Дело № 2-2817/2014 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2014 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Н.В. Гладких,
при секретаре Е.А. Городиловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Бахаревой Ю.В. об оспаривании (признании незаконным) бездействия органа государственной власти и возложении обязанности по устранению нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Бахарева Ю.В. обратилась с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти – Главного управления Министерства юстиции России по городу Москве в виде уклонения от ответа на запрос; о возложении обязанности на Главное управление Министерства юстиции России по городу Москве по устранению нарушения путём дачи ответа на обращение.
В обоснование данных требований заявитель Бахарева Ю.В. указала, что она обратилась в Главное управление Министерства юстиции России по городу Москва с запросом о неисполнении предупреждения некоммерческой организацией «<данные изъяты>», причинах неприменения к данной организации методов надзора и контроля, возложенных на Министерство юстиции России. Она не получила ответа на поданный запрос, что нарушает её права на получение информации о деятельности Министерства юстиции России как государственного органа. На основании статьи 23 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» она вправе обжаловать бездействие государственного органа в суд.
Заявитель Бахарева Ю.В. не явилась в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства, просила о рассмотрении дела в её отсутствии и удовлетворении предъявленных требований, что следует из заявления, поданного её представителем Б..
Заинтересованное лицо Главное управление Министерства юстиции России по городу Москве не направило представителя в судебное заседание, извещено о времени и месте судебного разбирательства, представило письменные возражения на заявление о несогласии с предъявленными требованиями. Согласно данным возражениям Бахаревой Ю.В. был дан ответ на поданное обращение. Ответ был направлен почтой в адрес Бахаревой Ю.В., однако организация почтовой связи возвратила почтовое отправление, направленное заявителю. Заявитель Бахарева Ю.В. обратилась в суд с заявлением 13 ноября 2014 года, то есть пропустив трёхмесячный срок, установленный статьёй 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: обращение, поданное Бахаревой Ю.В. подлежало рассмотрению не позднее 04 июня 2014 года, началом течения трехмесячного срока является 05 июня 2014 года, а его окончанием – 05 сентября 2014 года.
Суд, изучив гражданское дело и представленные письменные доказательства, установил следующие обстоятельства.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствие со ст. 256 ГПУК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Бахарева Ю.В. обратилась с заявлением в Главное управление Минюста России по Москве 06.05.2014г., ее заявление подлежало рассмотрению в месячный срок, то есть до 06.06.2014г.
Заявитель Бахарева Ю.В. обратилась с заявлением об оспаривании бездействия Главного управления Минюста России по Москве 20.10.2014г., направив заявление почтовой корреспонденцией из <адрес> в адрес Пермского районного суда Пермского края, что подтверждается штемпелем на почтовом конверте (л.д.6).
В связи с тем, что Бахарева Ю.В. обжалует бездействие государственного органа, что подразумевает длительность характера бездействия, суд считает, что срок исковой давности к таким требованиям не подлежит применению.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с Положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утверждённым Приказ Минюста России от 03 марта 2014 года № 25, Главное управление Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - Главное управление) является территориальным органом Минюста России (пункт 1). Основными задачами Главного управления является осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий и религиозных организаций (подпункт 5 пункта 3).
Главное управление осуществляет следующие полномочия:
осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям, за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации (подпункт 68 пункта 6);
ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций) в соответствующем субъекте Российской Федерации (подпункт 72 пункта 6);
по результатам контроля за деятельностью региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций: выносит предупреждения и вносит представления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации; принимает решения о приостановлении деятельности общественных объединений и их структурных подразделений; обращается в суд с заявлениями о приостановлении деятельности региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий (подпункт 76 пункта 6).
На основании статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Из части 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» следует, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
На основании статьи 8 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователь информацией имеет право:
1) получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
2) отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
3) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен;
4) обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации;
5) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно частям 1, 2 и 6 статьи 18 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователь информацией имеет право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления с запросом как непосредственно, так и через своего представителя, полномочия которого оформляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В запросе указываются почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации (юридического лица), общественного объединения, государственного органа, органа местного самоуправления, запрашивающих информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления. Анонимные запросы не рассматриваются. В запросе, составленном в письменной форме, указывается также наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется запрос, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьёй 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. В ответе на запрос указываются наименование, почтовый адрес государственного органа или органа местного самоуправления, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).
06 мая 2014 года Бахарева Ю.В. подала в Главное управление Министерства юстиции России по городу Москве запрос (обращение) о деятельности указанного органа в отношении организации «<данные изъяты>», не исполняющей требования закона (мерах, принимаемых к указанной организации). Указанное обращение в тот же день принято Главным управлением Минюста России по Москве, что подтверждается отметкой на заявлении (л.д.6).
В данном запросе (обращении) Бахарева Ю.В. указала почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ: <адрес>, индекс №, и адрес электронной почты.
Учитывая изложенные положения закона, суд находит, что закон не содержит требования об обязательном направлении ответа на запрос (обращение) на адрес электронной почты, если в запросе (обращении) указан почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, и запрос (обращение) не имеет форму электронного документа.
В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими. При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.
Из письменных возражений на заявление и документов, представленных заинтересованным лицом Главным управлением Министерства юстиции России по городу Москве, следует, что на обращение, поданное Бахаревой Ю.В. 06 мая 2014 года, подготовлен ответ от 02 июня 2014 года № 77/03-20677. Из содержания ответа на запрос (обращение) следует, что Межрегиональная общественная организация «<данные изъяты>» не исполнила требования, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях», а именно: не представила за 2013 год сведения о продолжении деятельности в уполномоченный орган, не разместила в сети Интернет и не опубликовала в средствах массовой информации отчёт или информацию о продолжении своей деятельности; в отношении указанной общественной организации вынесено предупреждение об устранении нарушения действующего законодательства Российской Федерации. 06 июня 2014 года данный ответ направлен почтой по адресу заявителя: <адрес>, индекс №. 11 июня 2014 года указанное почтовое отправление, адресованное Бахаревой Ю.В., поступило в почтовое отделение <данные изъяты> и возвращено отправителю в связи с выбытием адресата (что следует из почтового штемпеля и отметки о причинах возврата почтового отправления). 18 июня 2014 года почтовое отправление возвращено организацией почтовой связи отправителю (что следует из почтового штемпеля).
Данные обстоятельства подтверждаются доказательствами, которые суд находит допустимыми, последовательными, непротиворечивыми, достоверными: ответом на запрос (обращение) Бахаревой Ю.В., списком № 406 от 06 июня 2014 года простой корреспонденции, отправленной Главным управлением Министерства юстиции России по городу Москве, почтовым конвертом, в котором Бахаревой Ю.В. направлен ответ на обращение (л.д.34-46).
Представитель заявителя Бендюрин А.В. представил в суд ходатайство о направлении запроса в почтовое отделение с целью получения сведений о поступлении на имя Бахаревой Ю.В. письма, причинах не вручения данного письма Бахаревой Ю.В.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства. Суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его в суд или передает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.
Суд считает, что указанное ходатайство не подлежит удовлетворению, так как заявитель Бахарева Ю.В. и её представитель Б. не указали причины, препятствующие получению ими самостоятельно сведений о поступлении почтового отправления и результате его доставки адресату, в том числе не представили доказательства, подтверждающие затруднительность самостоятельного получения таких сведений.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответ на обращение Бахаревой Ю.В., поданное в орган государственной власти 06 мая 2014 года, было рассмотрено, и ответ на запрос (обращение) направлен в адрес заявителя, указанный в обращении, в установленный законом тридцатидневный срок.
При указанных обстоятельствах суд считает, что орган государственной власти в лице Главного управления Министерства юстиции России по городу Москве исполнило обязанность по рассмотрению запроса (обращения) гражданина в пределах полномочий, предоставленных законом данному органу.
Факт неполучения ответа на обращение не указывает на наличие бездействия Главного управления Министерства юстиции России по городу Москве, поскольку заявитель Бахарева Ю.В. не получила ответ на поданное обращение по причинам, которые не зависели от указанного органа государственной власти.
При таких обстоятельствах суд считает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования о признании бездействия органа государственной власти – Главного управления Министерства юстиции России по городу Москве в виде уклонения от ответа на запрос (обращение).
В связи с тем, что все документы по рассмотрению заявления Бахаревой Ю.В., поступили по запросу суда в адрес Пермского районного суда, заявитель (либо ее представитель) вправе получить копии указанных документов из материалов гражданского дела, в соответствие со ст. 35 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Бахаревой Ю.В. об оспаривании (признании незаконным) бездействия Главного управления Министерства юстиции России по городу Москве в виде уклонения от ответа на запрос и возложения обязанности по устранению нарушения путём выдачи ответа на запрос, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда (подпись)
Справка
Решение в окончательной форме принято 10 декабря 2014 года.
<данные изъяты>
Судья Гладких Н.В.