Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2523/2010 ~ М-2367/2010 от 15.07.2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2010 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего Степанкова В.В. при секретаре Эйснер М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Широкову Н.В. к Администрации города Минусинска, Правительству Красноярского края, Министерству образования и науки Красноярского края обязать предоставить благоустроенную однокомнатную квартиру по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ.

Широкова Н.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась к Администрации города Минусинска с исковыми требованиями обязать предоставить однокомнатную благоустроенную квартиру площадью не менее 11 кв. метров на основании договора социального найма, мотивируя тем, что она более 5 лет состоит на учете в Администрации города Минусинск как нуждающаяся в предоставлении жилья во внеочередном порядке по категории детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение до сих пор не предоставлено (л.д. 6-7).

Определением Минусинского городского суда от 31 августа 2010 года в качестве соответчиков привлечены Министерство образования и науки Красноярского края и Правительство Красноярского края (л.д. 68).

В судебном заседании Широкова Н.В. исковые требования подержала и пояснила, что с рождения проживала с родителями в доме бабушки ФИО1 по адресу: г. <адрес>. Мать состояла в очереди на предоставление жилого помещения. В 1997 году мать умерла и в очередь был включен отец. В 1999 или 2000 году отец был лишен родительских прав. После окончания школы в 2004 году закончила курсы секретаря-референта, в 2005-2007 годах обучалась в ПУ-61 на продавца, контролера-кассира. В этот период специалисты органа опеки администрации города Минусинска сообщили ей о праве на получение квартиры, собирали документы, по указанию специалиста написала заявление в Министерство образования Красноярского края на предоставление жилья. Весной 2010 года пришла по иным делам в орган опеки и случайно узнала от специалиста учреждения об отказе в постановке на учет на получение жилья в связи с наличием в собственности 1/8 части земельного участка площадью 4 сотки в дачном обществе. Полагает, что на учет в очередь, как нуждающаяся в предоставлении жилья во внеочередном порядке по категории детей, оставшихся без попечения родителей, не включена незаконно. Просит обязать администрацию города Минусинска и Министерство образования и науки Красноярского края обеспечить однокомнатной квартирой.

Представитель истца по устному ходатайству Самсонова О.Ю. требования поддержала и пояснила, что просит удовлетворить заявленный иск. Кроме администрации города Минусинска претензий ни к кому не предъявляет. Отношения администрации города с иными министерствами и ведомствами, касаться истца не должно.

Представитель администрации города Минусинска Носков В.Б. исковые требования не признал и пояснил, что порядок учета детей-сирот, детей, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливается Губернатором Красноярского края. В соответствии с Порядком приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержденным Указом Губернатора Красноярского края 04.04.2005г., органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований для последующего предоставления вышеуказанной категории граждан. Приложением 1 к Указу Губернатора края от 4 апреля 2005г. № 25-уг утвержден Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа, не имеющих жилого помещения, согласно которому на Министерство образования и науки Красноярского края возложена обязанность осуществлять учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа, не имеющих жилого помещения. Законом Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» № 9-4225 от 24.12.2009 года муниципальное образование «Город Минусинск» в лице исполнительного органа местного самоуправления наделено на 2010 год государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения. Уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции должны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий. На 2010 год из краевого бюджета получена субвенция в сумме 1573000 рублей. На полученные средства были приобретены квартиры, которые по договору социального найма переданы в пользование шести детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, Широковой Н.В. было отказано в постановке на учет в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право на обеспечение жилым помещением, поэтому средства для приобретения жилья для Широковой в муниципальное образование из краевой казны не направлялись. Законных оснований для внеочередного приобретения жилого помещения для Широковой у администрации города не имеется. Широкова Н.В. продолжает состоят на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в Администрации города Минусинска, номер очереди в едином списке – 523, также включена в список граждан состоящих на учете в Администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях, пользующихся правом на внеочередное предоставление жилых помещений, номер очереди 54. Орган опеки является структурным подразделением Управления образования администрации города Минусинска. Полагает, что согласно Порядку учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа, не имеющих жилого помещения, орган опеки к правоотношениям по обеспечению жилыми помещениями с момента достижения совершеннолетия указанной категории лиц отношения не имеет. Широкова является совершеннолетней, должна была самостоятельно направлять документы и решать возникающие вопросы с Министерством образования и науки Красноярского края, обжаловать решение об отказе в постановке на учет на предоставление жилья.

