Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-495/2012 ~ М-512/2012 от 08.11.2012

Дело № 2-495/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

26 декабря 2012 года        г. Кемь Р. Карелия

Кемский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Блаженовой Т.М,

с участием прокурора Изосина А.А.,

при секретаре Бахур Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Карельская энергосбытовая компания», Открытому акционерному обществу «Прионежская сетевая компания» о признании действий по установке общедомовых приборов учета электроэнергии и начислению платы за электроэнергию незаконными и обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию,

     У С Т А Н О В И Л:

В Кемский городской суд в интересах неопределенного круга лиц обратился прокурор Кемского района к Открытому акционерному обществу «Карельская энергосбытовая компания» (далее ОАО «КЭСК»), Открытому акционерному обществу «Прионежская сетевая компания» (далее ОАО «ПСК») с названными исковыми требованиями по тем основаниям, что ОАО «ПСК» в многоквартирных жилых домах в п. Рабочеостровск Кемского района: ул. Пионерская, № № 5,7,8,12 и ул. Портовая, № 19 установлены общедомовые приборы учета электроэнергии. Приборы учета электроэнергии, показания которых использует ОАО «КЭСК», как коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, не входят в состав общего имущества собственников многоквартирных домов, состоят на балансе ОАО «ПСК». Жильцы являются потребителями электроэнергии. С ними заключены договоры на электроснабжение с ОАО «КЭСК» с учетом выставляемых ежемесячных квитанций об оплате услуг. Каждый собственник и наниматель жилого помещения имеет лицевой счет на оплату потребленной электрической энергии. У каждого из них имеется индивидуальный прибор учета потребления электроэнергии. Плату за потребленную электрическую энергию они вносят в пользу ОАО «КЭСК». ОАО «КЭСК» при расчетах за коммунальную услугу по электроснабжению в отношении потребителей указанных выше жилых домов применяет пункт 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее Правила № 307) устанавливающего, что расчеты за электроэнергию производятся по формуле № 9. Между ОАО «КЭСК» и управляющими компаниями, осуществляющими обслуживание указанных выше жилых домов, договора на электроснабжение многоквартирных домов не заключено. Постановлением главы администрации Кемского муниципального района № 700-а от 30.11.2006 года утверждены перечни непригодных для проживания жилых домов. В данный список включены так же дома, расположенные в п. Рабочеостровск Кемского района: ул. Пионерская, №№ 5,7,8,12; ул. Портовая, № 19. Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии). Таким образом, законодателем предусмотрено, что общедомовые приборы учета на вышеуказанные жилые дома установке не подлежат. Кроме того, согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. В соответствии с требованиями п. 10 ст. 13 названного Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Таким образом, общедомовые приборы учета должны быть установлены по инициативе собственников многоквартирных домов на основании соответствующих договоров регулирующих условия их установки, замены и (или) эксплуатации, составленных в простой письменной форме, стороной заказчика при этом должна являться управляющая организация. В нарушение установленной действующим законодательством процедуры и без согласования с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, общедомовые приборы учета на указанные выше многоквартирные жилые дома были установлены.

На основании изложенного просит признать действия ОАО «ПСК» по установке общедомовых приборов учета электроэнергии в указанных домах незаконными; признать действия ОАО «КЭСК» по начислению платы за электроэнергию исходя из учета показателей коллективных (общедомовых) приборов в отношении жилых домов, признанных аварийными, подлежащими сносу и расселению - незаконными; обязать ОАО «КЭСК» произвести перерасчет платы за электроэнергию в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в данных домах за период с момента перевода расчетов на коммерческий учет на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета; обязать ОАО «КЭСК» опубликовать решение суда в газете «Советское Беломорье» в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснив, что постановлениями администрации сроки сноса домов не определены.

Представитель ответчика ОАО «ПСК» по доверенности Усенко Ю.В.в судебное заседание не явилась, в представленном отзыве просит в удовлетворении исковых требованиях отказать.

Представитель ответчика ОАО «КЭСК» по доверенности Богданов М.И. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве.

Представитель 3-го лица ООО «Рабочеостровское жилищное хозяйство» директор Жук С.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования, пояснил, что жильцы домов не согласны со взиманием с них платы по данным приборам. В ближайшее время дома расселению и капремонту не подлежат.

Суд, заслушав мнение помощника прокурора, представителя ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, считает иск подлежащим частичному удовлетворению.

Судом установлено, что заключением от 29 ноября 2006 года дома № № 5, 7, 8, 12 по ул. Пионерская п. Рабочеостровск Кемского района признаны непригодными для проживания, подлежащими расселению и сносу, заключением от 14 декабря 2009 года аналогичным признан дом 19 по ул. Портовая п. Рабочеостровск. Компанией, управляющей данными многоквартирными домами является ООО «Рабочеостровское ЖХ».

