Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-132/2020 от 03.07.2020

УИД 57RS0(номер обезличен)

производство №-12-132/2020

Р Е Ш Е Н И Е

11 сентября 2020 года                                                                        город Орел

Судья Заводского районного суда города Орла Щербаков А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» на постановление (номер обезличен) старшего государственного инспектора по Орловской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от (дата обезличена) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением (номер обезличен) старшего государственного инспектора по Орловской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора) ФИО1 от (дата обезличена), общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (далее – ООО «УК «Зеленая роща») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «УК «Зеленая роща» обратилось в суд с жалобой, указав, что обжалуемым постановлением установлено отсутствие организации исполнения условий схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Орловской области.

Считает, что заявитель не является субъектом вменяемого правонарушения, в действиях общества отсутствует вина в совершении правонарушения. На основании Соглашения (номер обезличен) от (дата обезличена) заявителю присвоен статус регионального оператора по обращению твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Орловской области сроком на 10 лет. Содержание указанного Соглашения регламентируется статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах).

Указывает, что в силу норм действующего законодательства (статьи 6 и части 1 статьи 24.6 Закона об отходах), система обращения с отходами в Российской Федерации предусматривает, что организация сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъекта РФ, а обеспечение того, что организовал субъект, относится к компетенции регионального оператора.

По мнению заявителя, указание в резолютивной части оспариваемого постановления, что заявителем не организовано исполнение условий схемы в области обращения с отходами исключает наличие вины общества, поскольку полномочия организации реализации обращения с отходами в компетенцию регионального оператора не входят. На территории Орловской области организация сбора, транспортирования, обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов в 2019 году осуществлялась в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Орловской области, утвержденной приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области №-313 от 12.10.2016 (в редакции приказа Департамента №454/1 от 17.09.2018). Реализация Территориальной схемы обеспечивалась заявителем посредством заключения соответствующих договоров на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, оказания услуг по обработке отходов, оказания услуг по захоронению отходов.

Согласно Перспективной логистической модели (Приложение В1 к Территориальной схеме), отходы, прошедшие сортировку акционерного общества «Экосити» (далее – АО «ЭкоСити») подлежали накоплению на площадке временного накопления, расположенной по адресу (адрес обезличен). По данному адресу расположено 6 земельных участков, их которых ни один не имеет целевого назначения и разрешенного использования - площадка временного накопления, а так же не определен хозяйствующий субъект, который вправе осуществлять временное накопление остатков после сортировки отходов. Ссылается на информацию, полученную от администрации (адрес обезличен) о том, что на земельных участках, расположенных по адресу: (адрес обезличен) не определен участок для временного накопления отходов.

Полагает, что на начало деятельности регионального оператора, действующей Территориальной схемой обращения с отходами не организован замкнутый цикл обращения с отходами, так как для отходов, прошедших сортировку АО «Экосити», не определен конечный пункт их размещения, в то время, как временное накопление отходов на предполагаемом участке на (адрес обезличен) не могло осуществляться, вследствие отсутствия предназначенного для этого участка и хозяйствующего субъекта, обеспечивающего его эксплуатацию и осуществляющего деятельность по временному накоплению отходов. Указывает, что заявитель не имел возможности реализовать замкнутый цикл и обеспечить перемещение остатков отходов после сортировки на объект по (адрес обезличен), поскольку на период действия территориальной схемы такой объект не существовал. Вследствие того, что затраты на временное накопление твердых коммунальных отходов не включаются в единый предельный тариф регионального оператора, ООО «УК «Зеленая роща» не проводило аукцион и не заключало договор на оказание услуг по транспортированию остатков после сортировки отходов для Орловской технологической зоны.

Приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (номер обезличен) от (дата обезличена) была утверждена новая Территориальная схема обращения с отходами, для отходов, образуемых в Орловской технологической зоне и подлежащих обработке на МСК АО «Экосити» предусмотрен объект захоронения - полигон захоронения ТКО ООО «Экостройсервис» ((адрес обезличен) с кадастровыми номерами участков: (номер обезличен)1). Общество с ограниченной ответственностью «Экостройсервис» является эксплуатирующей полигон организацией.

В целях реализации Территориальной схемы обращения с отходами, между ООО «УК «Зеленая роща» и ООО «ЭкоТекСити» (дата обезличена) был заключен договор на оказание услуг по транспортированию остатков после сортировки твердых коммунальных отходов, образующихся в результате обработки №ЭА-0-2020-16, где объектом захоронения отходов, то есть (конечной точкой оказания услуги по транспортированию остатков после сортировки отходов определен полигон захоронения отходов ООО «Экостройсервис» (адрес обезличен).

