Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-570/2018 (2-9369/2017;) ~ М-7150/2017 от 28.09.2017

                                                                                                                           Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский                                                               ДД.ММ.ГГГГ

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Тузовской Т.В.,

при секретаре ФИО3,

с участием представителя истца ФИО4,

представителя третьего лица ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об обязании изъять для муниципальных нужд земельный участок и выкупить нежилое помещение,

у с т а н о в и л:

ФИО1 предъявил иск к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее Администрации ПКГО) об обязании изъять для муниципальных нужд земельный участок и выкупить нежилое помещение, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Истец является собственником нежилого помещения 39, общей площадью 35,6 кв.м., расположенного на 1 этаже в многоквартирном доме по <адрес> г. Петропавловске-Камчатском, в рамках принятой муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа на 2014-2017 годы» утвержденной постановлением администрации ПКГО от ДД.ММ.ГГГГ указанный выше многоквартирный дом входит в перечень жилых домов, подлежащих сносу, сейсмоусиление или реконструкция которых нецелесообразна. Жилые помещения данного дома расселены в 2015 году в рамках реализации подпрограммы 2 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения государственной программы Камчатского края «обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ . ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Комитет по управлению имуществом администрации ПКГО (далее Комитет) о предоставлении информации о решении вопроса по выкупу его нежилого помещения в связи с расселением <адрес> и отключением всех коммуникаций. Комитет сообщил, что изъятие нежилого помещения путем его выкупа в указанной выше программе не предусмотрено. Нежилое помещение истца находиться на первом этаже многоквартирного <адрес> и самостоятельное осуществление его сноса, без сноса всего дома невозможно, все квартиры в указанном доме освобождены, поскольку все жильцы расселены, а все коммуникации отключены, в связи с чем, истец не может использовать свое нежилое помещение по назначению.

На основании изложенного, истец просит обязать администрацию ПКГО изъять для муниципальных нужд земельный участок, расположенный по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, обязать ответчика выкупит нежилое помещение, принадлежащие истцу на праве собственности рыночной стоимостью 2900000 руб., а также взыскать с ответчика уплаченную истцом при подачи искового заявления государственную пошлину в размере 600 руб.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации ПКГО, Управление финансов администрации ПКГО и Управление экономического и имущественного развития администрации ПКГО. Также в судебном заседании истец уточнил исковые требования и просил не выкупить его нежилое помещение, а взыскать с администрации ПКГО за счет средств казны ПКГО в его пользу 2900000 руб.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истца предоставил заявление об уточнении исковых требований, согласно которому истец увеличил исковые требования и просил обязать ответчика изъять для муниципальных нужд земельный участок для эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, обязать ответчика изъять путем выкупа для муниципальных нужд в собственность муниципального образования Петропавловск-Камчатского городского округа, принадлежащее на праве собственности ФИО1 нежилое помещение 39, общей площадью 35,6 кв.м., расположенное в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, с определением стоимости в размере 2900000 руб., прекратить право собственности истца на указанное жилое помещение.

ДД.ММ.ГГГГ принят отказ представителя истца ФИО7 от исковых требований к администрации ПКГО в части прекращения право собственности ФИО1 на нежилое помещение, расположенное в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, о чем вынесено отдельное определение.

Так, окончательно определившись с исковыми требованиями, истец просит обязать администрацию ПКГО изъять для муниципальных нужд земельный участок для эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, обязать ответчика выкупить для муниципальных нужд в собственность муниципального образования Петропавловск-Камчатского городского округа, принадлежащее на праве собственности ФИО1 нежилое помещение 39, общей площадью 35,6 кв.м., расположенное в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, с определением стоимости в размере 2900000 руб.

Истец ФИО1 о времени и месте проведения судебного заседания извещен, согласно ходатайству просил дело рассмотреть в его отсутствие с участием его представителя по доверенности ФИО8.

Представитель истца ФИО9 действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования в окончательной редакции поддержал в полном объеме, также поддержал все ранее им сказанное. Дополнительно сообщил, что обязательство по изъятию земельного участка возлагается на ответчика, согласно ст. 32 ЖК РФ, относительно требований истца просил применить аналогию закона и обязать администрацию ПКГО решить вопрос по изъятию земельного участка и по выкупу нежилого помещения истца.

Ответчик администрация ПКГО извещены надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направили, ранее предоставляли письменные возражения на исковое заявления и дополнения к ним.

