Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3538/2021 ~ М-2330/2021 от 30.04.2021

УИД № 36RS0004-01-2021-003321-65

Дело №2а-3538/2021

Строка 3.022 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 октября 2021г.                                                                                       г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Леденевой И.С.,

при секретаре Сенчаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Чекина Виктора Александровича, действующего в собственных интересах и в качестве председателя СТ «Мария ВК», Кущенко Виктора Анатольевича, Никитиной Ольги Петровны, к Межрайонной ИФНС России №12 по Воронежской области, управлению ФНС по Воронежской области об отмене внесудебного решения налогового органа № 6 от 11 января 2008 г., внесении записи в ЕГРЮЛ об СТ «Мария ВК» как о действующем юридическом лице,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы Чекин В.А., действующий в собственных интересах и в качестве председателя СТ «Мария ВК», Кущенко В.А., Никитин М.В. обратились в Ленинский районный суд г.Воронежа с указанным административным иском к Межрайонной ИФНС России №12 по Воронежской области, указывая, что они являются учредителя ми СТ «Мария ВК», на основании Решения МИФНС России № 12 по Воронежской области от 05.05.2008 г. в ЕГРЮЛ Садоводческого товарищества (СТ) «Мария ВК» ИНН внесена ошибочная запись о прекращении деятельности юридического лица с 05.05.2008 г. в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Ссылаются на то, что фактически некоммерческая организация с момента государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ продолжает уставную (садоводческо-огородническую) деятельность по зарегистрированному адресу: <адрес> и по месту нахождения обрабатываемых участков: <адрес>.

Указывают, что решением МИФНС России №12 по Воронежской области нарушаются права, свободы и законные интересы участников товарищества, которые после исключения из ЕГРЮЛ СТ «Мария ВК» остаются без правовой основы на обрабатываемых ими участках и не могут оформить права на них, земля выставляется на аукцион. В установленный законом срок с иском не обращались в силу преклонного возраста членов СТ и их неграмотности.

Оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из ЕГРЮЛ сделано на основе двух документов (записи в ЕГРЛ и ): справки об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых счетов (номер документа , дата документа ДД.ММ.ГГГГ), справки о непредставлении ЮЛ в течение последних 12 месяцев документов отчетности (номер документа , дата документа ДД.ММ.ГГГГ). На основании Постановления Конституционного суда РФ от 06.12.2011 г. № 26-П эти документы не могут быть признаны достаточными для прекращения деятельности некоммерческой организации, которой является СТ «Мария ВК».

Просили суд отменить внесудебное решение от ДД.ММ.ГГГГ налогового органа МИФНС России №12 Воронежской области, послужившее основанием к прекращению деятельности садоводческого товарищества «Мария ВК», ИНН , аннулировать запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности Садоводческого товарищества «Мария ВК» ИНН .

В порядке подготовки по делу к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление министерства юстиции России по Воронежской области. Определением Ленинского районного суда г.Воронежа от 27.09.2021 г. Управление министерства юстиции России по Воронежской области из числа лиц, участвующих в деле, было исключено.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области.

Определением Ленинского районного суда г.Воронежа от 15.10.2021 производство по делу в части исковых требований Никитина М.В. прекращено.

15.10.2021 г. Никитина О.П. вступила в административное дело в качестве соистца. От иных лиц ходатайств о вступлении в административное дело в качестве соистцов в порядке части 4 ст. 41 КАС РФ, о присоединении к административным исковым требованиям, соответствующих положению ч.2 ст. 42 КАС РФ, не поступило.

В судебном заседании истца Чекин В.А., Кущенко В.А. заявленные административные исковые требования поддержали по изложенным в административном исковом заявлении доводам.

    Административный истец Никитина О.П., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного ответчика МИ ФНС России №12 по Воронежской области по доверенности Анохина Ю.А. против удовлетворения административных исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Административный ответчик УФНС по Воронежской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя не направил.

В соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав административных истцов, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ст.1).

В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу данного Федерального закона (до 01.07.2002), было обязано в течение шести месяцев со дня вступления его в силу представить в регистрирующий орган (Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, далее - Федеральная регистрационная служба, их территориальные органы) сведения, предусмотренные подпунктами а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.

Указанные сведения юридическому лицу (его уполномоченному лицу) надлежало представить непосредственно в регистрирующий орган в виде сообщения по форме N 17001 "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном по вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" (форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, документ утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2013 N 454).

Невыполнение указанного требования являлось основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ в отношении исключения недействующих юридических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Согласно части 3 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

В силу части 4 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

В соответствии с пунктами 6 - 8 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, садоводческое товарищество "Мария ВК", юридический адрес: <адрес> создано и зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением администрации Верхнехавского района от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению председателя правления Кущенко В.А. (т.1 л.д.21), регистрационный номер юридического лица, созданного до ДД.ММ.ГГГГ .

Обязанность по представлению в регистрирующий орган заявления по форме № Р17001 «Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002», СТ «Мария ВК» не выполнило, в связи с чем сведений в ЕГРЮЛ о данном юридическом лице внесено не было.

В адрес регистрирующего органа из ИФНС России Ленинскому р-ну г.Воронежа поступили документы по исключению из ЕГРЮЛ юридического лица - СТ «Мария ВК», прекратившему свою деятельность.

Согласно справке ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности налоговая отчетность СТ «Мария ВК» не представлялась (т.2 л.д.114).

Согласно справке ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа -С от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов отсутствовали сведения об открытых банковских счетах СТ «Мария ВК» (т.2 л.д.113).

По результатам рассмотрения представленных документов 11.01.2008 МИ ФНС России №12 по Воронежской области было принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (т.2 л.д.121).

Во исполнение положений статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ регистрирующий орган публикует принятые решения о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ.

В (155) часть 2 от ДД.ММ.ГГГГ журнала «Вестник Государственной Регистрации» опубликовано сообщение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в котором указано, что юридическое лицо, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, кредиторы или иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, могут в течение 3 месяцев со дня настоящей публикации направить заявление по адресу регистрирующего органа, принявшего решение о предстоящем исключении, в случае направления указанного заявления решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.

05.05.2008 года регистрирующий орган внес запись об исключении из ЕГРЮЛ СТ «Мария ВК» (ГРН 2083668226497).

Указанные действия регистрирующего органа по исключению СТ «Мария ВК» из ЕГРЮЛ в полной мере соответствуют вышеприведенным требованиям действующего законодательства. Обязанность проводить проверку на предмет осуществления юридическим лицом фактической деятельности на регистрирующий орган не возложена, равно как и не предусмотрены иные критерии для определения недействующего юридического лица, помимо установленных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2011 года N 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина Ф.", следует учитывать, что критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление религиозной организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения религиозной организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли религиозная организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.

Вместе с тем, данное конституционное толкование дано в отношении религиозных организаций, к числу которых СТ «Мария ВК» не относится.

Специфика деятельности СТ «Мария ВК» как некоммерческой организации садоводов, исходя из характера и целей деятельности товарищества не предполагает осуществление деятельности вне материальной основы и сферы имущественных отношений, то есть тех критериев, которые оценивались Конституционным судом РФ применительно к религиозным организациям.

Тем не менее, при рассмотрении настоящего спора об исключении некоммерческой организации из ЕГРЮЛ как недействующей в предмет доказывания входят в том числе обстоятельства фактического осуществления либо не осуществления названным юридическим лицом финансово-хозяйственной деятельности в установленный законом период, предшествовавший принятию решения о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, то есть за 2007 год.

Оценивая доказательства, представленные в материалы дела административными истцами в подтверждение осуществления СТ «Мария ВК» финансово-хозяйственной деятельности (договоры на выполнение работ, акты сверки взаимных расчетов, приходные кассовые ордера (т.1 л.д.245-252, т.2 л.д.1-61)),суд приходит к выводу, что они к спорному периоду не относятся и исполнение каких-либо договорных обязательств, стороной которых являлось СТ «Мария ВК», в спорный период не подтверждают.

Таким образом, суд полагает, что в судебном заседании не нашел подтверждения факт осуществления СТ «Мария ВК» финансово-хозяйственной деятельности в течение 12 месяцев, предшествовавших принятию решения о предстоящем его исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемого решения, действий, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 06 декабря 2011 года N 26-П, в определениях от 17 января 2012 года N 143-О-О и от 17 июня 2013 года N 994-О, такое правовое регулирование, позволяющее исключать юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц по решению наделенного соответствующим полномочием органа исполнительной власти, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.

Закрепленное Конституцией Российской Федерации право каждого на судебную защиту (статья 46) выступает гарантией реализации всех других конституционных прав и свобод, носит универсальный характер и, в силу статьи 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ограничению не подлежит.