Согласно информации ООО «ПСК» установка приборов учета в том числе в спорных домах, осуществлялась подрядным способом по договорам № 024 от 08.09.2009 года, № 014 от 23.06.2009 года, № 011/0-02-113 от 05 марта 2010 года с ООО «Электромир». Затраты по установке общедомовых приборов учета списаны на себестоимость, т.к. эти мероприятия направлены на снижение потерь в сетях ОАО «ПСК» в рамках основного вида деятельности «передача и распределение электрической энергии». Вводом в эксплуатацию общедомовых приборов учета многоквартирных домов является начало ведения расчетов за оказание услуг по передаче электрической энергии по Договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 2 -ПСК-2010 г. от 23.11.2009 г.

Согласно справкам -актам о приемке, поверке электросчетчика от 09 августа 2010 года в доме 19 по ул. Портовая п. Рабочеостровск ОАО «ПСК» установлены счетчики СЭБ -2А.07.212., 05.08.2010 года аналогичные счетчики установлены в домах 5 и 12 по ул. Пионерская п. Рабочеостровск. На актах имеется подпись потребителя (абонента) ООО «Рабочеостровское ЖХ»

Ответчиками не отрицалось, что потребителям - жильцам домов производится начисление платы за потребленную электроэнергию на основании пункта 23 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (далее Правила № 307) с учетом показаний общедомовых приборов учета по формуле № 9, указанной в подпункте 1 пункта 3 Приложения № 2 к названным Правилам. Плата за потребленную электрическую энергию они вносится по квитанциям в ОАО «КЭСК».

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 307 в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, в частности, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

В соответствии с п. 3 Правил N 307 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно- правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация.

Пунктом 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В соответствии с требованиями п. 10 ст. 13 названного Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.

Ответчиками не представлено доказательств о том, что в адрес собственников жилых помещений и управляющих компаний направлялись письменные предложения об установке общедомовых приборов учета в указанных домах. Таким образом, установлено, что ответчик ОАО «ПСК» не исполнил положения приведенной нормы.

Пункт 9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ определяет, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Пункт 3 Приказа Минэнерго РФ от 7 апреля 2010 года № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (Зарегистрированного в Минюсте РФ 29 июня 2010 года № 17646) закрепляет, что в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

Указанный договор заключается в простой письменной форме и данное положение установлено п. 4 Приказа Минэнерго РФ от 7 апреля 2010 года № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».

Из анализа приведенных положений следует, что общедомовые приборы учета должны быть установлены по инициативе собственников многоквартирных домов на основании соответствующих договоров регулирующих условия их установки, замены и (или) эксплуатации, составленных в простой письменной форме, стороной заказчика при этом должна являться управляющая организация.

В судебном заседании установлено, что указанные договоры на установку и эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета по многоквартирным домам, указанным в иске, ответчиком ОАО «ПСК» с управляющими компаниями не заключались, поскольку таких договоров суду не представлено. Кроме того, данный факт подтверждается положениями отзыва представителя ответчика ОАО «КЭСК», из которых следует, что установленные приборы учета являются собственностью ОАО «ПСК» и обслуживаются также ОАО «ПСК».

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что собственники жилых помещений многоквартирных домов, а также управляющая компания договоры с ОАО «ПСК» на установку общедомовых приборов учета, их эксплуатацию, не составляли и не заключали, ОАО «ПСК» к собственникам жилых помещений многоквартирных домов и управляющим компаниям с предложениями об оборудования жилых домов общедомовыми приборами учета электрической энергии не обращалось.

Поскольку установка коллективных (общедомовых) приборов учета в перечисленных в иске жилых домах произведена с нарушениями установленной действующим законодательством процедуры и без согласования с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, суд считает, что приборы учета установлены ОАО «ПСК» незаконно, следовательно, недопустимо использовать их показания при расчетах с потребителями. С учетом установленных обстоятельств суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании действий ответчика ОАО «ПСК» по установке общедомовых приборов учета незаконными, признании незаконными действий ответчика ОАО «КЭСК» по начислению платы за электроэнергию, исходя из показаний общедомовых приборов учета и обязании ответчика ОАО «КЭСК» произвести перерасчет потребителям электроэнергии с момента перевода расчетов на коммерческий учет на основании общедомовых приборов учета. Суд считает необходимым произвести перерасчет в жилых помещениях, которые оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии по пункту 16 раздела 3 Правил № 307, а в жилых помещениях, где такие приборы учета отсутствуют - по пп. «б» п. 19 раздела 3 названных Правил.

Учитывая, что в соответствии с положениями пунктов 5 и 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена принудительная установка коллективных (общедомовых) приборов учета и ввод их в эксплуатацию со стороны ОАО «ПСК» в период с 1 июля 2012 года по 1 июля 2013 года, что собственники жилых помещений и управляющие организации не проявили возложенной на них законодателем инициативы по оборудованию жилых домов общедомовыми приборами учета, суд полагает удовлетворить требования прокурора о производстве перерасчета частично, обязав ОАО «КЭСК» произвести требуемый перерасчет платы за электроэнергию по 30 июня 2012 года включительно.