Представитель третьего лица Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации ПКГО ФИО10 действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении требований истца отказать, поскольку оснований для изъятия земельного участка для муниципальных нужд нет, никаких решений органами по изъятию не принималось.

Третьи лица Управление финансов администрации ПКГО и Управление экономического и имущественного развития администрации ПКГО извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суд не уведомили.

Выслушав представителей истца, третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1-3 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ч. 1 ст. 209 ГК РФ).

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 6 ст. 279 ГК РФ сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения (п.п. 1, 2, 4 ст. 281 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

В силу пп. 4 п. 2, п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 данной статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции). Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 ЗК РФ, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 данного Кодекса.

В соответствии с п.п. 1, 2, 7, 10 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 данной статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Постановлением Правительства Камчатского края от 22.11.2013 года № 520-П утверждена Государственная программа Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края».

В соответствии с муниципальной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа на 2014-2017 годы», утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.11.2013 года № 3195, одной из целей которой является ликвидация аварийных и подлежащих сносу жилых домов в Петропавловск-Камчатском городском округе, программные мероприятия включают в себя выкуп нежилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или предприятиям с частной формой собственности по рыночной стоимости в целях реализации указанной программы.

В судебном заседании установлено, что истец на основании договора купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником нежилого помещения 39, общей площадью 35,6 кв.м, расположенного на 1 этаже <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском (л.д. 22-25, 26, 27, 92).

Согласно Приложению 2 к муниципальной программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа", утвержденной Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ , <адрес> включен в список жилых домов, подлежащих сносу, сейсмоусиление или реконструкция которых нецелесообразны.

ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в Комитет по управлению имуществу администрации ПКГО с заявлением с просьбой предоставить информацию о состоянии решения вопроса по выкупу либо выделении аналогичного по площади помещения в связи с расселением указанного выше дома (л.д. 37).

Из ответа Комитета на заявление истца усматривается, что изъятие нежилого помещения, расположенного в <адрес> путем выкупа программой, утвержденной Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ , не предусмотрено (л.д. 38.).

Также истец обращался с заявлениями в прокуратуру г. Петропавловска-Камчатского с просьбой разрешить его вопрос о выкупе принадлежащего ему нежилого помещения или предоставления иного помещения, а также осуществить прокурорский надзор, истцу был дан ответ с рекомендацией обратиться в суд (л.д. 39-47).

В подтверждение величины рыночной стоимости нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> истец представил суду отчет об оценке, выполненный ИП ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым рыночная стоимость указанного помещения составляет 2900000 руб. (л.д.48-85).

Разрешая заявленные истцом требования, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

Из указанных правовых норм и изложенных разъяснений, следует, что при изъятии у собственника путем выкупа жилого помещения, находящегося в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, либо при предоставлении такому собственнику другого жилого помещения на основании соглашения с ним соблюдение предварительной процедуры, установленной ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является обязательным.

При рассмотрении дела нашло свое подтверждение, что <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском аварийным не признан.

В соответствии с Приложением 2 к муниципальной программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа", утвержденной Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ , указанный дом признан подлежащим сносу, сейсмоусиление или реконструкция которого нецелесообразна.

Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (ч. 1 ст. 55 ГПК РФ).

В соответствии со ст.ст. 56 и 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Оценив все имеющиеся в деле доказательства, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, с учетом приведенных выше норм права суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца у суда не имеется.

    Доводы представителя истца об обратном основаны на неправильном толковании закона.

Иные доводы представителя истца, не влияют на принятие решения, в связи с чем не принимаются судом во внимание.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 35,6 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2900000 ░░░., ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                 ░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░:

░░░░░                                                                                                            ░.░. ░░░░░░░░░

2-570/2018 (2-9369/2017;) ~ М-7150/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Духович Андрей Вячеславович
Ответчики
Администрация ПКГО
Другие
Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений Администрации ПКГО
Управление Росреестра по Камчатскому краю
Управление финансов Администрации ПКГО
Управление экономического и имущественного развития Администрации ПКГО
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края
Судья
Тузовская Татьяна Валерьевна
Дело на сайте суда
p-kamchatsky--kam.sudrf.ru
28.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.09.2017Передача материалов судье
03.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.01.2018Предварительное судебное заседание
17.01.2018Судебное заседание
26.02.2018Судебное заседание
18.04.2018Судебное заседание
26.04.2018Судебное заседание
28.05.2018Судебное заседание
07.06.2018Судебное заседание
13.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2018Дело оформлено
31.10.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее