.
Также в адрес налогоплательщика направлено требование № *** от <дата>,
данное требование об уплате налога получено ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и п. бет. 69 НК РФ.
В установленный срок ответчик требование об уплате налога не исполнил, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке согласно п. 1 ст. 48 НК РФ.
На настоящий момент задолженность ответчика по обязательным платежам состоит из земельного налога в размере 15109,77 руб.
Согласно п. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Ранее МИ ФНС № *** по Самарской области обращалась к мировому судье судебного участка № *** Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Денисовой В.Г. задолженности по налогам и пени.
Определением мирового судьи судебного участка № *** Самарской области от <дата> судебный приказ № ***-350/16 от <дата> отменен.
В судебное заседание представитель административного истца - МИФНС России № *** по Самарской области по доверенности Елинов Д.В. не явился, представил заявление о рассмотрении заявления в его отсутствии в порядке упрощенного судопроизводства в соответствии с главой 33 КАС РФ.
В судебное заседание административный ответчик Денисова В.Г. не явилась, не возражала против рассмотрения дела в упрощенном порядке. Также представила письменные возражения, в которых указала, что не согласна с расчетом задолженности. Пояснила, что является собственником земельного участка по адресу: г<адрес>, <адрес>, площадью 731 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>. Указанный земельный участок перешел в собственность ответчика на основании завещания ее матери. Ранее данный земельный участок принадлежал отцу ответчика Страхову ГВ согласно свидетельству о праве собственности на землю от <дата> № ***, в котором неправильно указана площадь земельного участка 0731 га, когда в действительности площадь земельного участка составляет 731 кв.м. Решением Сызранского городского суда от <дата> установлен факт владения Денисовой ВГ на праве собственности земельным участком общей площадью 731 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>.
В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно п. 2 ст. 8.1. Гражданского кодекса Российской Федерации, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Исходя из п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Таким образом, обязанность по уплате налога возникла с момента государственной регистрации права на земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес>-10, т.е. с <дата>.
Кроме того, в соответствии со ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ней.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером № *** от <дата> и от <дата>, правообладателем земельного участка является Страхов ГВ, что еще раз подтверждает необоснованность требований о взыскании задолженности по земельному налогу.
Учитывая отсутствие расчета задолженности по земельному налогу, ответчик предполагает, что сумма в 15 109,77 рублей сложилась в результате принятия к расчету площади несуществующего земельного участка в размере 731 га.
Ответчик неоднократно обращала внимание административного ответчика на данный факт и указывала реальную площадь земельного участка, однако в ответ получала объяснение об отсутствии основания для проведения перерасчетов и что налоговое уведомление № *** от <дата> по сроку уплаты <дата> подлежит оплате (письмо МРИ ФНС № *** от <дата> № ***). В указанном письме обозначено (стр. 2), что по состоянию на <дата> задолженность по земельному налогу составляет 15 915 руб. 63 копейки (за 2010,2011,2013, 2014 годы), задолженность пени 491,48 руб. Однако в административном исковом заявлении указано, что данная задолженность сложилась за 2014 год, что обуславливает необходимость приложения расчета в обоснование своих требований.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Кроме того, административный истец не учел наличие у ответчика налоговой льготы (пенсия по старости) по оплате земельного налога, что предусмотрено п. 2 ст. 4 Положения «О земельном налоге на территории городского округа Сызрань», утвержденным Решением Думы г.о. Сызрань <дата> № ***.
В силу п.7 ст.150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Исходя из названных норм закона и изложенных обстоятельств суд полагает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Проверив дело, суд полагает административный иск Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (в том числе, порядок определения налоговой базы по налогу на строения, помещения и сооружения) до <дата> регулировался нормами Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Согласно части 1 статьи 1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 N 2003-1 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками налогов признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии со статьей 2 указанного Закона объектами налогообложения признаются, в частности, жилые дома, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 5 этого же Закона исчисление налогов производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 01 января каждого года.
Частью 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляются пени, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратится в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Судом установлено, что Денисовой ВГ на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый № *** на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от <дата>, что подтверждается названным свидетельством, а также свидетельством о государственной регистрации права от <дата>.
В соответствии с требованием Налогового кодекса РФ ответчик обязана оплачивать земельный налог.
МИФНС России № *** по Самарской области в адрес налогоплательщика Денисовой В.Г. направлено требование № *** от <дата> об уплате земельного налога в сумме 15378,39 рублей в срок до <дата>.
В соответствии со ст. 75 НК РФ исчислены пени по земельному налогу в сумме 83,54 рублей. Поскольку налогоплательщик уклонился от надлежащего исполнения возложенной на него обязанности, истец в порядке ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по земельному налогу.
В связи с поступившими от ответчика возражениями указанный судебный приказ определением мирового судьи судебного участка 84 судебного района г. Сызрани Самарской области от <дата> отменен.
В материалах дела имеется налоговое уведомление № *** от <дата> с расчетом земельного налога исходя их кадастровой стоимости земельного участка в сумме 5036590 руб.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от <дата> указанная стоимость в сумме 5036590 руб. соответствует 7310 кв.м. участка. Однако, решением Сызранского городского суда от <дата> установлены разногласия в свидетельстве о праве на наследство по завещанию от <дата>, в котором площадь земельного участка указана 731 га и в свидетельстве о праве собственности на землю от августа 1992 года № ***, выданному наследодателю Страхову Г.В., в котором площадь земельного участка указана 0,731га. Указанным решением установлен факт владения Денисовой ВГ на праве собственности земельным участком общей площадью 731 кв.м. по адресу: <адрес>.
Таким образом, в собственности Денисовой В.Г. находится земельный участок площадью 0,731га, а не 731 га, как указано в налогов уведомлении и исходя из этой площади рассчитан земельный налог.
Тогда как административным ответчиком представлена в суд квитанция от <дата> об уплате земельного налога за 2014 год в сумме 1511 рублей исходя из фактической площади 0,731га.
Кроме того, административный ответчик Денисова В.Г. с <дата> является пенсионером, а в силу ст.4 п.2 Положения «О земельном налоге на территории г.о.Сызрань», утвержденного Думой г.о.Сызрань <дата> № ***, пенсионерам предоставлена налоговая льгота в размере 50% при уплате земельного налога.
Таким образом, у Денисовой В.Г. имеется переплата земельного налога за 2014 год, поскольку административный истец неверно руководствовался размером земельного участка 731 га при исчислении размер налога и не учел льготу в виде 50% оплату налога.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым в удовлетворении требований о взыскании с Денисовой В.Г. в пользу МИФНС России № *** по Самарской области задолженность по уплате земельного налога за 2014 год в сумме 15109,77 рублей отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области к Денисовой ВГ о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014 год оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 15 дней со дня получения копии решения.
Судья: Сапего О.В.