Дело № 2 –273/2019 УИД: 66RS0060-01-2019-000324-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2019 года п.г.т. Шаля Свердловской области
Шалинский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сафонова П.П.,
при секретаре Бушуевой Н.Г.,
с участием помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Шамарина С.П.,
представителя ответчика – главы Сылвинской сельской администрации Мезенина С.Г.,
третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска Т.А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Сылвинской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности совершить действия, направленные на соблюдение требований природоохранного законодательства,
у с т а н о в и л :
Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Сылвинской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности совершить действия, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов.
Свой иск прокурор мотивировал тем, что ими была проведена проверка исполнения земельного, природоохранного законодательства при размещении твердых коммунальных отходов на земельных участках расположенных в с. Сылва Шалинского городского округа, на основании обращения руководителя Регионального исполкома Общероссийского народного фронта в Свердловской области Р. о нарушениях законодательства об отходах производства и потребления в прокуратуру Свердловской области.
В ходе проведенной проверки установлено, что на земельных участках <данные изъяты> находится несанкционированная свалка коммунальных отходов на общей площади примерно 13,70 га, Координаты несанкционированной свалки: 57 гр. 19,660 мин. северной широты; 58 гр. 45,910 мин. восточной долготы.
Согласно информационной системе «Публичная кадастровая карта» информации о зарегистрированных правах на земельные участки не имеется.
Указанные свалки расположены на земельных участках в границах Шалинского городского округа, в непосредственной близости от населенного пункта с. Сылва. Отходы являются продуктами жизнедеятельности граждан, носят бытовое и коммунальное происхождение.
В соответствии со ст. ст. 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Поэтому, согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с п. 11, 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа, деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 53-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что порядок, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о Сылвинской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа, утвержденного решением Думы Шалинского городского округа от 21 марта 2013 года № 124 (далее - Положение) Сылвинская сельская поселковая администрация является территориальным органом Администрации Шалинского городского округа, наделенным полномочиями в сфере решения вопросов местного значения на подведомственной территории, в том числе в с. Сылва.
Согласно п. 3 Положения организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения и к полномочиям Сылвинской сельской администрации.
Несанкционированные свалки оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Истец просит возложить на Сылвинскую сельскую администрацию Администрации Шалинского городского округа Свердловской области обязанность в разумный срок, но не позднее трёх месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу провести мероприятия, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов <адрес>
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Шалинского района Свердловской области Шамарин С.П. исковые требования поддержал в полном объёме. В обоснование иска указал, что указанная с исковом заявлении несанкционированная свалка бытового мусора была обнаружена в ходе проводившейся прокуратурой Шалинского района проверки исполнения природоохранного законодательства при размещении бытовых и промышленных отходов на территории с. Сылва Шалинского городского округа Свердловской области. Из полученных сведений установлено, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, находится неподалёку от с. Сылва Шалинского городского округа. Право собственности на этот земельный участок ни за кем не зарегистрировано. Свалка образовалась в течение нескольких лет из-за отсутствия в с. Сылва мест для сбора бытовых отходов и отсутствия их вывоза, вследствие чего население этого села сваливало бытовой мусор на место его обнаружения. В ходе проведения проверки была выявлена попытка со стороны жителя с. Сылва вывалить телегу с мусором в месте несанкционированной свалки. Тот был предупреждён об ответственности за подобные действия, и объяснил их отсутствием в селе Сылва мест сбора бытовых отходов. Просят заявленный ими иск удовлетворить.
Представитель ответчика – глава Сылвинской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа Свердловской области Мезенин С.Г. иск не признал в полном объёме, пояснив, что действительно в ходе проверки, проводимой прокуратурой Шалинского района Свердловской области, была обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов. Он принимал участие в составлении акта по результатам проверки. Он не оспаривает, что на этой свалке находятся бытовые отходы. Однако, по его мнению, точное место данной несанкционированной свалки в исковом заявлении не определено. Кроме того, данная несанкционированная свалка находится за пределами границы с Сылва на удалении свыше 500 метров. Полномочия администрации с. Сылва осуществляются только в границах населённых пунктов относящихся к её территории. Он не оспаривает, что к полномочиям администрации относится организация сбора и вывоза бытового мусора. 01.07.2019 года на территории с. Сылва были установлены контейнеры для сбора бытового мусора. До этого времени такие контейнеры в селе отсутствовали. Мусор складировался на двух отведённых для этих целей площадках его временного размещения. Земельный участок, на котором прокуратурой были обнаружены несанкционированные свалки бытового мусора, не относится к земельным участкам, на которых отведено место для временного складирования бытового мусора. Доказательств наличия у земельного участка, на котором обнаружена несанкционированная свалка бытового мусора владельца, он представить не может.
Третье лицо на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска Т.А.Н. иск поддержал, указав, что рядом с арендуемым им земельным участком, используемым для ведения сельского хозяйства, расположен безхозный участок, который жители с. Сылва использовали как свалку для бытового мусора. На арендуемый им земельный участок мусор не вываливали, так как знали, что у него имеется владелец.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, третье лицо на стороне истца, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведённой помощником прокурора Шалинского района Свердловской области Шамариныи С.П. следует, что данной проверкой установлено, что на земельных участках <адрес> находится несанкционированная свалка коммунальных отходов на общей площади примерно 13,70 га, Координаты несанкционированной свалки: 57 гр. 19,660 мин. северной широты; 58 гр. 45,910 мин. восточной долготы. (л.д.18).
Согласно скриншотам кадастровой карты, правообладатель земельных участков, на которых обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов, отсуствует. (л.д. 19,20).
В ответе заместителя главы администрации Шалинского городского округа указано, что информацией о правообладателе земельных участков (на которых расположены несанкционированные свалки, а также о размещении свалки твёрдых коммунальных отходов на указанном земельном участке они не располагают. Данный земельный участок расположен за чертой населённого пункта с. Сылва. (л.д. 23).
Факт обнаружения несанкционированной свалки бытового мусора представителем ответчика не оспаривается.
Пунктом 1.1 Положения о Сылвинской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа установлено, что данная администрация является территориальным органом Администрации Шалинского городского округа, наделённым полномочиями в сфере решения вопросов местного значения на подведомственной территории.
Пунктом 1.2 названного Положения определено, что в своей деятельности Сылвинская сельская администрация руководствуется Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными Федеральными законами и подзаконными актами Российской Федерации, законами и подзаконными актами Свердловской области, Уставом Шалинского городского округа и иными правовыми актами Шалинского городского округа.
Согласно подп. 6 пункта 3.1 указанного Положения к полномочиям Сылвинской сельской администрации на подведомственной территории относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. (л.д.10-11).
В соответствии со ст. ст. 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Поэтому, согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В частности, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды (ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Поскольку обеспечение конституционных прав граждан составляет основу деятельности всех уровней власти государства, то в природоохранной деятельности должны принимать участие федеральные и региональные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления согласно своей компетенции.
При определении входят ли в компетенцию ответчика разрешение заявленных прокурором требований суд пришел к выводу о том, что ликвидация несанкционированных свалок в границах населенного пункта входит в компетенцию администрации Сылвинской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа, что определено вышеуказанным Положением о данной администрации.
При этом, хотя несакционированные свалки бытовых отходов обнаружены за границами населённого пункта: с. Сылва, относящегося к территории Сылвинской сельской администрации суд пришёл к выводу, о том, что обязанность по их ликвидации может быть возложена на ответчика.
В силу подп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", абз. 2 ст. 5 Закона Свердловской области от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления".
Как отмечено выше, в положении о Сылвинской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа также указана их обязанность по сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Указанный в федеральных и региональном законах, а также в Положении о названо администрации вопрос местного значения должен разрешаться ответчиком путем принятия действенных мер.
Между, тем из пояснений представителя ответчика установлено, что на территории с. Сылва до 01.07.2019 года не было организовано надлежащим образом сбора и вывоза бытовых отходов, так как отсутствовали контейнеры для его сбора с целью дальнейшего вывоза, вследствие чего жители данного села вывозили бытовой мусор, хотя и за границы населённого пункта, но в непосредственности близости от его границ, как поясняет представитель истца до 500 метров от границы села.
Таким образом, несанкционированные свалки мусора, меры по ликвидации прокурор района просит возложить на ответчика возникли из-за ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов.
Вышеуказанная обязанность ответчика по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов не может восприниматься в отрыве от его обязанностей, разрешения иных вопросов местного значения, установленных подп. 8, 9, 10 и 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов администрации, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания, организация благоустройства территории поселения.
Приведенное согласуется с положением ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в силу которого территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При том, что в силу ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объектом размещения отходов может являться только специально оборудованное сооружение, а одним из требований к объектам размещения отходов ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлен запрет захоронения отходов в границах населенных пунктов.
Как отмечено выше, в соответствии с Положением о Сылвинской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа к вопросам местного значения этой администрации относится организация деятельности по сбору и вывозу коммунальных отходов (подп. 6 п. 3.1 Положения).
Суд учитывает, что выявленные в ходе проведения проверки отходы являются продуктами жизнедеятельности граждан, носят бытовое и коммунальное происхождение, не являются сельскохозяйственными отходами, что не оспаривается представителем ответчика, также суд исходит из того, что несанкционированные свалки расположены на земельных участках, расположенных в непосредственной близости от границ с. Сылва, относящегося к Сылвинской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа.
Также установлено, что земельные участки, на которых находятся данные свалки, собственника не имеют и доказательств обратного представителем ответчика не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации – в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления; ликвидации последствий загрязнения, в том числе захламления земель.
Поскольку, как отмечено выше, собственник земельного участка, на котором обнаружены свалки, отсутствует, с учётом того, что свалки образовались в непосредственной близости от границ с. Сылва вследствие ненадлежащего исполнение ответчиком обязанностей по сбору и вывозу бытовых отходов суд находит возможным возложить на ответчика обязанность по ликвидации этих свалок.
При этом суд учитывает, что наличие данных свалок нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, вызванное бездействием ответчика, в обязанность которого входит организация сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов на принадлежащем ему земельном участке и который не принимает мер по ликвидации несанкционированных свалок мусора, образовавшихся по его вине.
Соответственно предъявленный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Таким образом, имеются основания возложить обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на Сылвинскую сельскую администрацию Администрации Шалинского городского округа.
Заявленные прокурором сроки исполнения решения, суд нашел мотивированными и разумными.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет местного бюджета, поскольку в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 103, 194, 197, 198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Иск прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Сылвинской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности совершить действия, направленные на соблюдение требований природоохранного законодательства удовлетворить.
Возложить на Сылвинскую сельскую администрацию Администрации Шалинского городского округа Свердловской области обязанность в разумный срок, но не позднее трёх месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу провести мероприятия, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов <адрес>
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 08.07.2019.
Председательствующий судья П.П.Сафонов