В части 1 ст. 13 названного Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, в частности, указано, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.

Судом установлено, что заключениями межведомственных комиссий спорные дома признаны непригодными для проживания, подлежащими расселению сносу. Однако прокурором не представлено каких-либо доказательств об утверждении данных заключений Постановлением администрации, а также об установленных сроках расселения и сноса данных домов. Поскольку законодателем четко определено условие, при котором требования ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ по установке общедомовых приборов учета в жилых домах не должны применяться, суд считает, что требования настоящей статьи распространяются на дома, указанные в исковом заявлении прокурора, несмотря на то, что эти дома признаны непригодными для проживания и подлежащими сносу. То есть суд считает, что установка общедомовых приборов учета на перечисленные в иске дома допустима при соблюдении процедуры и условий, установленных законодателем и приведенных выше. В связи с чем, суд признает доводы прокурора о том, что общедомовые приборы учета нельзя устанавливать на все жилые дома признанные непригодными для проживания и подлежащими сносу, несостоятельными.

Суд, учитывая положения статей 151, 153 Жилищного кодекса РФ, статей 540, 544 Гражданского кодекса РФ считает обоснованным при отсутствии договоров между управляющими компаниями и ответчиками на поставку электроэнергии взимание платы с потребителей-жильцов напрямую ответчиком ОАО «КЭСК».

В соответствии со ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора вправе предъявить иск в суд о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Поскольку ответчик ОАО «КЭСК» является поставщиком электроэнергии потребителям-жильцам, то отношения между ОАО «КЭСК» и жильцами подпадают под действие Закона «О защите прав потребителей». В связи с чем, суд удовлетворяет требования прокурора в данной части и полагает возможным обязать ОАО «КЭСК» в пятнадцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать резолютивную часть настоящего решения суда в газете «Советское Беломорье», распространяемой на территории Кемского района.

Суд, на основании ст. 103 ГПК РФ, с учетом положений подпункта 3 пункта 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, учитывая, что в отношении ответчика ОАО «ПСК» удовлетворено одно требование неимущественного характера, а в отношении ответчика ОАО «КЭСК» три таких требования, взыскивает в доход бюджета Кемского муниципального района с ОАО «ПСК» государственную пошлину в сумме 200 рублей, а с ОАО «КЭСК» - 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Кемского района удовлетворить частично.

Признать действия Открытого акционерного общества «Прионежская сетевая компания» по установке общедомовых приборов учета электроэнергии в домах, расположенных в п. Рабочеостровск Кемского района: ул. Пионерская, жилые дома: №№ 5,7,8,12; ул. Портовая, жилой дом № 19, незаконными.

Признать незаконными действия Открытого акционерного общества «Карельская энергосбытовая компания» по начислению потребителям платы за электроэнергию исходя из учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии в жилых домах, расположенных в п. Рабочеостровск Кемского района: ул. Пионерская, жилые дома: №№ 5,7,8,12; ул. Портовая, жилой дом № 19.

Обязать Открытое акционерное общество «Карельская энергосбытовая компания» произвести перерасчет платы за электроэнергию в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению за период с момента перевода расчетов на коммерческий учет на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а именно: с 01.03.2010 года по 30 июня 2012 года по адресам: п. Рабочеостровск Кемского района: ул. Пионерская, жилые дома: №№ 5,7,8,12; ул. Портовая, жилой дом № 19 включительно.

Обязать ОАО «Карельская энергосбытовая компания» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать резолютивную часть настоящего решения суда в газете «Советское Беломорье», распространяемой на территории Кемского района Республики Карелия (адрес редакции газеты: г. Кемь, проспект Пролетарский, д. 14).

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Кемского района - отказать.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Карельская энергосбытовая компания» государственную пошлину в доход бюджета Кемского муниципального района в размере 600 (шестьсот) рублей.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Прионежская сетевая компания» государственную пошлину в доход бюджета Кемского муниципального района в размере 200 (двести) рублей.

          Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий:        Т.М. Блаженова

Решение в окончательной форме 28.12.2012 года.

2-495/2012 ~ М-512/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Кемского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ОАО "Прионежская сетевая компания"
ОАО "Карельская энергосбытовая компания"
Другие
Жук Сергей Николаевич
ООО "Рабочеостровское жилищное хозяйство"
Богданов Михаил Иванович
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Судья
Блаженова Т.М.
Дело на странице суда
kemsky--kar.sudrf.ru
08.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2012Передача материалов судье
13.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2012Судебное заседание
17.12.2012Судебное заседание
26.12.2012Судебное заседание
10.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2013Дело оформлено
27.05.2013Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.05.2013Изучение поступившего ходатайства/заявления
30.05.2013Судебное заседание
18.06.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее