адм. дело №2а-4811/18
строка 3.019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«27» ноября 2018 года Центральный районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Костюковой Екатерины Вадимовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным отказа №36/001/036/2018-277 от 23.04.2018г. в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №, обязании зарегистрировать право, суд
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец Костюкова Е.В. обратилась в суд и указывает, что она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области с целью государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, уч.№, кадастровый №. Уведомлением 36/001/036/2018-277 от 23.04.2018г. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области сообщено об отказе в государственной регистрации права собственности за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, уч. №, кадастровый №, в связи с непредставлением документа, подтверждающего право собственности в отношении указанного объекта недвижимости. Костюкова Е.В. считает незаконным отказ от 23.04.2018г. в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, уч. №, кадастровый №.Указанная позиция Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области. По мнению административного истца, отказ не соответствует законодательству РФ, так как согласно п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Таким образом, Костюкова Е.В.считает, что предусмотренные законом документы она предоставила в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области в установленном порядке и сроки.
Административный истец Костюкова Е.В.в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области по доверенности Белых Р.Д. считает, что иск не подлежит удовлетворению, представил возражения, приобщенные к материалам дела (л.д.42-44).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
На основании договора купли-продажи, судом установлено, что 27.07.1999г. между ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Костюковой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., матерью на момент заключения договора купли-продажи несовершеннолетней Костюковой Е.В., был заключен договор на приобретение 1/3 доли в праве Костюковой Екатериной Вадимовной, а также 1/6 доли в праве ФИО2 (л.д. 26-27).
27.07.1999г., согласно передаточному акту, ФИО2 действующая за себя и свою несовершеннолетнюю дочь, Костюкову Е.В., приняла жилой <адрес> (л.д. 33).
09.08.1999г. ФИО2 было выдано свидетельство о государственной регистрации права общей долевой собственности 1/6 (доля) на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу <адрес> (л.д. 20). Сособственниками в указанном свидетельстве указывались ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., 37/100 доли и Костюкова Е.В. 1/3 доли. Также 09.08.1999г. ФИО2 получила свидетельство о государственной регистрации права общей долевой собственности 1/3 (доля) на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, в отношении несовершеннолетней на момент выдачи свидетельства Костюковой Е.В. (л.д. 8). Сособственниками в указанном свидетельстве указывались ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., 37/100 доли и ФИО2 с 1/6 доли.
Согласно справке БТИ Центрального района г.Воронежа домовладение № по <адрес> ранее значилось как № по <адрес> (л.д.13).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.21-22) на 27.12.2017г. собственниками объекта недвижимости жилого <адрес> по ул.<адрес> указаны ФИО2 – доля в праве 1/6, Кострюкова Е.В.- доля в праве 1/3.
На основании приобщенного к материалам дела представителем административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области по доверенности Белых Р.Д. пакета документов, судом установлено, что 10.01.2018г., административный истец Костюкова Е.В. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области с заявлением об осуществлении государственной регистрации прав в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, уч. №, кадастровый № (л.д.46-47).
19.01.2018г. за №36/001/036/2018-277Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области было принято решение о приостановлении государственной регистрации, с учетом дополнительного уведомления (л.д.52-54). Регистрация была приостановлена на основании п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Для проведения государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, в соответствии со ст.14, 21 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", административному истцу Костюковой Е.В. помимо заявления о проведении государственной регистрации, в срок приостановления государственной регистрации необходимо было представить дополнительно документ-основание, подтверждающий право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, уч. №, кадастровый №. Также административный ответчик в уведомлении о приостановлении государственной регистрации обращал внимание административного истца Костюковой Е.В. на то, что в соответствии с п.4 ст.244 ГК РФ общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. Таким образом, все сособственники должны обратиться с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества. Административным ответчиком установлено, что заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности было подано только Костюковой Е.В. (1/3 доля) и ФИО2 (1/6 доля), остальные участники долевой собственности с заявлениями не обращались. Таким образом, административному истцу Костюковой Е.В. административным ответчиком было рекомендовано в срок приостановления (до 19 апреля 2018 г.) для проведения государственной регистрации инициировать обращение всех сособственников за регистрацией права общей долевой собственности одновременно с представлением необходимого комплекта документов, подтверждающих возникновение права общей долевой собственности у заявителей.
23.04.2018г. за №36/001/036/2018-277 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области было принято решение об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости по основаниям, указанным в решении о приостановлении, а также в связи с тем, что не были устранены причины, послужившие основанием для приостановления регистрации права, и не представлены документы (л.д. 55-57).
Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган нормативно-правового регулирования).
В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу положений п.1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
По смыслу подпункта 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Как следует из пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.
В соответствии с пунктом 5части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный регистратор прав принимает решение о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно приобщенному к материалам дела представителем административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области по доверенности Белых Р.Д. пакету документов, судом установлено, что для оказания государственной услуги по государственной регистрации прав Костюкова Е.В. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области представила заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 10.01.2018 г., свидетельство о государственной регистрации права от 09.08.1999 г., справку от 23.11.2015 г. №753, а также квитанцию от 10.01.2018 г. №27 (л.д. 46-51).
Государственным регистратором проведена правовая экспертиза представленных документов в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и принято решение о приостановлении государственной регистрации права в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", о чем в адрес заявителя направлено уведомление от 19.01.2018г. за №36/001/036/2018-277.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
Согласно пункту 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Положениями части 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Проанализировав представленный административным истцом Костюковой Е.В. на государственную регистрацию пакет документов, государственный регистратор установил, что отсутствует документ-основание для осуществления государственной регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, уч. №, кадастровый №, а также заявления всех сособственников о государственной регистрации права общей долевой собственности на данный объект недвижимого имущества.
Таким образом, решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, уч. №, кадастровый № принято государственным регистратором в пределах своих полномочий, предоставленных действующим законодательством, в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" и оснований для признания незаконным приостановления государственной регистрации не имеется.
Исходя из того, что решение о приостановлении 19.01.2018г. осуществления государственной регистрации на срок до 19.04.2018г. является законным и обоснованным, отсутствуют основания и для признания незаконным решения об отказе 23.04.2018г. в осуществлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, уч. №, кадастровый №, так как основанием его принятия явились основания, которым суд дал оценку при рассмотрении требований о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации на срок до 19.04.2018г., и которые признаны судом законными и обоснованными, кроме того, основанием отказа явилось то обстоятельство, что причины, указанные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации на срок до 19.04.2018г. не были устранены, документы не представлены.
В соответствии с п.2 ст.26Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Данная норма закона административным ответчиком соблюдена, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения административных исковых требований Костюковой Е.В.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязательному выяснению судом подлежит факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ принят органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в соответствии с законом и в пределах его полномочий, а права либо свободы истца не были нарушены, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-181, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Костюковой Екатерины Вадимовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным отказа №36/001/036/2018-277 от 23.04.2018г. в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №, обязании зарегистрировать право отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: