Дело № 2-868/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2012 года
г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
Судьи Пахаревой Н.Ф.,
при секретаре Жигаловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по иску
ФИО1 к
администрации муниципального образования городское поселение <адрес>
о возложении обязанности предоставления жилого помещения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городское поселение <адрес> о возложении обязанности предоставления жилого помещения, мотивируя свои требования следующим. Он зарегистрирован по адресу <адрес>. Постановлением главы администрации муниципального образования городское поселение Зеленоборский на основании акта межведомственной комиссии <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, дом признан непригодным для дальнейшего проживания. Просит суд обязать ответчика предоставить ему жилое помещение вне очереди.
В судебном заседании ФИО1 участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
В судебном заседании представитель ответчика участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представлен ответ на запрос суда, из которого следует, что администрацией муниципального образования городское поселение <адрес> не принималось решение об изъятии жилого помещения, с истцом отсутствует соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, <адрес> в программу по переселению из ветхого жилого фонда не включён, истец малоимущим гражданином не признавался.
Изучив материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>.
Постановлением администрации муниципального образования городское поселение <адрес> <адрес> с подведомственной территорией <номер> от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, <адрес> признан несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. МКУ ОГХ предписано принять меры по сносу домов после расселения жителей.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 на учёте в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в связи с признанием малоимущим не состоит, не признан в установленном порядке малоимущим.
Как следует из пояснений ответчика и подтверждается пояснениями истицы, <адрес> в программе, предусмотренной Федеральным законом № 185-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не состоит.
В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Частью 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе учет муниципального жилищного фонда, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
В силу части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъясняет, что судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
При таких обстоятельствах, учитывая, что решение органом местного самоуправления об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не принималось, соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену, не достигнуто, исковые требования не подлежат удовлетворению, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд должен отметить, что Жилищный кодекс Российской Федерации не регулирует порядок возмещения собственнику расходов при изъятии жилого помещения при признании дома аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищный кодекс Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Исходя из этого, при определении порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при сносе дома по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, следует руководствоваться положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования городское поселение <адрес> о предоставлении жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца.
Судья
Кандалакшского районного суда Н.Ф. Пахарева