Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1875/2017 от 12.01.2017

Судья: Трощило А.Е.              дело № 33-1875/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Немовой Т.А.,

судей Гулиной Е.М., Мизюлина Е.В.,

при секретаре Родиной Т.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 января 2017 года апелляционную жалобу <данные изъяты> Марии Алексеевны на решение Чеховского городского суда Московской области от 11 октября 2016 года по делу по иску <данные изъяты> Марии Алексеевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по городу Москве и Московской области о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, и назначении досрочной трудовой пенсии,

заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,

УСТАНОВИЛА:

Истица, <данные изъяты> М.А., обратилась в суд с иском к ответчику, ГУ-УПФ РФ <данные изъяты> по г. Москве и Московской области, о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии; обязании включить периоды работы исходя из налета часов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, обязании назначить досрочную пенсию по старости с 08.06.2016 года.

Истица и ее представитель в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования поддержали.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ <данные изъяты> по Москве и Московской области исковые требования не признала.

Решением Чеховского городского суда Московской области от 11 октября 2016 года в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе истица ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пп. "з" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459 «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением».

В силу п. 3 указанного Постановления Правительства от 16.07.2014 года № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров от 04.09.1991 года № 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено членам экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на назначение пенсии на льготных условиях предоставлено бортпроводникам разделом XXI Списка «Транспорт», подраздел 3 - гражданская авиация; код 12003000-11217.

Судом установлено, что 08.06.2016 года <данные изъяты> М.А., 14.06.1983 г., обратилась в ГУ-УПФ РФ <данные изъяты> по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением работы в летном составе гражданской авиации согласно п.п. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400 от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан от 30.06.2016 года, протокол <данные изъяты>, <данные изъяты> М.А. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия права на назначение пенсии по указанному основанию.

Истица просила принять в подсчет специального стажа исходя из количества налета часов периоды работы: с 10.03.2004 года по 31.10.2004 года в должности бортпроводника ОАО Авиакомпания «<данные изъяты>», с 01.11.2004 года по 12.10.2008 года в должности бортпроводника ОАО Авиакомпания «<данные изъяты>», с 13.10.2008 года по 30.04.2009 года в должности старшего бортпроводника ОАО Авиакомпания «<данные изъяты>», с 01.05.2009 года по 09.11.2010 года в должности бортпроводника ОАО Авиакомпания «<данные изъяты>», с 13.01.2011 года по 30.09.2014 год в должности бортпроводника

ОАО Авиакомпания «<данные изъяты>», с 01.11.2014 года по 04.03.2016 года в должности старшего бортпроводника ОАО Авиационная компания «<данные изъяты>».

Между тем, пунктом 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников); состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2).

Конституционный Суд РФ в Определении от 19.03.2009 года <данные изъяты> разъяснил, что Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459, применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года № 537). При этом, определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение. Разделение п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что право на досрочное назначение пенсии по п.п. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400 от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» имеют только члены экипажа воздушного судна, имеющие специальное свидетельство летного состава, соответствующую квалификацию, выполняющие обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.

Работа бортпроводника не связана с управлением воздушным судном, не требует специальных познаний по техническому обеспечению полетов и специальной квалификации, а направлена на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности полета, обслуживания пассажиров и приема-сдачи коммерческой загрузки, что существенно отличается от основных функций членов летного состава экипажа воздушного судна.

Исходя из вышеизложенного, должность бортпроводника не входит в летный состав гражданской авиации, как того требуют положения п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, следовательно, у суда не имелось оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с данным пунктом.

Спорные периоды работы истицы могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ при назначении досрочной страховой пенсии по пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях», а не по пп. 13 п. 1 ст. 30 названного Закона.

Работа в должности бортпроводника, старшего бортпроводника прямо предусмотрена Списком № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 (раздел XXI. Транспорт, подраздел «Гражданская авиация», позиция 12003000-11217), в связи с чем работа в указанной должности дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, при условии соблюдения требований, предусмотренных данной нормой, а именно мужчинам - по достижении возраста 50 лет и женщинам - по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Между тем, истица не достигла возраста для досрочного назначения страховой пенсии, а потому в удовлетворении иска было обосновано отказано.

Доводы апелляционной жалобы о том, что кабинный экипаж воздушного судна (бортоператоры и бортпроводники) входит в состав экипажа воздушного судна (летный состав), основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.

Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чеховского городского суда Московской области от 11 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу <данные изъяты> Марии Алексеевны – без удовлетворения

Председательствующий:

Судьи:

33-1875/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
БЕЛЯНКИНА М.А.
Ответчики
ГУ ПФР № 33 ПО Г. МОСКВЕ И МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
18.01.2017[Гр.] Судебное заседание
03.03.2017[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2017[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее