Р Е Ш Е Н И Е(заочное)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2019 года г. Самара
Кировский районный суд г. Самары в составе:
Председательствующего судьи Рандиной О.В.,
при секретаре Пономаревой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2924/19 по исковому заявлению Прокурора Кировского района г. Самары к Обществу с ограниченной ответственностью «Стройкаб» об обязании устранить нарушения требований пожарного и градостроительного законодательства,
Установил:
Прокурор Кировского района г. Самара обратился в суд с иском к ООО «Стройкаб» об обязании устранить нарушения требований пожарного и градостроительного законодательства, мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой Кировского района г.Самары на основании приказа прокуратуры Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов», задания прокуратуры Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № ИсРАЙнд-07/2-33152-18/07-52-2018, решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ № с привлечением специалистов органа надзора проведена проверка исполнения требований законодательства о градостроительстве, участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости ООО «Стройкаб», осуществляющей строительство объекта капитального строительства: «16-ти этажный жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и трансформаторной подстанцией» по адресу: <адрес>, с заключением договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов.В ходе проведения совместно со специалистами Государственной инспекции строительного надзора Самарской области проверки установлено, что требования противопожарной безопасности и градостроительного законодательства при строительстве вышеуказанного здания не соблюдаются, что создает опасность для жизни, здоровья, имущества граждан и организаций.Так, при осуществлении деятельности ООО «Стройкаб» при строительстве объекта «16-ти этажный жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и трансформаторной подстанцией» по адресу: <адрес>, допущены нарушения требований законодательства. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни и здоровья в случае пожара. При этом застройщиком указанного многоквартирного жилого дома допущены многочисленные грубые нарушения законодательства о пожарной безопасности. Недостаточная противопожарная защищенность объекта капитального строительства многоквартирного жилого дома с массовым пребыванием людей может привести к негативным последствиям в случае возникновения ситуации, опасной для жизни и здоровья граждан, и причинить значительный материальный ущерб. Просит суд обязать ООО «Стройкаб» в срок не свыше 1 (одного) года со дня вступления в законную силу решения суда по данному гражданскому делу устранить выявленные нарушения требований противопожарного и градостроительного законодательства на объекте незавершенного строительства: «16-ти этажный жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и трансформаторной подстанцией» по адресу: <адрес>, путем обращения за свой счет в специализированную организацию за изготовлением и получением проекта корректировки проектной документации с отражением фактических характеристик, получением положительного заключения экспертизы, внесением изменений в разрешение на строительство.
В судебном заседании представитель истца помощник Прокурора Кировского района г. Самара Чернова О.С. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика ООО «Стройкаб» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу п.п. 10, 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РРоссийской Федерации (далее – ГрК РФ) объект капитального строительства представляет собой здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ) предусмотрено, что застройщик представляет собой юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства»), подп. 15 п.2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В части 3 статьи 52 ГрК РФ определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент) предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 указанного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
В силу пункта 7 статьи 51 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.п.3, 7, 11, ст.2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности основывается на осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов, а также ответственности за нарушения законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.52 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на датувыдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Согласно п. 8 ст. 6 Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в указанный в части 1 настоящей статьи перечень национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники помещений; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Судом установлено, что в ходе проведения совместно со специалистами Государственной инспекции строительного надзора Самарской области проверки установлено, что требования противопожарной безопасности и градостроительного законодательства при строительстве вышеуказанного здания не соблюдаются, что создает опасность для жизни, здоровья, имущества граждан и организаций.