При этом, территориальная схема, и условия тарифного регулирования предусматривают транспортирование остатков после сортировки отходов на объект захоронения начиная с (дата обезличена). Вместе с тем, начиная с (дата обезличена) АО «Экосити» не предоставляет возможности специализированному транспорту ООО «ЭкоТекСити» осуществлять транспортирование остатков после сортировки отходов, а кроме того АО «Экосити» в судебном порядке оспаривает итоги электронного аукциона и заключение договора на оказание услуг по транспортированию остатков после сортировки отходов.

Считает, что ООО «УК «Зеленая роща», как региональный оператор, не приобретает право собственности на отходы, обращение с которыми осуществляется в рамках его деятельности, а выводы обжалуемого постановления о принадлежности остатков после сортировки отходов заявителю, не соответствуют фактическим обстоятельствам.

Ссылается на то, что пунктом 1.7. Договора на оказание услуг по обработке отходов не определено право собственности регионального оператора на остатки после сортировки отходов, а аналогичный пункт договора решением Арбитражного суда Орловской области от (дата обезличена) по делу №А48- 8865/2019 по иску ООО «УК «Зеленая роща» к ООО «Экоград» признан недействительным.

Указывает, что состав административного правонарушения части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, является формальным, в связи с чем административная ответственность наступает с момента совершения действий или бездействия, составляющих объективную сторону, из содержания обжалуемого постановления не усматривается, какие именно действия (бездействие) совершены заявителем, вызвавшие нарушения в области охраны окружающей среды и какие действия (бездействие) регионального оператора образуют состав вменяемого правонарушения.

В связи с этим, заявитель жалобы считает, что в действиях ООО «УК «Зеленая роща» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в связи с чем просил суд обжалуемое постановление отменить, а производство по делу – прекратить.

В дальнейшем, жалоба на постановление была дополнена заявителем, указанием на отсутствие в протоколе по делу об административном правонарушении указаний на время совершения административного правонарушения.

Представитель ООО «УК Зеленая роща» Сидорова О.В. при рассмотрении жалобы в судебном заседании доводы жалобы поддержала.

Должностное лицо Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, а также представитель Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 (доверенность (номер обезличен) от (дата обезличена)) в судебном заседании доводы жалобы не признали, заявив, что правонарушение имело место и выражалось в бездействии ООО «УК «Зеленая роща», которое, будучи в силу закона ответственным за весь цикл обращения с отходами, не обеспечено перемещение остатков от сортировки отходов от объекта обработки АО «ЭкоСити» к месту размещения (захоронения) согласно территориальной схеме.

Заслушав указанных выше лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела об административном правонарушении, а также представленные доказательства, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №-7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 24 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами,

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» предусмотрено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №-1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Пунктом 10 статьи 24.6 Закона об отходах определено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

В силу пункта 23 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 №-1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. N 641» в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что при административном расследовании отношении АО «ЭкоСити» Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора был проведен осмотр территории, на которой хозяйствующий субъект осуществляет деятельность (протокол осмотра от (дата обезличена) (номер обезличен) От-Ш), в ходе которого было установлено, что АО «ЭкоСити» накапливает отходы после сортировки ТКО на земельном участке с кадастровым номером (номер обезличен) (г. Орёл, (адрес обезличен)).

Предназначенная для накопления отходов после сортировки ТКО специализированная площадка на земельном участке с кадастровым номером (номер обезличен):1 заполнена (протокол осмотра от (дата обезличена) (номер обезличен) От-Ш).

На основании соглашения от (дата обезличена) (номер обезличен)-д/18, заключённого с Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области ООО «УК «Зелёная роща» с (дата обезличена) приступило к осуществлению функций регионального оператора по обращению с отходами на территории региона.

Согласно договору на оказание услуг по обработке отходов от (дата обезличена) (номер обезличен) заключенного между АО «ЭкоСити» и ООО «УК «Зеленая роща» отходы после обработки ТКО на мусороперегрузочной станции АО «ЭкоСити» принадлежат ООО «УК «Зелёная роща».

Из письма из Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от (дата обезличена) (номер обезличен)исх за период с января 2020 года отходы после сортировки ТКО от АО «ЭкоСити» на объект размещения отходов специализированной организации для размещения не поступали.

Территориальной схемой по обращению с ТКО на территории Орловской области, утверждённой приказом Департамента строительства, топливно- энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от (дата обезличена) (номер обезличен) установлены потоки движения ТКО от мест накопления (образования), до мест обработки, далее от мест обработки до конечного пункта.

Территориальной схемой (приложение В1) определен объект на который должны транспортироваться отходы после сортировки ТКО от АО «ЭкоСити» -полигон захоронения ТКО ООО «Экостройсервис».

Уставлено и не оспаривалось представителем ООО «УК «Зеленая роща», что в 2019-2020 годах отходы после сортировки ТКО с территории предприятия (г. Орёл, (адрес обезличен)) не вывозились.

Из обжалуемого постановления следует, что ООО «УК «Зелёная роща» допустило нарушение вышеперечисленных требований законодательства РФ об отходах производства и потребления, не организовав исполнение условий схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Орловской области, не обеспечив перемещение остатков от сортировки отходов от объекта обработки к месту размещения (захоронения).

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из пунктов 1.2 и 1.3 договора на оказание услуг по обработке отходов от (дата обезличена) (номер обезличен) заключенного между АО «ЭкоСити» и ООО «УК «Зеленая роща» доставка отходов на объект АО «ЭкоСити» и их передача исполнителю осуществляется силами перевозчиков отходов, являющихся для регионального оператора исполнителями услуг по вывозу отходов.

Доставка отходов на объект осуществляется в соответствии с Территориальной схемой по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области, утвержденной Приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от (дата обезличена) (номер обезличен) «О внесении изменений в приказ Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами», согласно договорам на оказание услуг по транспортированию отходов, заключенным между ООО «УК Зеленая роща» и перевозчиками отходов.

Способ накопления (складирования) отходов определяется АО «ЭкоСити» согласно требованиям действующего законодательства в области обращения с отходами (пункт 1.5 договора).

(дата обезличена) между ООО «УК «Зеленая роща» и ООО «Экотэксити» был заключен договор №-ЭА-О-2020-16 на оказание услуг по транспортированию остатков после сортировки твердых коммунальных отходов, образующихся в результате обработки, в соответствии с которым ООО «Экотэксити» приняло на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию остатков сортировки твердых коммунальных отходов, отнесенных к твердым коммунальным отходам от объекта обработки ТКО до объекта размещения отходов, а ООО «УК «Зеленая роща» обязалось оплачивать его услугу    в пределах зоны деятельности регионального оператора, на которой оказываются услуги в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами.

Пунктом 1.3 указанного договора было определено место оказания услуг: объект обработки отходов - МСК АО «ЭкоСити» ((адрес обезличен)); Объект захоронения отходов - полигон захоронения ООО «Экостройсервис» (Орловская область, (адрес обезличен)).

Из материалов дела и показаний свидетелей, представителя АО «ЭкоСити» ФИО5 и представителя ООО «ЭкоТекСити» ФИО6 следует, что при исполнении указанного договора, между хозяйствующими субъектами ООО «УК «Зеленая роща», АО «ЭкоСити» и ООО «ЭкоТекСити» возникли разногласия по поводу организации отгрузки с объектов АО «ЭкоСити» остатков сортировки твердых коммунальных отходов, в частности, графика и оплаты погрузочных работ.

В отсутствие согласованных условий графика и оплаты отгрузки остатков сортировки твердых коммунальных отходов вывоз указанных остатков с территории АО «ЭкоСити» перевозчиком ООО «ЭкоТекСити» был невозможен, в связи с чем было невозможным и исполнение ООО «УК «Зеленая роща» своих обязательств регионального оператора по исполнению условий Территориальной схемы обращения с отходами в части обеспечения перемещение остатков от сортировки отходов от объекта обработки к месту размещения (захоронения).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При установленных в суде обстоятельствах принятия ООО «УК «Зеленая роща» всех зависящих от него мер для соблюдения норм Закона об отходах, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, постановление старшего государственного инспектора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, вынесенное (дата обезличена) в отношении ООО «УК «Зеленая роща» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению за отсутствием в действиях ООО состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» - удовлетворить, постановление (номер обезличен) старшего государственного инспектора по Орловской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от (дата обезличена) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить, производство по делу прекратить по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд города Орла в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья:

12-132/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО "УК "Зелёная роща"
Суд
Заводской районный суд г. Орла
Судья
Щербаков Александр Валерьевич
Статьи

КоАП: ст. 8.2 ч.1

Дело на странице суда
zavodskoy--orl.sudrf.ru
03.07.2020Материалы переданы в производство судье
03.07.2020Истребованы материалы
17.07.2020Поступили истребованные материалы
12.08.2020Судебное заседание
26.08.2020Судебное заседание
04.09.2020Судебное заседание
07.09.2020Судебное заседание
11.09.2020Судебное заседание
14.09.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
14.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее