Дело № 2а-59/22
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино 21 февраля 2022 года
Кривошеинский районный суд Томской области в составе
председательствующего судьи Серазетдинова Д.Р.,
при секретаре Сергун Н.А.,
с участием представителя административного истца –
помощника прокурора Кривошеинского района Хоменко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кривошеинского района Томской области о признании незаконным бездействия администрации Петровского сельского поселения и возложении на административного ответчика обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований к условиям содержания и эксплуатации мест захоронения на территории Петровского сельского поселения Кривошеинского района,
установил:
прокурор Кривошеинского района Томской области обратился в Кривошеинский районный суд Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Петровского сельского поселения выразившееся в непринятии мер по оборудованию площадок для мусоросборников, по обеспечению контейнерами для мусора на территориях кладбищ Петровского сельского поселения и возложении на административного ответчика обязанности с учетом уточненных требований в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить контейнерами для мусора территории кладбищ Петровского сельского поселения, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами № (<адрес> «<данные изъяты>») и № (<адрес>) № (<адрес>), обязать администрацию Петровского сельского поселения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать площадки для мусоросборников на территориях кладбищ Петровского сельского поселения, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами № (<адрес> «<данные изъяты>»), № (<адрес>), № (<адрес>).
В обоснование заявленных требований административный истец, сославшись на положения ст. 42, 132 Конституции Российской Федерации, ст. 5, 11 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов: от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.23 ч.1 ст.16), от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (ст. 4, 17, 18), от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст.ст. 1, 11), п.п. 3,65, Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. №3, п.20 ст.4 Устава муниципального образования Петровского сельское поселение, указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, выявлены нарушения со стороны Администрации Петровского сельского поселения, а именно: не обеспечены контейнерами для мусора территории кладбищ Петровского сельского поселения, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами № (<адрес> «<данные изъяты>») и № (д<адрес>) № (<адрес>), не оборудованы площадки для мусоросборников на территориях вышеуказанных кладбищ.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила исковые требования, с учетом их уточнения, удовлетворить в полном объеме.
Просит признавать незаконным бездействия администрации Петровского сельского поселения выразившееся в непринятии мер по оборудованию площадок для мусоросборников, по обеспечению контейнерами для мусора на территориях кладбищ Петровского сельского поселения и обязать административного ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить контейнерами для мусора территории кладбищ Петровского сельского поселения, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами № (<адрес> «<данные изъяты>») и № (<адрес>) № (д. <адрес> обязать администрацию Петровского сельского поселения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать площадки для мусоросборников на территориях кладбищ Петровского сельского поселения, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами № (<адрес> «<данные изъяты>»), № (<адрес>), <адрес> (<адрес>).
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный, представил заявление, в котором указал, что исковые требования признает в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Суд, выслушав пояснения и доводы представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью первой статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Томской области от 17.11.2014 № 152-ОЗ (ред. от 08.06.2020) «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области», п. 20 ст.4 Устава Петровского сельского поселения, вопрос местного значения, указанный в п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ – организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения – закреплен за Петровским сельским поселением Кривошеинского района Томской области.
Согласно ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ, Закон о погребении) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 4 данной статьи при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения орган местного самоуправления обязан, в том числе, принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека.
На основании ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), его действие направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду; под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно ст.39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 (в ред. от 30.04.2020 № 624), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Руководство данным органом осуществляет Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. №3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которыми также устанавливаются санитарно- эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.
В силу пункта 65 СанПиН 2.1.3684-21 на участках кладбищ его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с пунктом 3 указанных санитарных правил.
Пункт 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В ходе проверки прокуратурой района установлено, что на территориях кладбищ Петровского сельского поселения отсутствуют контейнеры для мусора, а также отсутствуют оборудованные площадки для мусоросборников.
Таким образом, ненадлежащее исполнение администрацией Петровского сельского поселения установленных требований федерального законодательства по решению вопросов в сфере похоронного дела и ритуальной деятельности не обеспечивает эффективного решения целей правового регулирования законодательства в указанной сфере.
В судебном заседании установлено, что на основании постановлений администрации Кривошеинского района № № от ДД.ММ.ГГГГ№ № от ДД.ММ.ГГГГ № № от ДД.ММ.ГГГГ и согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, администрации Петровского сельского поселения для осуществления ритуальной деятельности в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены: земельные участки с кадастровыми номерами № (<адрес> «<данные изъяты>») и № (<адрес>) № (<адрес>) (л.д. 8, 9, 38-42).
Согласно акту осмотра от 10.11.2021 прокуратурой района проведена проверка по вопросам исполнения Администрацией Петровского сельского поселения законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой выявлены следующие нарушения: на территории кладбищ с кадастровым номером с кадастровыми номерами № (<адрес> «<данные изъяты>») и № (<адрес>) № (<адрес>) отсутствуют контейнеры для мусора, а также площадки для мусоросборников (л.д. 14-21).
В целях устранения указанных нарушений законодательства о погребении и похоронном деле 10.12.2021 прокурор Кривошеинского района направил Главе Петровского сельского поселения представление (л.д. 22-30), по результатам рассмотрения которого Глава поселения 11.01.2022 направил прокурору ответ (л.д 31-34), из которого следует, что в зимний период оборудовать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов на территории кладбищ не представляется возможным в виду климатических условий. Контейнерные баки не востребованы, так как нет мусора. В весеннее летний период будут установлены контейнеры и начнутся работы по оборудованию контейнерных площадок.
До начала судебного заседания представитель ответчика представлен акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Администрация Красноярского сельского поселения Кривошеинского района передала в пользование Администрации Петровского сельского поселения Кривошеинского района 10 контейнеров для ТКО.
Таким образом, на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований, а именно о признании незаконным бездействия администрации Петровского сельского поселения выразившееся в непринятии мер по оборудованию площадок для мусоросборников, по обеспечению контейнерами для мусора на территориях кладбищ Петровского сельского поселения и возложении на административного ответчика обязанности с учетом уточненных требований в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить контейнерами для мусора территории кладбищ Петровского сельского поселения, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами № (<адрес> <данные изъяты>») и № (<адрес>) № (<адрес>), обязать администрацию Петровского сельского поселения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать площадки для мусоросборников на территориях кладбищ Петровского сельского поселения, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами № (<адрес> «<данные изъяты>»), № (<адрес>), № (<адрес>).
Непринятие Администрацией Петровского сельского поселения необходимых мер для эксплуатации кладбищ в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком законодательства о погребении и похоронном деле, нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения опасных заболеваний.
Довод административного ответчика о наличии у администрации поселения необходимого количества контейнеров, не может свидетельствовать о принятии ответчиком достаточных мер по содержанию кладбищ и устранения всех выявленных нарушений действующего законодательства.
Срок обращения в суд прокурором не был нарушен.
Частью 9 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ суд устанавливает срок для устранения допущенных нарушений прав неопределенного круга лиц, учитывая требования разумности.
В соответствии со ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Суд находит указанный административным истцом срок для исполнения решения суда – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу – достаточным для проведения работ по обеспечению контейнерами и по оборудованию площадок для мусоросборников.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № (<░░░░░> «<░░░░░░ ░░░░░░>») ░ № (<░░░░░>) № (<░░░░░>),
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № (<░░░░░> «<░░░░░░ ░░░░░░>»), № (<░░░░░>), № (<░░░░░>).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21.02.2022
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░ 70RS0№-85
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 22 ░░░░░ 2022 ░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░