63RS0№-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2019 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Ессе К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5337/19 по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора к ПАО «Т Плюс» о возложении обязанности согласовать деятельность по забору водных ресурсов,
УСТАНОВИЛ:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения на территории Самарской области законодательства в сфере сохранения водных биологических ресурсов, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности Безымянской ТЭЦ филиала «Самарский» ПАО «Т плюс». Так, Безымянская ТЭЦ в процессе своей деятельности осуществляет забор водных ресурсов из залива <данные изъяты> на основании договора водопользования, заключённого с Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов. Указанная деятельность осуществляется, без согласования с территориальным органом Росрыболовства, что является нарушением закона и интересов Российской Федерации, поскольку, водный объект и обитающие в нём водные биологические ресурсы находятся в федеральной собственности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил обязать филиал «Самарский» ПАО «Т Плюс» согласовать деятельность по забору водных ресурсов из залива <данные изъяты> на основании договора водопользования, заключённого с Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, со Средневолжским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представители ответчиков, действующие на основании доверенности, возражали против удовлетворения заявленных требований, просили в иске отказать.
Представители Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, привлечённых к участию в деле в качестве третьих лиц, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.39 Федерального закона от 10.01.2000 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивают выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению окружающей среды.
Статьей 50 Федерального закона от 20.10.2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством РФ.
Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 года №1045 утверждено Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР.
Пунктом 13 Положения предусмотрено, что при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых, реконструкции и расширении существующих предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоёмах, а также при проведении различных видов работ на этих водоёмах и в их прибрежных полосах (зонах) объединения, предприятия, учреждения и организации обязаны по согласованию с органами рыбоохраны предусматривать в проектах и сметах и осуществлять мероприятия по сохранению: рыбных запасов, а при строительстве плотин мероприятия по полному использованию водохранилищ под рыбное хозяйство.
Согласно п.18 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 года №997 при отборе воды из водоёмов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объём воды и другие), согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использованию объектов животного мира и среды их обитания.
Согласно ст.22 Федерального закона от 24.04.1995 года №52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменения среды обитания объектов животного мира и ухудшения условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основании следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов, иным негативным изменениям окружающей среды.
Из материалов дела следует, что Безымянская ТЭЦ в процессе своей деятельности осуществляет забор водных ресурсов из залива <данные изъяты>.
Материалами дела подтверждается, что указанная деятельность осуществляется на основании договора водопользования от 21.06.2013 года, заключённого с Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, зарегистрированного в Государственном водном реестре.
Установлено, что 23.03.2013 года по обращению Нижне-Волжского бассейнового водного управления, Средневолжским ТУ Росрыболовства согласованы разработанные условия использования водного объекта – залива Самарский Саратовского водохранилища на 19 км от устья, в черте г.о. Самара с целью забора воды для производственных нужд и передачи воды абонентам филиала ОАО «Волжская ТГК» Самарский филиал Безымянской ТЭЦ.
Приказом Росрыболовства от 13.11.2017 года №753 утверждён перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов и государственного надзора за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства» (вместе с «Порядком ведения перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов и государственного надзора за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства»)
Согласно Приложению №1 к приказу Росрыболовства от 13.11.2017 года №753, представляющему перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, предусмотрены отдельные требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи.
Согласно этим требованиям, к лицам и (или) перечню объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования, относятся индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и иную деятельность, оказывающую воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Таким образом, согласование деятельности по забору водных ресурсов вообще, и согласование деятельности по забору водных ресурсов в частности, из залива Самарский <данные изъяты>, представляет собой самостоятельную государственную услугу, оказание которой предусмотрено действующим законодательством, в том числе органами Росрыболовства.
Между тем, соответствующее согласование со Средневолжским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, ответчиком не проведено, поскольку, ответчик по указанному вопросу в уполномоченный орган не обращался.
Согласование органами Росрыболовства ответчику договора водопользования с Нижневолжским БВУ от 21.06.2013 года, является самостоятельной и отдельной государственной услугой, оказываемой хозяйствующим субъектам Федеральным агентством водных ресурсов, которая в действительности не оказана. При таких обстоятельствах, деятельность предприятия ответчика, осуществляется с нарушением требований действующего законодательства.
При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования о возложении на ответчика обязанности согласовать деятельность по забору водных ресурсов, со Средневолжским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Самарского межрайонного природоохранного прокурора – удовлетворить.
Обязать ПАО «Т Плюс» согласовать деятельность по забору водных ресурсов из залива Самарский Саратовского <данные изъяты> основании договора водопользования, заключённого с Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, со Средневолжским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд в апелляционном порядке в течение 30 дней.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья