Дело № 2-436/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2016 г. пос. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кемпинен И.С.,
при секретаре Ч.
с участием истца Ульянова В.В.,
представителей ответчика войсковой части № – Куликова С.В., Никифоровой В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ульянова В. В. к войсковой части №, филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия об отмене приказов о дисциплинарных взысканиях, приказов о лишении премиальных выплат, взыскании невыплаченных денежных сумм и компенсации морального вреда,
установил:
Ульянов В.В. обратился в суд с иском, указав в обоснование заявленных требований, что с ДД.ММ.ГГГГ он работает в войсковой части 78792 в должности сторожа команды сторожевой охраны. Приказом работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ он был привлечен к дисциплинарной ответственности, ему был объявлен выговор, а также он был лишен премии за сентябрь 2016 года в полном объеме. Основанием для применения дисциплинарного взыскания послужило то обстоятельство, что он спал на рабочем месте. Вместе с тем истец полагает, что факты, указанные в материалах проверки, не нашли своего подтверждения, при назначении данного дисциплинарного взыскания работодатель допустил грубые нарушения трудового законодательства. В частности, в ходе проведения служебной проверки письменных объяснений у него не затребовали, при применении дисциплинарного взыскания не учтена тяжесть совершенного проступка, в приказе отсутствуют сведения о времени совершения проступка, не указано в чем выразилось нарушение трудовой дисциплины, какие негативные последствия наступили, какие нормы труда были нарушены, отсутствует причинная связь между действиями (бездействием) работника и наступившими последствиями, не указаны основания привлечения к дисциплинарной ответственности.
Также в исковом заявлении Ульянов В.В. высказывает несогласие с приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему было назначено дисциплинарное взыскание в виде выговора за отсутствие на рабочем месте. Считает указанное решение о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным, в связи с отсутствием на рабочем месте по уважительной причине с целью обеспечения нормальных условий труда, которые не были предоставлены работодателем.
В связи с тем, что он был подвергнут дисциплинарным взысканиям незаконно, считает неправомерным лишение его премии за сентябрь, октябрь и третий квартал 2016 года.
На основании указанных выше обстоятельств, с учетом дополнения исковых требований, истец просит признать приказ работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ в части лишения Ульянова В.В. премии за третий квартал 2016г. незаконными и отменить их; взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» в его пользу премию за сентябрь 2016г. в сумме <данные изъяты>., премию за октябрь 2016г. в сумме <данные изъяты>., премию за третий квартал 2016 г. в сумме <данные изъяты>., компенсацию морального вреда за причиненный указанными действиями работодателя вред в размере <данные изъяты>
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении требований с учетом их дополнения в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика - войсковой части № Куликов С.В., Никифорова В.Л. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление.
Ответчик - филиал № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения требований истца.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, пояснения государственного инспектора труда, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ, заключая трудовой договор, работник обязуется добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.
В силу ст. 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, предусмотренные названной правовой нормой.
Статьей 193 Трудового кодекса РФ закреплен ряд положений, направленных на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием наложения дисциплинарного взыскания, в том числе увольнения, и на предотвращение его необоснованного применения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменений, внесенных в трудовой договор на основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, Ульянов В.В. работает сторожем команды сторожевой охраны войсковой части №
Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № Ульянов В.В. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за самоустранение от служебных обязанностей при несении дежурства ДД.ММ.ГГГГ. Указанным приказом истец лишен премии за сентябрь 2016 года.
Основанием для издания данного приказа послужило заключение служебной проверки, назначенной на основании рапорта начальника смены Червякова А.И. по факту самоустранения Ульянова В.В. от исполнения служебных обязанностей, поскольку, находясь на рабочем месте, в помещении КПП-2 в ДД.ММ.ГГГГ истец спал.
В заключении указанной служебной проверки содержится запись о том, что Ульянов В.В. от дачи объяснений отказался.
С приказом о наложении дисциплинарного взыскания от ДД.ММ.ГГГГ № Ульянов В.В. ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № Ульянов В.В. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за неисполнение должностных обязанностей, выразившееся в отсутствии на рабочем месте без уважительных причин ДД.ММ.ГГГГ
По факту отсутствия истца на рабочем месте ответчиком проведена служебная проверка, которой установлен факт нарушения трудовой дисциплины, выразившейся в том, что с 18 час. 50 мин. до 19 час. 25 мин. сторож Ульянов В.В. отсутствовал на рабочем месте без уважительных причин, поскольку выезжал на личном транспорте в <адрес>
Ульяновым В.В. ДД.ММ.ГГГГ даны письменные объяснения по указанному факту, в которых он не оспаривает свое отсутствие на рабочем месте ДД.ММ.ГГГГ с 18 час. 45 мин. до 19 час. 25 мин., указывая, что выезжал за ужином и питьевой водой в <адрес>, о своем убытии никого не уведомлял: ни начальника смены, ни начальника команды сторожевой охраны.
С приказом о наложении дисциплинарного взыскания от ДД.ММ.ГГГГ № Ульянов В.В. ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ
Согласно условиям трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ работнику устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов. Время начала и окончания рабочего дня, а также перерывов для отдыха и питания определяется приказами «О режиме работы», графиками сменности (пункт 6.1). Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору, заключенному с Ульяновым В.В., предусмотрено, что работник имеет право на рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором и определенное работодателем, определено рабочее место: КПП-1, КПП-2.
Согласно п. 4.4. Правил внутреннего трудового распорядка (Приложение № 1 к коллективному договору на 2014-2017 годы) для работников войсковой части №, работающих в сменном режиме, устанавливается шестидневная рабочая неделя в соответствии с графиком смен. При сменной работе работники должны производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности (п. 4.6 Правил внутреннего трудового распорядка).
Инструкцией сторожа по КПП-1, КПП-2, утвержденной командиром войсковой части ДД.ММ.ГГГГ, определено время работы сторожа с 09 час. 00 мин. до 09 час. 00 мин. следующего дня.
В Журнале ознакомления работников войсковой части с документами и локальными нормативными актами имеются подписи истца, свидетельствующие о его ознакомлении с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением о премировании, Коллективным договором. Также представлены доказательства того, что документы, содержащие служебные обязанности истца, размещены в помещении КПП в общедоступном месте.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что факт совершения истцом дисциплинарных проступков нашел свое достоверное подтверждение, порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюден, выводы служебных проверок соответствуют собранным материалам, подтверждаются исследованными в суде доказательствами, в том числе показаниями свидетелей Б. Ч. К.., З. не доверять которым оснований у суда не имеется.
Учитывая характер проступков, обстоятельства их совершения, прежнее поведение истца, его отношение к трудовым обязанностям, суд полагает, что примененные в отношении истца дисциплинарные взыскания в виде выговоров соответствуют тяжести совершенных им проступков и степени вины.
При этом доводы истца о том, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 18.45 часов до 19.25 часов он отсутствовал на рабочем месте с целью обеспечения нормальных условий труда, судом не принимаются во внимание, как основанные на неверном толковании норм права, не имеющие правового значения для разрешения настоящего спора.
Разрешая заявленные истцом требования о неправомерном лишении его премий, суд исходит из следующего.
Приказом командира части от ДД.ММ.ГГГГ № Ульянов В.В. был лишен премии за сентябрь 2016 года в связи с применением дисциплинарного взыскания в виде выговора на основании этого приказа; приказом от ДД.ММ.ГГГГ № было принято решение не выплачивать Ульянову В.В. премию за октябрь 2016 года в связи с применением дисциплинарного взыскания в виде выговора на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №; приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Ульянов В.В. был лишен премии по итогам работы в 3 квартале 2016 года в связи с наличием выговора, объявленного приказом командира части от ДД.ММ.ГГГГ №
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Трудовые и социальные отношения между войсковой частью 78792 и ее работниками (гражданским персоналом) регулируются коллективным договором, действующим с 2014 по 2017 годы.
В пункте 11.9.6 коллективного договора предусмотрено, что работникам по итогам работы за месяц, за квартал выплачиваются премия, дополнительные выплаты стимулирующего характера (материальное поощрение) в соответствии с Положением о премировании гражданского персонала (Приложение № 2).
В Положении о премировании, дополнительных выплатах материального стимулирования работников войсковой части 78792 предусмотрено, что работники, имеющие на день издания приказа о выплате премии не снятое дисциплинарное взыскание к премированию, дополнительному материальному стимулированию не представляются (раздел 4).
Кроме того в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее - Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010) утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктом 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 предусмотрено выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее именуются - военнослужащие), и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил (далее именуются - лица гражданского персонала), в соответствии с указанным Порядком военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы) (далее именуется - дополнительное материальное стимулирование).
В силу пунктов 1,2,4 Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
В соответствии с пунктом 6 Порядка издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов.
Пункт 7 предусматривает, что конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
При этом пунктом 11 Порядка установлено, что не представляются к дополнительному материальному стимулированию, в том числе лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей.
В соответствии со ст. 194 Трудового кодекса РФ работник считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания он не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию.
При таких обстоятельствах, поскольку Ульянов В.В. имел неснятые дисциплинарные взыскания за ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, неснятые и непогашенные на момент издания оспариваемых приказов, суд приходит к выводу, что оснований для признания приказов командира войсковой части в части не выплаты премии за сентябрь, октябрь 2016 года незаконными не имеется.
По этим же основаниям работодатель правомерно не представил к дополнительному материальному стимулированию Ульянова В.В. по итогам работы за 3 квартал 2016 года в связи с наличием дисциплинарного взыскания.
В соответствии с положениями ст. 237 Трудового кодекса РФ возмещение морального вреда работнику предусмотрено при установлении неправомерных действий или бездействия работодателя.
Поскольку в данном случае действия работодателя по изданию оспариваемых истцом приказов являются правомерными, соответствуют требованиям действующего законодательства, отсутствуют основания и для взыскания в пользу Ульянова В.В. компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Ульянову В. В. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Кемпинен
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение по делу составлено 20.12.2016г.