Так, при осуществлении деятельности ООО «Стройкаб» при строительстве объекта «16-ти этажный жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и трансформаторной подстанцией» по адресу: <адрес>, допущены следующие нарушения требований законодательства:
- выполненные конструктивные и объемно - планировочные решения здания не соответствуют первоначальному проекту (сводное экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ №1 ГУП СО «Центр государственной вневедомственной экспертизы», положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №—08 ГУ СО «Государственная экспертиза проектов в строительстве», Локальное экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Центр судебных и негосударственных экспертиз «ИНДЕКС»; необходимо выполнить корректировку проектной документации с отражением фактических характеристик, получить положительное заключение экспертизы, внести изменения в разрешение на строительство, выполнить пристенный дренаж);
- из офисных помещений секции 2 отсутствуют не менее двух эвакуационных выходов, т.е. не выполняются требования проектной документации «Архитектурные решения №АР» лист 7; раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности № №; «Локального экспертного заключения № «Центр судебных и негосударственных экспертиз «ИНДЕКС» лист 24;
- эвакуационные выходы из общественных помещений второго этажа секции 1 совмещены с эвакуационными выходами жилой части здания, т.е. не выполняются требования п. 7215 СНиП № «Здания жилые многоквартирные»;
- отсутствуют эвакуационные выходы из помещений нежилой части в соответствием п. № «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
- в жилых квартирах секции 1 (оси 7/ Е), секции 2 отсутствуют аварийные выходы на балкон с глухим простенком шириной не менее 1,2м (1,6м), т.е. не выполняются требования п. 6.20* СНиП №* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», «Локального экспертного заключения топ 52 «Центр судебных и негосударственных экспертиз «ИНДЕКС» лист 24;
- в секции 2 не обеспечен предел огнестойкости КЕ1150 перекрытия отделяющее помещения общественного назначения от жилой части, т.е. не выполняются требования «Локального экспертного заключения № «Центр судебных и негосударственных экспертиз «ИНДЕКС» лист 25;
- в секции 2 не выполнены требования по пожаробезопасным зонам для маломобильных групп граждан, т.е. не выполняются требования «Локального экспертного заключения М20152 «Центр судебных и негосударственных экспертиз «ИНДЕКС» лист 24;
- не выполняются требования по доступу пожарных подразделений в каждое помещение со стороны ул., Березовая Аллея, те.не выполняются требования «Сводного экспертного заключения №.№ лист 18;
- не обеспечен проезд на расстоянии 5-8 м от края проезда до стены здания, для установки автолестницы или автоподъемника со стороны <адрес> (2.12*, приложения 1* пункта 2* СНиП ДД.ММ.ГГГГ-№ «Градостроительство.Планировка и застройка городских и сельских поселений»);
- в секции 1 расстояние от дверей квартиры до лестничной клетки более 25 метров, т.е. не выполняются требования п. 7.2.1 СНиП № «Здания жилые многоквартирные»;
- отсутствуют эвакуационные выходы из жилых квартир семнадцатого этажа, т.е. не выполняются требования п.6.13* СНиП № «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
- не представлен раздел «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности» с учетом внесенных изменений (изменение функционального назначения технического 17-го этажа в жилой). Основание статья 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ М 191-Ф3).
- в секции 2 отсутствуют системы активной противопожарной защиты (системы АПС и СОУЭ в нежилых помещениях, автономные пожарные извещатели в жилых квартирах), первичное внутриквартирное пожаротушение;
- в секции 1 отсутствует внутренний противопожарный водопровод, вентиляторы противодымной защиты, первичное внутриквартирное пожаротушение, автономные пожарные извещатели в жилых квартирах, в нежилых помещениях системы активной противопожарной защиты находятся в неработоспособном состоянии (отсутствуют дымовые, ручные извещатели системы АПС, световые и звуковые оповещатели СОУЭ), что подтверждается актом проверки от 29.03.2019 г. (л.д.12-15).
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни и здоровья в случае пожара.
При этом застройщиком указанного многоквартирного жилого дома допущены многочисленные грубые нарушения законодательства о пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии со "Сводом правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 СП 59.13330.2012" требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Недостаточная противопожарная защищенность объекта капитального строительства многоквартирного жилого дома с массовым пребыванием людей может привести к негативным последствиям в случае возникновения ситуации, опасной для жизни и здоровья граждан, и причинить значительный материальный ущерб.
Таким образом, учитывая, что объект незавершенного строительства, степень готовности назначение: объект в стадии строительства, кадастровый (или условный номер) 63:01:0632001:256 будет эксплуатироваться как многоквартирный жилой дом, с офисными помещениями, в нем может находиться значительное число граждан, а также сотрудников иных служб, в том числе сотрудников организации, осуществляющей строительство объекта, и определить их круг не представляется возможным. При этом несоблюдение требований противопожарного и градостроительного законодательства на указанном объекте капитального строительства может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и создать угрозу жизни и здоровью граждан.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Прокурора Кировского района г. Самара ООО «Стройкаб» об обязании устранить нарушения требований пожарного и градостроительного законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235-238ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «Стройкаб» в срок не свыше 1 (одного) года со дня вступления в законную силу решения суда по данному гражданскому делу устранить выявленные нарушения требований противопожарного и градостроительного законодательства на объекте незавершенного строительства: «16-ти этажный жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и трансформаторной подстанцией» по адресу: <адрес>, путем обращения за свой счет в специализированную организацию за изготовлением и получением проекта корректировки проектной документации с отражением фактических характеристик, получением положительного заключения экспертизы, внесением изменений в разрешение на строительство.
Ответчик вправе подать в Кировский районный суд г.Самары заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 27.08.2019 года.
Председательствующий: О.В. Рандина