Положения пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ должны применяться с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Указанные гарантии направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2015 года N 10-П).

Пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

В силу приведенной нормы права в целях исчисления годичного срока для обращения с жалобой подлежит установлению не только тот факт, когда административные истцы узнали об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, но и когда должны были узнать об этом.

В журнале "Вестник государственной регистрации" от ДД.ММ.ГГГГ ) было опубликовано сообщение о принятом решении МИ ФНС России №12 по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении СТ «Мария ВК» из ЕГРЮЛ, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Запись в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении СНТ из указанного реестра внесена Управлением Федеральной налоговой службы 05.05.2008 года.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.

Принимая во внимание, что информация о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ была опубликована в установленном законом порядке, обязанность регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ законом не установлена, информация об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ является открытой и общедоступной, таким образом, административные истцы должны были узнать об исключении СТ «Мария ВК» из ЕГРЮЛ более чем за год до момента обращения с данным иском.

С даты внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении указанного юридического лица (т.е. ДД.ММ.ГГГГ), до момента обращения в суд с настоящим административным иском (т.е. ДД.ММ.ГГГГ), прошло более 12 лет.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцы пропустили годичный срок, установленный пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ для оспаривания действий по исключению недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд административными истцами не представлено, а приведенные ими доводы уважительными причинами пропуска срока не являются.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 264 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Чекина Виктора Александровича, действующего в собственных интересах и в качестве председателя СТ «Мария ВК», Кущенко Виктора Анатольевича, Никитиной Ольги Петровны к МИФНС №12 г. Воронежа, Управлению ФНС по Воронежской области об отмене внесудебного решения налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ, внесении записи в ЕГРЮЛ об СТ «Мария ВК» как о действующем юридическом лице – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                 И.С.Леденева

Решение в окончательной форме изготовлено 03.11.2021 г.

УИД № 36RS0004-01-2021-003321-65

Дело №2а-3538/2021

Строка 3.022 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 октября 2021г.                                                                                       г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Леденевой И.С.,

при секретаре Сенчаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Чекина Виктора Александровича, действующего в собственных интересах и в качестве председателя СТ «Мария ВК», Кущенко Виктора Анатольевича, Никитиной Ольги Петровны, к Межрайонной ИФНС России №12 по Воронежской области, управлению ФНС по Воронежской области об отмене внесудебного решения налогового органа № 6 от 11 января 2008 г., внесении записи в ЕГРЮЛ об СТ «Мария ВК» как о действующем юридическом лице,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы Чекин В.А., действующий в собственных интересах и в качестве председателя СТ «Мария ВК», Кущенко В.А., Никитин М.В. обратились в Ленинский районный суд г.Воронежа с указанным административным иском к Межрайонной ИФНС России №12 по Воронежской области, указывая, что они являются учредителя ми СТ «Мария ВК», на основании Решения МИФНС России № 12 по Воронежской области от 05.05.2008 г. в ЕГРЮЛ Садоводческого товарищества (СТ) «Мария ВК» ИНН внесена ошибочная запись о прекращении деятельности юридического лица с 05.05.2008 г. в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Ссылаются на то, что фактически некоммерческая организация с момента государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ продолжает уставную (садоводческо-огородническую) деятельность по зарегистрированному адресу: <адрес> и по месту нахождения обрабатываемых участков: <адрес>.

Указывают, что решением МИФНС России №12 по Воронежской области нарушаются права, свободы и законные интересы участников товарищества, которые после исключения из ЕГРЮЛ СТ «Мария ВК» остаются без правовой основы на обрабатываемых ими участках и не могут оформить права на них, земля выставляется на аукцион. В установленный законом срок с иском не обращались в силу преклонного возраста членов СТ и их неграмотности.

Оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из ЕГРЮЛ сделано на основе двух документов (записи в ЕГРЛ и ): справки об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых счетов (номер документа , дата документа ДД.ММ.ГГГГ), справки о непредставлении ЮЛ в течение последних 12 месяцев документов отчетности (номер документа , дата документа ДД.ММ.ГГГГ). На основании Постановления Конституционного суда РФ от 06.12.2011 г. № 26-П эти документы не могут быть признаны достаточными для прекращения деятельности некоммерческой организации, которой является СТ «Мария ВК».

Просили суд отменить внесудебное решение от ДД.ММ.ГГГГ налогового органа МИФНС России №12 Воронежской области, послужившее основанием к прекращению деятельности садоводческого товарищества «Мария ВК», ИНН , аннулировать запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности Садоводческого товарищества «Мария ВК» ИНН .

В порядке подготовки по делу к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление министерства юстиции России по Воронежской области. Определением Ленинского районного суда г.Воронежа от 27.09.2021 г. Управление министерства юстиции России по Воронежской области из числа лиц, участвующих в деле, было исключено.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области.

Определением Ленинского районного суда г.Воронежа от 15.10.2021 производство по делу в части исковых требований Никитина М.В. прекращено.

15.10.2021 г. Никитина О.П. вступила в административное дело в качестве соистца. От иных лиц ходатайств о вступлении в административное дело в качестве соистцов в порядке части 4 ст. 41 КАС РФ, о присоединении к административным исковым требованиям, соответствующих положению ч.2 ст. 42 КАС РФ, не поступило.

В судебном заседании истца Чекин В.А., Кущенко В.А. заявленные административные исковые требования поддержали по изложенным в административном исковом заявлении доводам.

    Административный истец Никитина О.П., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного ответчика МИ ФНС России №12 по Воронежской области по доверенности Анохина Ю.А. против удовлетворения административных исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Административный ответчик УФНС по Воронежской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя не направил.

В соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав административных истцов, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ст.1).

В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу данного Федерального закона (до 01.07.2002), было обязано в течение шести месяцев со дня вступления его в силу представить в регистрирующий орган (Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, далее - Федеральная регистрационная служба, их территориальные органы) сведения, предусмотренные подпунктами а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.

Указанные сведения юридическому лицу (его уполномоченному лицу) надлежало представить непосредственно в регистрирующий орган в виде сообщения по форме N 17001 "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном по вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" (форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, документ утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2013 N 454).

Невыполнение указанного требования являлось основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ в отношении исключения недействующих юридических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Согласно части 3 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

В силу части 4 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

В соответствии с пунктами 6 - 8 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, садоводческое товарищество "Мария ВК", юридический адрес: <адрес> создано и зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением администрации Верхнехавского района от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению председателя правления Кущенко В.А. (т.1 л.д.21), регистрационный номер юридического лица, созданного до ДД.ММ.ГГГГ .

Обязанность по представлению в регистрирующий орган заявления по форме № Р17001 «Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002», СТ «Мария ВК» не выполнило, в связи с чем сведений в ЕГРЮЛ о данном юридическом лице внесено не было.

В адрес регистрирующего органа из ИФНС России Ленинскому р-ну г.Воронежа поступили документы по исключению из ЕГРЮЛ юридического лица - СТ «Мария ВК», прекратившему свою деятельность.

Согласно справке ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности налоговая отчетность СТ «Мария ВК» не представлялась (т.2 л.д.114).

Согласно справке ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа -С от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов отсутствовали сведения об открытых банковских счетах СТ «Мария ВК» (т.2 л.д.113).

По результатам рассмотрения представленных документов 11.01.2008 МИ ФНС России №12 по Воронежской области было принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (т.2 л.д.121).

Во исполнение положений статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ регистрирующий орган публикует принятые решения о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ.

В (155) часть 2 от ДД.ММ.ГГГГ журнала «Вестник Государственной Регистрации» опубликовано сообщение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в котором указано, что юридическое лицо, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, кредиторы или иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, могут в течение 3 месяцев со дня настоящей публикации направить заявление по адресу регистрирующего органа, принявшего решение о предстоящем исключении, в случае направления указанного заявления решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.

05.05.2008 года регистрирующий орган внес запись об исключении из ЕГРЮЛ СТ «Мария ВК» (ГРН 2083668226497).

Указанные действия регистрирующего органа по исключению СТ «Мария ВК» из ЕГРЮЛ в полной мере соответствуют вышеприведенным требованиям действующего законодательства. Обязанность проводить проверку на предмет осуществления юридическим лицом фактической деятельности на регистрирующий орган не возложена, равно как и не предусмотрены иные критерии для определения недействующего юридического лица, помимо установленных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2011 года N 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина Ф.", следует учитывать, что критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление религиозной организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения религиозной организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли религиозная организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.

Вместе с тем, данное конституционное толкование дано в отношении религиозных организаций, к числу которых СТ «Мария ВК» не относится.