Представитель ответчика - Правительства Красноярского края в судебное заседание не явился.

Суду представлены Возражения представителя Правительства Красноярского края Захаровой Т.Н. (л.д.105-110). В возражениях имеется ходатайство рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Исковые требования представитель не признала, мотивируя тем, что по краевому законодательству в процессе обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет участвуют Министерство образования и науки <адрес> и некоторые органы местного самоуправления, которым на основании Закона Красноярского края от 24.12.2009г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, делегированы государственные полномочия на 2010 год по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. В соответствии с п. 1 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержденным Указом Губернатора Красноярского края 04.04.2005г., органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований для последующего предоставления вышеуказанной категории граждан. В связи с указанным Правительство Красноярского края надлежащим ответчиком не является.

Представитель ответчика – Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился. Ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика не поступало.

При опросе по судебному поручению представитель Доронина Л.В. (л.д. 84, 85-86) исковые требования не признала и пояснила, что документы в отношении Широковой Н.В. в Министерство образования и науки Красноярского края поступили в октябре 2008 года. 24 октября 2008 года письмом министерство уведомило главу города Минусинска ФИО5 о невозможности рассмотрения документов и необходимости доработок. После устранения недостатков 17.06.2009 года Краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, принято решение отказать Широковой Н.В. в постановке на учет для обеспечения жильем в связи с тем, что она проживала и была зарегистрирована с родителями у бабушки, где в связи с регистрацией имеется право пользования. 24 июня 2009 года письмом главе города Минусинска ФИО5 направлялось уведомление об отказе Широковой Н.В. в постановке на учет с просьбой довести информацию до Широкову Н.В.. В соответствии с действующим порядком Краевая комиссия по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения формирует список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим жилого помещения. На основании списка закладываются денежные средства при формировании бюджета на следующий год. Бюджет утверждается Законом Красноярского края.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу удовлетворить требования частично.

В соответствии с п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства)…

Статьей 8 (части 2 и 3 пункта Федерального закона №159-ФЗ 21декабря1996года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В статье 1 вышеприведенного №159-ФЗ дается понятие, что «дети, оставшиеся без попечения родителей» - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

«лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Согласно постановлению № 99-П от 26.02.2001 г. главы города Минусинска в связи со смертью матери и отказом отца заниматься воспитанием ФИО1 назначена опекуном несовершеннолетних Широкову Н.В. ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 10).

Решением Минусинского городского суда от 28.08.2001 г. ФИО3 в отношении Широковой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения лишен родительских прав (л.д. 126).

В Едином государственном реестре зарегистрировано право собственности Широковой Н.В. на 1/8 долю в общей долевой собственности на земельный участок по адресу: Минусинский район, сады «Строитель», <адрес> (л.д. 65).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что истец Широкова Н.В. подпадает под категорию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Наличие в собственности доли на дачный земельный участок не прекращает права на предоставление социальной поддержки в виде получения жилого помещения по договору социального найма.

В материалах дела имеется обращение истца от 13.03.2008 г. в компетентный орган с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма (л.д. 64), что свидетельствует о своевременности принятия истцом мер (до достижения возраста 23 лет) для реализации своего права на получение государственных мер социальной поддержки.

Согласно ст. 2 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02.11.2000 года № 12-961 порядок учета детей-сирот, детей, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливается Губернатором Красноярского края.

Указом Губернатора Красноярского края 4.04.2005г. утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (далее по тексту – Порядок приобретения), согласно которому органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований для последующего предоставления вышеуказанной категории граждан.

Приложением 1 к Указу Губернатора края от 4 апреля 2005г. № 25-уг утвержден Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа, не имеющих жилого помещения, согласно которому на Министерство образования и науки Красноярского края возложена обязанность осуществлять учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа, не имеющих жилого помещения.

Законом Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» № 9-4225 от 24.12.2009 года муниципальное образование «Город Минусинск» в лице исполнительного органа местного самоуправления наделено на 2010 год государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения (статья 1 и Приложение 1). Статьей 2 названного закона предусмотрено, что уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции должны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий (л.д. 29-34).

Приложением 3 к Указу Губернатора края от 4 апреля 2005г. № 25-уг утверждено Положение о краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения, согласно которому решения комиссии носят рекомендательный характер (п.5.4) (л.д. 39-41).

Из ответа представителя по судебному поручению и представленного в деле письма первого заместителя министра Министерства образования ФИО4 главе города Минусинска ФИО5 от 24.06.2009г. суд установил, что 17 июня 2009 года на заседании краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, Широковой Н.В. отказано в постановке на учет в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право на обеспечение жилым помещением (л.д. 21).

По запросу суда в судебном поручении текст решения с мотивировкой отказа министерство суду не представило.

Судом установлено, что дом по <адрес> принят ФИО1 по договору дарения от 12.01.1966 года от сестры и отца (л.д. 120), перестроен и введен в эксплуатацию (л.д. 121, 122-123), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 125).

Суд считает, что указанное представителем министерства основание для отказа в постановке Комиссией на учет по смыслу законодательства о социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа не может являться основанием для отказа в социальной поддержке, так как сам факт регистрации в доме опекуна не порождает права опекаемого лица на жилое помещение, и, кроме того, само право пользование может быть прекращено в любое время по воле собственника. Опекун ФИО1 не является родителем истца и по Семейному кодексу РФ не несет безоговорочной обязанности по воспитанию и содержанию ребенка. Наличие в собственности доли на дачный земельный участок не прекращает право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма.

Согласно справке МУ «Единый заказчик» администрации города Минусинска Широкова Н.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в Администрации города Минусинска, номер очереди в едином списке – 523, включена в список граждан состоящих на учете в Администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях, пользующихся правом на внеочередное предоставление жилых помещений, номер очереди 54 (л.д. 113).

Собранные доказательства свидетельствуют о том, что Широкова Н.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; жильем не обеспечена; своевременно обратилась в установленном порядке в Министерство образования и науки Красноярского края для получения мер социальной поддержки по предоставлению ей жилого помещения по договору социального найма; решением Краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, ей незаконно отказано во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим жилого помещения для последующего выделения денежных средств муниципальному образованию для приобретения жилого помещения для истца. Достижение истцом возраста 24 лет правового значения для разрешения спора не имеет, так как Широковой Н.В. до достижения 23 летнего возраста принимались необходимые меры для получения мер социальной поддержки. Иных доказательств, опровергающих показания истца о неполучении решения краевой комиссии и о вручении ей письма об отказе в постановке на учет от 24.06.2009г. при случайном появлении в органе опеки по иным делам весной 2010 года, суду представлено не было.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Широкова Н.В. подпадает под категорию лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, сохраняет право на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением, обращалась в соответствующие органы с заявлением на оказание мер поддержки, своевременно жилое помещение по договору социального найма ей предоставлено не было, поэтому исковые требования следует удовлетворить частично. Действующее законодательство удовлетворение требований о предоставлении жилого помещения по договору социального найма допускает и иным способом, чем предоставление 1-комнатной благоустроенной квартиры.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ.

Исковые требования Широкову Н.В. удовлетворить частично.

2. Обязать Министерство образования и науки Красноярского края включить Широкову Н.В. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет в качестве нуждающихся в приобретении жилых помещений для выделения средств на приобретение благоустроенного изолированного, отвечающего установленным санитарным и техническим нормативам, жилого помещения в городе Минусинске общей площадью не менее 11 кв. метров.

3. Обязать администрацию города Минусинска после получения субвенции из бюджета Красноярского края на приобретение жилого помещения для Широковой Н.В. приобрести в муниципальную собственность благоустроенное изолированное, отвечающее установленным санитарным и техническим нормативам, жилое помещение в городе Минусинске общей площадью не менее 11 кв. метров и передать приобретенное жилое помещение Широковой Н.В. по договору социального найма.

4. В удовлетворении исковых требований Широкову Н.В. к Правительству Красноярского края отказать.

Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Изготовлено 28 ноября 2010 года

2-2523/2010 ~ М-2367/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Широкова Наталья Васильевна
Ответчики
Адм. Минусинск
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Степанков Владимир Валентинович
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
15.07.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.07.2010Передача материалов судье
20.07.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2010Подготовка дела (собеседование)
29.07.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2010Судебное заседание
24.11.2010Производство по делу возобновлено
24.11.2010Судебное заседание
09.12.2010Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее