Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Кинель–Черкасский районный суд Самарской области в составе:
Председательствующего судьи: Ананьевой Е.В.
при секретаре: ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Комитету по управлению имуществом Кинель – Черкасского района Самарской области о признании незаконным распоряжения,
установил:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с исковыми требованиями к Комитету по управлению имуществом Кинель – Черкасского района Самарской области, о признании незаконным распоряжения, в обоснование иска указали, что они состояли на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном образовании Кинель-Черкасский район Самарской области.
В ДД.ММ.ГГГГ. им поступило уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. о снятии их с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории муниципального образования Кинель-Черкасский район Самарской области.
Основанием для снятия с учета послужила имеющаяся ранее в собственности ФИО2 <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на жилой дом (<данные изъяты>.) расположенного по адресу: <адрес>. Указанная доля находилась в собственности ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ.
На момент подачи документов о постановке на учет, объектов недвижимости в собственности ФИО2 не было.
В настоящее время они также не имеют личного недвижимого имущества.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принял на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии, случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет поданных их законными представителями.
В соответствии со ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти ил органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительств жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Учитывая приведенные случаи, у Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области отсутствовали правовые основания для снятия их с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фона, предоставляемых по договорам социального найма.
Оспариваемый отказ препятствует им в дальнейшем получению каких-либо гарантий от государства, вследствие чего они вынуждены обратиться в суд за защитой своих прав.
Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действий (бездействий) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно п.п.1 п.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административные истцы просят суд признать незаконным распоряжение Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района № от ДД.ММ.ГГГГ. о снятии их с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых договору по социального найма на территории муниципального образования Кинель- Черкасский район Самарской области; обязать Комитет по управлению имуществом Кинель-Черкасского райе Самарской области восстановить их в учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма территории муниципального образования Кинель-Черкасский район Самарской области.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
В судебное заседание ФИО2 не явилась, извещена надлежащим образом, в заявлении поданном суду просила рассмотреть в ее отсутствие по семейным обстоятельствам.
В судебном заседании представитель ответчика Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области- ФИО4 просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что ФИО1 на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района № от ДД.ММ.ГГГГ снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании Кинель-Черкасский район Самарской области, в связи с утратой оснований, дающее право на получение жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи <адрес>
Основанием для постановки на учет являлось заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в котором он указал, что его семья состоит из <данные изъяты> заявителя ФИО1 Согласно данному заявлению он также обязался информировать уполномоченный орган об измени места жительства, состава семьи. Семейного положения, а также о возникновении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии оснований для пребывания очереди на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, не позднее тридцати рабочих дней со дня возникновения таких изменений.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 и ФИО2 заключили брак.
Согласно справке № ДД.ММ.ГГГГ. выданной Администрацией Кинель-Черкасского района Самарской области, по адресу: <адрес>, зарегистрированы ФИО2 ФИО1, дочь ФИО2 - ФИО5 Указанные обстоятельства также подтверждаются свидетельством о рождении выданным отделом ЗАГС муниципального района Кинель-Черкасский управления ЗАГС Самарской области ДД.ММ.ГГГГ
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора дарения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. являться собственником жилого помещения площадью <данные изъяты>. расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 14 Решения Собрания представителей Кинель-Черкасского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № Положении "О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном образовании "<адрес>" заявитель и члены его семьи снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных ими документах уполномоченному органу сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета заявителя и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, должны быть приняты Комитетом не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия таких решений. Решения о снятии с учета указанных граждан должны содержать основания для снятия с учета. Решения о снятии с учета указанных граждан выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее также - нуждающиеся в жилых помещениях), и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 статьи 13 ЖК РФ).
Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу п.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вместе с тем, судом уставлено и сторонами не оспаривалось, что несовершеннолетний ребенок ФИО5 находится на полном содержании истцов и получает от них помощь, которая является для нее постоянным и основным источником средств к существованию.
Таким образом, поскольку ФИО5 вселилась в квартиру в качестве члена семьи ФИО1, является дочерью истца ФИО2, и ее вселение повлияло на возникновение у истца нуждаемости в обеспечении жилым помещением, администрация обоснованно, в соответствии с требованиями пп. 2 п. 1 ст. 14 Положения «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном образовании «<адрес>», утвержденного решением Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, исходила из учета проживающих совестно с заявителем ФИО1 членов его семьи, и имеющейся у одного из членов его семьи собственности, а также учетной нормы площади жилого помещения.
Данное обстоятельство является основанием для снятия истца ФИО1 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
При таких обстоятельствах, проанализировав, представленные сторонами доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1, ФИО2
Руководствуясь ст.ст.175-180, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2 к Комитету по управлению имуществом Кинель – Черкасского района Самарской области о признании незаконным распоряжения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Самарский областной суд через Кинель-Черкасский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>