2-3694/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 августа 2013 года
Октябрьский районный суд г. Ижевска
в составе:
председательствующего судьи Нуриевой В.М.
при секретаре Глухове Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Игониной С.В. об оспаривании отказа Администрации Октябрьского района г. Ижевска в принятии на учет в качестве имеющей права на бесплатное предоставление земельного участка,
у с т а н о в и л:
Игонина С.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации Октябрьского района г. Ижевска в принятии на учет в качестве имеющей права на бесплатное предоставление земельного участка.
Требования мотивированы тем, что Игонина С.В. является матерью троих детей. Уведомлением <номер> от <дата> Администрация Октябрьского района г. Ижевска отказала заявителю в принятии на учет в качестве лица имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка на основании ст. 53 ЖК РФ.
По мнению заявителя решение Администрации Октябрьского района г. Ижевска является незаконным, в связи с чем за защитой своих интересов Игонина С.В. обратилась в суд.
В судебном заседании Игонина С.В. поддержала требования по обстоятельствам, изложенным в заявлении, просила отменить решение Администрации Октябрьского района г.Ижевска об отказе в принятии ее на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка, обязать Администрацию Октябрьского района г.Ижевска устранить допущенные нарушения путем принятия ее на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка.
Представитель Администрации Октябрьского района г. Ижевска Лысова О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала, по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Заинтересованное лицо Игонин А.В. в судебном заседании заявление Игониной С.В. поддержал, просил его удовлетворить.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В силуст. 72Конституции Российской Федерации ист. 5Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации могут регулировать правовые отношения, не урегулированные федеральным законом, но не должны ему противоречить.
В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Защита гражданских прав, согласно ст.12 ГК РФ осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14 декабря 1995 г.)
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.
Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании Жилищного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Согласно ст. 13ГКРФненормативный актгосударственного органаили органа местного самоуправления, авслучаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, несоответствующие законуили иным правовым актам инарушающие гражданские права иохраняемые законом интересы гражданинаили юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для признания судом незаконными оспариваемого решения, являющегося ненормативным актом органа местного самоуправления (в рассматриваемом случае – Администрации Октябрьского района г. Ижевска ) необходимо установить, что оно нарушает права или создает угрозу нарушения прав заявителя.
В судебном заседании установлено, что Игонина С.В. находится в зарегистрированном браке с Игониным А.В. с <дата>, имеют трех несовершеннолетних детей: И.М,А, 17.12.2004 года рождения, И.М.А. 25.09.2007 года рождения, И.Т,А. <дата> года рождения.
Согласно поквартирной карточки семья Игониной С.В. зарегистрирована и проживает в двухкомнатной квартире, общей площадью <адрес>, находящаяся в долевой собственности Игониной С.В. и Игонина А.В.
<дата> Игонина С.В. обратилась в Администрацию Октябрьского района с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с Законом УР от <дата> <номер>-РЗ и Положением, утвержденным постановлением Администрации г. Ижевска от <дата> <номер>.
<дата> Администрацией Октябрьского района г. Ижевска Игониной С.В. было отказано в принятии на учет в качестве имеющей права на бесплатное предоставление земельного участка.
Основанием для отказа в удовлетворении заявления Администрация Октябрьского района г. Ижевска ссылается ст. 53, п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ и Решение городской думы г. Ижевска от <дата> <номер> «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории г. Ижевска ».
Статья 53 ЖК РФ содержит меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Граждане, которые намеренно предприняли действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий, с целью приобретения права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Такие действия могут заключаться, например, во вселении в жилое помещение других граждан, которые имеют возможность проживать в другом жилом помещении. В результате их вселения в жилое помещение жилая площадь на каждого проживающего становится меньше учетной нормы. Возникает право постановки на учет. Намеренными действиями могут быть признаны и действия по умышленному разрушению жилого помещения с целью приведения его в состояние, негодное для проживания и т.д.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (определения от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1543-О-О, от 29 мая 2012 года N 924-О, от 18 октября 2012 года N 1842-О и др.).
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Администрацией Октябрьского района г. Ижевска не представлено доказательств об умышленных действиях Игонина А.В. об отчуждении им наследственного имущества с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, в связи с чем отсутствуют оснований считать данные действия умышленными, в силу чего сам факт продажи жилого помещения и не истечение к моменту обращения Игониной С.В. в Администрацию Октябрьского района г.Ижевска пятилетнего срока со дня продажи квартиры достаточным основанием к отказу ей в постановке на учет нуждающееся в улучшении жилищных условий не являлся.
В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы завяленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявителя, в связи с чем, суд всесторонне и полно рассматривает заявленные требования с учетом всех положенных в их обоснование доводов и аргументов с целью вынесения законного и обоснованного решения по делу.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (абз. 1).
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (абз. 2).
Абзац 2 ч. 2 ст. 28 ЗК РФ введен Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 138-ФЗ, вступил в силу 17 июня 2011 года.
В настоящее время порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики, установлен Законом Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ (в редакции Закона Удмуртской Республики от 15 июня 2011 года N 66-РЗ). Частью ч. 2 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ (в редакции Законов Удмуртской Республики от 7 ноября 2008 года N 45-РЗ, от 25 ноября 2009 года N 50-РЗ, от 22 декабря 2010 года N 56-РЗ ) где установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах городских, сельских населенных пунктов в Удмуртской Республике, предоставляются для ведения индивидуального жилищного строительства гражданам, нуждающимся в жилых помещениях и не имеющим ранее и (или) в настоящее время земельных участков, используемых ими для указанных целей. Указанные земельные участки предоставляются на условиях аренды на период жилищного строительства с передачей их в собственность гражданам однократно бесплатно после государственной регистрации права собственности на законченный строительством жилой дом на предоставленном земельном участке.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ (в редакции. Законов УР от 15.11.2011 N 66-РЗ, от 08.05.2013 N 36-РЗ) Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах населенных пунктов в Удмуртской Республике, предоставляются для ведения индивидуального жилищного строительства:
1) гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, в случае, если они и (или) члены их семьи не имели и (или) в настоящее время не имеют земельных участков, которые предназначены для ведения индивидуального жилищного строительства;
2) гражданам, на момент подачи заявления, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Закона, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных учреждениях, в специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения, нуждающимся в жилых помещениях, в случае, если они и (или) члены их семьи не имели и (или) в настоящее время не имеют земельных участков, которые предназначены для ведения индивидуального жилищного строительства.
2. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, в целях настоящего Закона признаются указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи следующие граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной в том муниципальном образовании, в котором гражданин изъявил желание получить земельный участок;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Граждане, указанные в пункте 2 части 1 настоящей статьи, признаются нуждающимися в жилых помещениях в целях настоящего Закона, если они в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как малоимущие граждане.(часть 2 в ред. Закона УР от 08.05.2013 N 36-РЗ)
3. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) в которых они имеют право пользования в качестве зарегистрированных в установленном порядке в жилом помещении по месту жительства и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади, состоящей из площади жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма и (или) в которых они имеют право пользования в качестве зарегистрированных в установленном порядке в жилом помещении по месту жительства, и площади, приходящейся на доли гражданина и (или) членов его семьи в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности. (часть 3 в ред. Закона УР от 08.05.2013 N 36-РЗ)
5. Гражданам, за исключением не достигших 18 лет, являющимся членами семьи гражданина, нуждающегося в жилом помещении, на день предоставления ему земельного участка в соответствии с настоящей статьей, земельный участок для ведения индивидуального жилищного строительства в том же порядке не предоставляется.
6. Членами семьи гражданина в целях настоящего Закона признаются совместно проживающие супруг, родители любого из супругов, дети любого из супругов, лица, находящиеся под опекой (попечительством), усыновители (усыновленные).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ (в редакции Закона Удмуртской Республики от 15 ноября 2011 года N 66-РЗ и Закона УР от 08.05.2013 N 36-РЗ) предоставление земельных участков осуществляется без торгов на условиях аренды на период жилищного строительства с передачей их в собственность бесплатно после государственной регистрации права собственности на законченный строительством жилой дом на предоставленном земельном участке.
В силу ч. 10 ст. 1 названного Закона (в редакции Законов Удмуртской Республики от 7 ноября 2008 года N 45-РЗ, от 25 ноября 2009 года N 50-РЗ, от 22 декабря 2010 года N 56-РЗ(в ред. Законов УР от 15.11.2011 N 66-РЗ, от 08.05.2013 N 36-РЗ) земельные участки предоставляются бесплатно при наличии свободных земельных участков, указанных в перечне сформированных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Удмуртской Республике земельных участков, планируемых для предоставления гражданам в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ ( в редакции Закона Удмуртской Республики от 15 ноября 2011 года N 66-РЗ и Закона УР от 08.05.2013 N 36-РЗ) земельные участки предоставляются при наличии свободных земельных участков, указанных в сформированных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Удмуртской Республике единых перечнях земельных участков, планируемых для предоставления гражданам в соответствии с настоящим Законом и Законом Удмуртской Республики от 30 июня 2011 года N 32-РЗ "О бесплатном предоставлении в собственность молодых семей и молодых специалистов земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в границах сельских населенных пунктов на территории Удмуртской Республики".
По результатам рассмотрения заявления гражданина о бесплатном предоставлении ему земельного участка уполномоченным органом в соответствии с ч. 6 ст. 1.1 Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ (в редакции Законов Удмуртской Республики от 7 ноября 2008 года N 45-РЗ, от 25 ноября 2009 года N 50-РЗ, от 22 декабря 2010 года N 56-РЗ) и ч. 5 ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ (в редакции Закона Удмуртской Республики от 15 ноября 2011 года N 66-РЗ(в ред. Закона УР от 08.05.2013 N 36-РЗ) принимается решение о принятии заявителя на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка либо об отказе в принятии на такой учет.
Нуждаемость в улучшении жилищных условий определяется в порядке, установленном жилищным законодательством (статья 51 ЖК РФ).
Согласно ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются лица, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетной нормой (площади жилого помещения) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4 статьи 50 ЖК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Как следует из решения Городской думы от <дата> <номер> «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории г. Ижевска» (п. 1.2.), учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 10 кв.м и менее общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учет граждан. нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Норма жилой площади в квартире, в которой проживает заявитель и члены ее семьи (5 человек) составляет 50,9 кв.м.
Таким образом, на Игонину С.В. и членов ее семьи приходилось по 10 кв.м.
Согласно поквартирной карточки в квартире кроме заявителя и членов ее семьи зарегистрирован А.М.Л. с <дата>, который членом семьи заявителя не является, как пояснила Игонина С.В. в судебном заседании является троюродным братом и лишь зарегистрирован в их квартире, совместно с ними никогда не проживал. Совместное хозяйство с ними не вел. В установленном законом порядке (на основании решения суда) не признан членом семьи собственника.
Таким образом, оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не имелось.
На основании вышеизложенных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления Игониной С.В. об оспаривании отказа Администрации Октябрьского района г. Ижевска в принятии на учет в качестве имеющего права на бесплатное предоставление земельного участка,
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Игониной С.В. об оспаривании отказа Администрации Октябрьского района г. Ижевска в принятии на учет в качестве имеющего права на бесплатное предоставление земельного участка, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме, через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 10 августа 2013 года.
Судья В.М. Нуриева