24RS0019-01-2018-000143-35
Дело № 2-116/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 ноября 2018 года Красноярский край
город Игарка
Игарский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Безруковой О.В.,
при секретаре Труновой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Истоминой Н.А. к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению комбинированного вида «Детский сад «Сказка» <адрес>» о взыскании заработной платы,
у с т а н о в и л:
Истомина Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению комбинированного вида «Детский сад «Сказка» <адрес>» о взыскании заработной платы. Требования мотивирует тем, что она работает в учреждении ответчика подсобной рабочей с окладом 2.552 руб. При выплате заработной платы ответчик нарушает требования статей 133, 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку размер начисленной работнику заработной платы за май, июль месяцы 2018 года составил менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом для лиц, работающих в районах Крайнего Севера. Просит взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад «Сказка» <адрес>» в свою пользу не начисленную заработную плату за указанный период в общей сумме 9.920 руб. 40 коп.
Истец Истомина Н.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела исковые извещена, представила суду заявление просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад «Сказка» <адрес>» ФИО6 занимающая должность директора, извещенная о месте и времени слушания дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явилась. Представила суду заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ Игарского городского суда <адрес> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление образования администрации <адрес> и администрация <адрес>.
Представители администрации <адрес> и Управления образования администрации <адрес>, извещенных о месте и времени слушания дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились. <адрес> о причинах неявки своего представителя суд не уведомила, возражений против заявленных исковых требований не представила.
Управление образования администрации <адрес> представило в суд возражения, из которых следует, что при начислении заработной платы истцу Управление образования руководствовалась статьями 129, 133 Трудового кодекса Российской Федерации, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений). Считая, что при начислении заработной платы истцу исполнены требовании действующего законодательства, просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления образования.
В силу ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав и не препятствует рассмотрению дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявка лиц, перечисленных в ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не может рассматриваться как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
В этой связи, полагая, что лица, участвующие в деле, определили порядок защиты процессуальных прав истца, суд с учетом приведенных выше норм права, руководствуясь требованиями частей 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания гражданского дела.
Изучив материалы гражданского дела в полном объеме, оценивая представленные доказательства в их совокупности с позиции достоверности, достаточности и объективности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом суд руководствуется следующим.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации). Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размета оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особым климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплат труда, установленного федеральным законом, после чего у ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, в п. 42 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающими по трудовому договору, то есть является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещение дополнительных материальных и физиологических затрат работников, вязанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписания статья 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
На федеральном уровне до настоящего времени соответствующих постановлений не принято, поэтому в силу части 1 статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации к заработной плате работников подлежат применению районные коэффициенты (для производственных и непроизводственных отраслей экономики) и процентные надбавки, установленные органами государственной власти бывшего Союза ССР или органами государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президиума Верховного ФИО1 ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Указом Президиума Верховного ФИО1 ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в районах Крайнего Севера к заработной плате работников начисляется надбавка к их месячному заработку в размере 80%.
Согласно п. 4 Приложения к Постановлению Государственного комитета ФИО1 по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (с изм., внесенными Постановлением Госкомтруда ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №) в городе <адрес> к заработной плате работников применяется районный коэффициент 1,60.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен с ДД.ММ.ГГГГ в размере 11.163 руб. в месяц.
Таким образом, заработная плата работников, осуществляющих работу в городе <адрес>, отнесенному к районам Крайнего Севера, при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении норм труда с ДД.ММ.ГГГГ должна быть не ниже 11.163 руб. месяц без учета районного коэффициента и полярной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, а с учетом указанных компенсационных выплат не ниже 26.791 руб. 20 коп. (11.163 руб. (минимальный размер оплаты труда) + 6.697 руб. 80 коп. (районный коэффициент 60 %) + 8.930 руб. 40 коп. (максимальная процентная надбавка 80%)).
Судом установлено, что ФИО2 работает вмуниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида «Детский сад «Сказка» <адрес>»с ДД.ММ.ГГГГ подсобной рабочей. По условиям трудового договора работнику установлен оклад, районный коэффициент 60 %, надбавка за работу в районах Крайнего Севера 80 %. С учетом всех компенсационных выплат за май, июль месяцы 2018 года истцу была начислена и выплачена заработная плата в размере меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда работников, работающих в районах Крайнего Севера. Так, согласно расчетным листкам заработная плата истцу за указанный период выплачивалась по 21.831 руб. ежемесячно.
Доводы Истоминой Н.А. о том, что в спорный период при отработаннойнорме рабочего времени ей была начислена заработная плата в меньшем размере, чем подлежала начислению исходя из минимального размера оплаты труда, суд находит обоснованными, а требования о взыскании с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад «Сказка» <адрес>» не начисленной заработной платы подлежащими удовлетворению.
Таким образом, с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад «Сказка» <адрес>» в пользу Истоминой Н.А. за май, июль 2018 года должна быть взыскана не начисленная заработная плата в общей сумме 9.920 руб. 40 коп., исходя из следующего расчета: (26.791 руб. 20 коп. (подлежало начислению ежемесячно) - 21.831 руб. (начислено фактически ежемесячно) = 4.960 руб. 20 коп. х 2 мес.).
Доводы Управления образования администрации <адрес> о том, что заработная плата начислялась истцу в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений) и аналогичными положениями муниципальных правовых актов, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ минимальная заработная плата на территории <адрес> установлена в размере 21.831 руб. в месяц, суд находит несостоятельными, поскольку указанный <адрес> в части установления минимального размера заработной платы на территории <адрес>, противоречит положениям Трудового кодекса Российской Федерации, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, что является нарушением требований ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу положений ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истцы по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому с ответчика в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Истоминой Н.А. к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению комбинированного вида «Детский сад «Сказка» <адрес>» о взыскании заработной платы удовлетворить.
Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад «Сказка» <адрес>» в пользу Истоминой Н.А. не начисленную заработную плату за май, июль месяцы 2018 года в общей сумме 9.920 (девять тысяч девятьсот двадцать) руб. 40 коп.
Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад «Сказка» <адрес>» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Игарский городской суд Красноярского края.
Председательствующий О.В. Безрукова