Специфика деятельности СТ «Мария ВК» как некоммерческой организации садоводов, исходя из характера и целей деятельности товарищества не предполагает осуществление деятельности вне материальной основы и сферы имущественных отношений, то есть тех критериев, которые оценивались Конституционным судом РФ применительно к религиозным организациям.

Тем не менее, при рассмотрении настоящего спора об исключении некоммерческой организации из ЕГРЮЛ как недействующей в предмет доказывания входят в том числе обстоятельства фактического осуществления либо не осуществления названным юридическим лицом финансово-хозяйственной деятельности в установленный законом период, предшествовавший принятию решения о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, то есть за 2007 год.

Оценивая доказательства, представленные в материалы дела административными истцами в подтверждение осуществления СТ «Мария ВК» финансово-хозяйственной деятельности (договоры на выполнение работ, акты сверки взаимных расчетов, приходные кассовые ордера (т.1 л.д.245-252, т.2 л.д.1-61)),суд приходит к выводу, что они к спорному периоду не относятся и исполнение каких-либо договорных обязательств, стороной которых являлось СТ «Мария ВК», в спорный период не подтверждают.

Таким образом, суд полагает, что в судебном заседании не нашел подтверждения факт осуществления СТ «Мария ВК» финансово-хозяйственной деятельности в течение 12 месяцев, предшествовавших принятию решения о предстоящем его исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемого решения, действий, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 06 декабря 2011 года N 26-П, в определениях от 17 января 2012 года N 143-О-О и от 17 июня 2013 года N 994-О, такое правовое регулирование, позволяющее исключать юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц по решению наделенного соответствующим полномочием органа исполнительной власти, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.

Закрепленное Конституцией Российской Федерации право каждого на судебную защиту (статья 46) выступает гарантией реализации всех других конституционных прав и свобод, носит универсальный характер и, в силу статьи 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ограничению не подлежит.

Положения пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ должны применяться с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Указанные гарантии направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2015 года N 10-П).

Пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

В силу приведенной нормы права в целях исчисления годичного срока для обращения с жалобой подлежит установлению не только тот факт, когда административные истцы узнали об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, но и когда должны были узнать об этом.

В журнале "Вестник государственной регистрации" от ДД.ММ.ГГГГ ) было опубликовано сообщение о принятом решении МИ ФНС России №12 по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении СТ «Мария ВК» из ЕГРЮЛ, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Запись в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении СНТ из указанного реестра внесена Управлением Федеральной налоговой службы 05.05.2008 года.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.

Принимая во внимание, что информация о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ была опубликована в установленном законом порядке, обязанность регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ законом не установлена, информация об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ является открытой и общедоступной, таким образом, административные истцы должны были узнать об исключении СТ «Мария ВК» из ЕГРЮЛ более чем за год до момента обращения с данным иском.

С даты внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении указанного юридического лица (т.е. ДД.ММ.ГГГГ), до момента обращения в суд с настоящим административным иском (т.е. ДД.ММ.ГГГГ), прошло более 12 лет.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцы пропустили годичный срок, установленный пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ для оспаривания действий по исключению недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд административными истцами не представлено, а приведенные ими доводы уважительными причинами пропуска срока не являются.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 264 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Чекина Виктора Александровича, действующего в собственных интересах и в качестве председателя СТ «Мария ВК», Кущенко Виктора Анатольевича, Никитиной Ольги Петровны к МИФНС №12 г. Воронежа, Управлению ФНС по Воронежской области об отмене внесудебного решения налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ, внесении записи в ЕГРЮЛ об СТ «Мария ВК» как о действующем юридическом лице – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                 И.С.Леденева

Решение в окончательной форме изготовлено 03.11.2021 г.

1версия для печати

2а-3538/2021 ~ М-2330/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Никитина Ольга Петровна
Кущенко Виктора Анатольевича
Чекин Виктор Александрович
Ответчики
МИФНС № 12 по Воронежской области
Управление ФНС по ВО
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Леденева Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
30.04.2021Регистрация административного искового заявления
11.05.2021Передача материалов судье
13.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.06.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.08.2021Предварительное судебное заседание
23.08.2021Судебное заседание
15.09.2021Судебное заседание
27.09.2021Судебное заседание
30.09.2021Судебное заседание
15.10.2021Судебное заседание
20.10.2021Судебное заседание
03.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее