Дело № 2-879/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июля 2014 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего судьи Мох Е.М.,
при секретаре Трубицыной Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, ООО «<данные изъяты>» об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратился с иском к ООО «<данные изъяты>» о возложении обязанности по совершению действий, мотивируя свои требования тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой, проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении многоквартирными домами, находящимися в управлении ООО «<данные изъяты>». В управлении ООО «<данные изъяты>» находятся многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес> <адрес>, дома №№ <адрес>, <адрес> <адрес>. В рамках проверки установлено, что собственниками названного дома принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией ООО «<данные изъяты>». В соответствии с договором на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, заключенным между ООО «<данные изъяты>» и МУП «<данные изъяты>», отходы регулярно вывозятся специализированной организацией. Вместе с тем, ООО «<данные изъяты>» на придомовой территории указанных многоквартирных домов не оборудованы контейнерные площадки, предназначенные для сбора ТБО в соответствии с требованиями закона. Площадки для размещения сборников отходов (контейнерные площадки) должны иметь усовершенствованное покрытие, быть удобными для подъезда специального автотранспорта, производства погрузочно-разгрузочных работ и должны соответствовать требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170. Данные нарушения ведут к ухудшению условий проживания граждан.
На основании изложенного просит обязать ООО «<данные изъяты>» в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170, а также требованиями Санитарных правил содержания территории населенных мест, утвержденных Министерством здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 4690-88 в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести следующие действия: отвести и оборудовать на территории домов по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, дома №№ <адрес> <адрес>, <адрес> контейнерные площадки, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов, а также вблизи данной площадки отвести специальную площадку для сбора крупногабаритного мусора; контейнерную площадку оборудовать специальным ограждением из металлической сетки, препятствующей разносу мусора за пределы площадки; установить на контейнерной площадке, контейнер КЗ-12, для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора для домов по адресам: <адрес> <адрес>, дома №№ <адрес> <адрес>Б, <адрес>.
Впоследствии прокурор требования уточнил, просил обязать администрацию <адрес> в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170, а так же требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 в срок до 01.09.2014г. выделить и оборудовать на территории вблизи домов по <адрес> контейнерные площадки, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов, а также вблизи данных площадок выделить и оборудовать специальную площадку для сбора крупногабаритного мусора. Обязать администрацию <адрес> в срок до 01.09.2014г. установить на контейнерных площадках контейнеры для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора для домов по <адрес> исходя из численности населения. Обязать ТСЖ «<данные изъяты>» обеспечить своевременную уборку контейнерных площадок и систематическое наблюдение за их санитарным состоянием.
Мотивировал изменение требований тем, что в соответствии с ч.2 ст. 13 ФЗ от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ч.З ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.24 ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. Как следует из содержания п. 3.7.1 Правил и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов. Придомовая территория данных жилых домов не передавалась на обслуживание ООО «<данные изъяты>». А также тем, что придомовая территория по <адрес>, дома №№ <адрес> <адрес>, оборудованы контейнерными площадками.
Определением суда от 07.04.2014г. привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> и Отдел архитектуры и градостроительства администрации <адрес>.
В судебном заседании помощник Минусинского межрайонного прокурора Куповасова А.Е. исковые требования (с учетом уточнений) поддержала, дополнительно пояснила, что обращений граждан <адрес> в Минусинскую межрайонную прокуратуру о том, что на территории, прилегающей к домам по <адрес> имеется неубранный мусор не поступало. Исковые требования заявлены в связи с тем, что прокуратурой проводился мониторинг исполнения законодательства в сфере ЖКХ. Информация о нарушениях природоохранного законодательства взята из средств массовой информации, а также из сети «Интернет». По мнению прокурора, факт своевременного вывоза мусора специализированной мусоросборной машиной не влияет на обязанность ответчиков по оборудованию и обслуживанию специальных контейнерных площадок.
Представитель ООО «<данные изъяты>» Гайнулина А.Р. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что на территории, прилегающей к домам по <адрес> не имеется технической возможности для установки контейнеров для сбора мусора. Кроме того, пояснила, что во дворах данных домов отсутствует какое-либо захламление, специализированная машина приезжает убирать мусор по существующему графику, выполнение данных работ контролируется ООО «<данные изъяты>», составляется ежемесячно акт приемки выполненных работ.
Представитель ответчика администрации <адрес> Ольховская Г.В. в судебном заседании исковые требования не признала, представив письменные возражения, в которых, ссылаясь на нормы действующего законодательства, указала, что сбор и вывоз ТБО, оборудование, ремонт и восстановление площадок для контейнеров мусоросборников, образующихся в результате деятельности жильцом многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Заключив с собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по <адрес> договор управления многоквартирным домом, ООО «<данные изъяты>» приняло на себя обязательства обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования нежилыми помещениями собственниками нежилых помещений; обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; решения вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе по вывозу бытовых отходов и крупногабаритного мусора, уборке контейнерных площадок.
Согласно схемам придомовых территорий многоквартирных жилых домов, расположенных по <адрес> следует, что выделить и оборудовать контейнерные площадки, предназначенные для сбора ТБО, а также специальную площадку для сбора крупногабаритного мусора не имеется возможности. Кроме того, для соблюдения установленных требований, предъявляемых к контейнерным площадкам, необходима значительная площадь для обеспечения подъезда к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, наличие освещения и дорожного покрытия в учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора, а также выполнения требований о наличии ограждения из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
На территории вблизи многоквартирных домов, расположенных по <адрес> не имеется достаточной площади для размещения контейнерных площадок для сбора ТБО, а также специальной площадки для сбора крупногабаритного мусора. Во дворах указанных домов расположены коммуникации, поверх которых запрещено устанавливать какие-либо сооружения, в том числе дорожное покрытие, обустроены детские площадки с малыми архитектурными формами, площадки для отдыха пожилых жильцов дома, конструкции для сушки белья, допускать разрушение которых обустройством контейнерных площадок для сбора мусора, однозначно будет противоречить правам и законным интересам неопределенного круга лиц. На основании изложенного, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица отдела архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Зыков Е.В. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в судебное заседание не явилась, представив суду отзыв и дополнение к нему, в котором указала, что в ходе комиссионного осмотра территории домов было установлено, что установить требуемые контейнерные площадки в соответствии с требованиями, предусмотренными СанПин 42-128-4690-88 невозможно. Также в отзыве указано, что в <адрес> сложилась отрицательная практика оборудования контейнерных площадок – после установки контейнеров, от жителей близлежащих домов поступали обращения на переполненные контейнеры, разнос мусора ветром, бродячими собаками, наличие грызунов, размещение площадок вблизи домов и детских площадок. В результате контейнерные площадки были демонтированы собственниками.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
В соответствии с. ч. 1 ст. 22 названного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные требования содержатся в ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» согласно которой отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»)
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, пунктом 3.7.1. которого предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в <адрес> существует схема вывоза бытовых отходов (в том числе крупногабаритного мусора) с помощью специализированных автомашин, подъезжающих дважды в день по расписанию во дворы жилых домов, на основании договоров между управляющими компаниями и Муниципальным унитарным предприятием <адрес> «<данные изъяты>»,
Судом достоверно установлено, что на дворовой территории жилых многоквартирных домов по <адрес> отсутствует какое-либо количество твердых и жидких бытовых отходов размещенных без соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и правил, действующих в РФ.
То есть судом установлено, на момент предъявления требований в суд на территории жилых домов отсутствуют несанкционированные свалки твердых и жидких бытовых отходов.
Прокурор в ходе судебного заседания указанные обстоятельства признал, доказательств обратного суду не представил.
Отсутствие несанкционированных свалок во дворах указанных домов является следствием надлежащей работы как ООО «<данные изъяты>», обслуживающего указанные жилые дома, в части организации рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий, так и администрации <адрес>, в соответствии с действиями которой было организовано Муниципальное унитарное предприятие <адрес> «<данные изъяты>», функциями и задачами которого является сбор и вывоз отходов на полигон, для их утилизации (захоронения).
Организация указанной работы подтверждается материалами гражданского дела и пояснениями ответчиков, а также третьих лиц и не оспаривалась прокурором.
Также судом достоверно установлен факт того, что указанные отходы не складируются для временного хранения где-либо, так как благодаря наличию договорных отношений со специализированной организацией их вывоз производится ежедневно.
Согласно п. 1.2. Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Суд приходит к выводу, что ответчиками разработана и исполняется именно такая система санитарной очистки, в результате которой достигаются поставленные цели - рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразная утилизация бытовых отходов.
Прокурор не представил суду доказательств того, что в результате выделения и оборудования на территории вблизи домов специальных площадок для крупногабаритного мусора система санитарной очистки станет еще лучше.
Отсутствие захламления внутридомовых территорий указанных жилых домов и отсутствие несанкционированных свалок делает выделение и оборудование указанных площадок экономически нецелесообразным в данном конкретном случае, так как не направлено на решение каких-либо задач, требующих вмешательства надзорных органов, следовательно, требования прокурора заявлены в противоречие п. 1.2. Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88.
Также суд установил, что схема вывоза отходов, при которой отходы вывозятся ежедневно, исключает необходимость их временного хранения сроком до 3-х суток в порядке п. 2.2.1.
Также суд приходит к выводу, что прокурор, обратившись в суд с данным иском, не учел положения п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», согласно которому для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Таким образом, Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 и СанПиН 2.1.2.2645-10 (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях) предусматривают процедуру, в результате которой может быть после согласования с архитектором города и Санэпидемстанцией (Роспотребнадзор) определены места временного хранения отходов, либо комиссионно с обязательным составлением актов, которые утверждаются депутатами местных Советов.
Представленный ответчиком акт свидетельствует о том, что представителем Роспотребнадзора, главным архитектором <адрес>, собственниками помещений указанных домов, представителями ООО «<данные изъяты>» установлено, что на территории домов невозможно установить контейнерную площадку для сбора крупногабаритных отходов и твердых бытовых отходов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что само по себе формальное неисполнение установленного нормами СанПиН и Правилами Госстроя России порядка (способа) сбора и вывоза отходов, при осуществлении сбора и вывоза отходов иным способом, не запрещенным Законом не порождает возложение обязанности без наличия существенного нарушения прав кого-либо или угрозы такого нарушения.
Оценивая требования прокурора к ООО «<данные изъяты>» об обязании обеспечения своевременной уборки контейнерных площадок и систематическое наблюдение за их санитарным состоянием суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для их удовлетворения, так как оснований полагать, что данный ответчик в случае установки при необходимости указанных площадок будет нарушать Закон у суда не имеется, прокурор таких доказательств суду не представил. Гражданское законодательство не предусматривает возможности защиты прав на будущее время.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» об обязании выделить и оборудовать вблизи домов по <адрес> контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов и специальную площадку для крупногабаритного мусора, установить на контейнерных площадках контейнеры для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора исходя из численности населения, обязании Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» обеспечить своевременную уборку контейнерных площадок и систематическое наблюдение за их санитарным состоянием - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца с момента принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 04 августа 2014 года.