Дело №2-3159/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2014 года город Орёл
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
при секретаре Царевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Войнова Т.В. к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о возмещении вреда, причиненного в результате ненадлежащих условий содержания в ИВС,
УСТАНОВИЛ:
Войнов Т.В. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в ИВС г. Орла. В обоснование заявленных требований указал, что находился в ИВС г. Орла в июне ДД.ММ.ГГ после задержания на протяжении суток. <данные изъяты> просил признать условия его содержания ненадлежащими и взыскать в его пользу с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
В судебное заседание истец Войнов Т.В. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, <данные изъяты>
Представитель ответчика РФ в лице Министерства финансов по доверенности Селиверстов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, согласно представленных возражений просил суд отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом пропущен трехмесячный срок по требованиям о признании условий содержания в ИВС ненадлежащими, также указав, что сумма компенсации морального вреда является завышенной.
Представитель третьего лица УМВД России по Орловской области в судебное заседание не явился, о слушании извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что права истца нарушены не были, им не доказано наличие вины ответчика и факт его физических и нравственных страданий.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных Войновым Т.В. требований по следующим основаниям.
В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В силу ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ (в ред. 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ).
Согласно ст. 1 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» N 103-ФЗ от 15.07.1995 г., настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В силу ст. 4 указанного Закона, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должны сопровождаться действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст. 7 Закона N 103-ФЗ от 15.07.1995 г., местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. В силу ст. 9 указанного Закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных УПК РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Судом установлено, что приговором <данные изъяты> районного суда г.Орла от ДД.ММ.ГГ Войнов Т.В. признан виновным в совершении преступления, <данные изъяты>
Согласно справке ИВС УМВД России по г.Орлу сведения о содержании Войнова Т.В. в ДД.ММ.ГГ в ИВС при УВД по Орловской области не могут быть представлены, в связи с уничтожением журналов учета лиц, содержащихся в ИВС при УВД по Орловской области.
При этом, согласно материалов уголовного дела, ДД.ММ.ГГ. в 10.00 часов Войнов Т.В. был задержан в порядке ст. 91,92 УПК РФ и поступил в ИВС УВД по Орловской области ДД.ММ.ГГ.
Постановлением <данные изъяты> районного суда г.Орла от ДД.ММ.ГГ ходатайство следователя СО при <данные изъяты> РОВД г.Орла об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении Войнова Т.В. оставлено без удовлетворения, и ДД.ММ.ГГ в отношении истца избрана мера принуждения в виде обязательства о явке.Таким образом, Войнов Т.В. содержался в ИВС при УВД по Орловской области в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Положениями п. 3 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 26.01.1996 г. N 41 (документ утратил силу в связи с изданием Приказа МВД РФ от 07.03.2006 г. N 141) установлено, что камеры ИВС оборудуются: столом, санитарным узлом, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиодинамиком, урной для мусора.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом (при наличии соответствующих условий), постельными принадлежностями, постельным бельем, столовой посудой на время приема пищи.
Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них подозреваемых и обвиняемых выдаются: мыло (туалетное и хозяйственное), стиральный порошок, бумага для гигиенических целей, настольные игры (шашки, шахматы, домино), газеты, предметы для уборки камеры.
Ежедневно по потребности в камеры выдается кипяченая вода для питья.
Согласно пункту 2.1.1 Санитарных правил и норм (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий"), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 г. N 34, помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.
Согласно справки начальника ИВС УМВД России по г.Орлу в ДД.ММ.ГГ размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах ИВС производится с учетом их личности и психологической совместимости. В ИВС были созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, норма санитарной площади в камере на одного человека установлена в размере 4 кв.м. Содержащиеся в ИВС обеспечиваются ежедневно трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством РФ. Камерные помещения были оборудованы индивидуальным спальным местом, столом и стульями по лимиту мест в камере, тумбочкой и шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалкой для верхней одежды, бачком для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственных программ.
В ДД.ММ.ГГ стены камер ИВС без каких-либо выступов и углов в соответствии с приказом МВД России от 26.01.1996г. №41дсп «Об утверждении Наставления по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД» штукатурятся раствором с набрызгом («под шубу»). На всех оконных проемах камер, служебных и вспомогательных помещений с наружной стороны устанавливаются металлические решетки из круглой стали диаметром не менее 12мм и поперечных полос. Оконные переплеты оборудуются для вентиляции камер форточками, со стороны камер оконные стекла защищены. В оконных проемах камер вместо подоконников устанавливаются откосы с закругленными углами.
Предметы личной гигиены выдавались по установленным нормам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.04.2005г. №205, а именно, постельные принадлежности, мыло хозяйственное, бумага для гигиенических целей, зубная паста, зубная щетка, а также для поддержания чистоты в камере выдавался уборочный инвентарь, тазы для гигиенических целей (по просьбе).
Прогулка предоставлялась ежедневно, согласно графика (не менее 1 часа в день). Помывка в душе предоставлялась не реже 1 раза в неделю не менее 15 минут.
При этом указывают, что в камерных помещениях ИВС отсутствовали кран с водопроводной водой, санитарный узел.
Кроме того, Инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (Свод правил - СП 12-95), введенной в действие протоколом МВД России от 12.02.1995 N 1-95, предусмотрено, что внутренние поверхности стен камер, карцеров и медицинских изоляторов следует штукатурить гладко и окрашивать клеевой краской (п. 18.2).
В связи с изложенным суд полагает, что нахождение истца в закрытом помещении, при отсутствии санитарного узла, а также крана с водопроводной водой, наличием оштукатуренных стен раствором набрызгом, лишало истца законного права на надлежащие условия содержания.
При установленных обстоятельствах, суд полагает необходимым частично удовлетворить заявленные требования истца о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, поскольку заявленный истцом размер является, с учетом продолжительности его содержания, явно завышенным, а присужденный размер соразмерным.
В силу ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судом также делается вывод о том, что вред, причиненный истцу, подлежит возмещению за счет средств казны Российской Федерации, а исполнение взыскания должно быть возложено на Министерство финансов РФ, поскольку в силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступает финансовый орган.
В удовлетворении остальной части иска Войнову Т.В. необходимо отказать, поскольку каких-либо иных нарушений условий содержания истца в ИВС выявлено не было.
Мнение представителя Министерства финансов РФ о том, что истцом пропущен установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, является не обоснованным, поскольку истец обратился в суд не с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органов, указанных в качестве ответчиков, а в порядке искового производства.
Поскольку ст. 208 ГК РФ предусмотрено, что исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом, указанный довод представителя ответчика не может повлечь отказ в удовлетворении требований Войнова Т.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 151, 1069 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Войнова Т.В. к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о возмещении вреда, причиненного в результате ненадлежащих условий содержания в ИВС – удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации через Министерство финансов Российской Федерации в пользу Войнова Т.В. в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>.
В остальной части иска Войнову Т.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Председательствующий Т.Н. Горбачева