Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Домодедово 16 мая 2016 года
Домодедовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего Поповой С.Н.
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1, ФИО2 к ФКУЗ «Центра восстановительной медицины и реабилитации Зеленая Роща» МВД России,Территориальное управление Росимуществом по <адрес> о признании право пользования жилым помещением по договору социального найма жилого помещения, признании право собственности на квартиру в порядке приватизации в равных долях
у с т а н о в и л :
Истцы обратились в суд к ответчикам с требованиями о признании право пользования жилым помещением по адресу : <адрес>, территория «Зеленая Роща-Сонино» <адрес> по договору социального найма жилого помещения, признании за ними право собственности на квартиру в порядке приватизации по 1/2 доли. Требования мотивировали тем, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора найма специализированного жилого помещения № ФИО1 было передано во владение и пользование жилое помещение по указанному адресу. Совместно с ней в данное жилое помещение вселены : супруг ФИО2 и дочь - ФИО5 В данном жилом помещении они зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 принадлежит 1/3 доля жилого помещения по адресу:<адрес>, «Зеленая Роща- Сонино, <адрес> порядке приватизации. Истцы в приватизации не участвовали. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в приватизации указанного жилого помещения на основании п. 3 ст.92 Жилищного кодекса РФ. Данный отказ считают незаконным, поскольку ответчиком не соблюдены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду. Учитывая, что ФИО1 была предоставлена квартира непризнанная в установленном порядке служебной в 2005 году существовали законные основания для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма- нуждаемость в жилом помещении, считают, что фактически истцы были вселены в спорную квартиру и пользовались жилым помещением по договору социального найма жилого помещения, следовательно квартира подлежит передачи им в собственность.
В судебном заседании представитель ФИО1 ФИО6, ФИО2 заявленные требования поддержали и просили удовлетворить по основаниям указанным в заявлении.
Представитель Федерального казенного учреждения здравоохранения «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Зеленая Роща «Министерства внутренних дел РФ» ФИО7 заявленные требования не признала по основаниям указанным в отзыве. Возражая указали, что статус служебного жилого помещения спорной квартире присвоен приказом начальника Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ за №. Отсутствие государственной регистрации статуса спорной квартиры в качестве специализированного жилищного фонда не означает отсутствие у нее такого статуса и не может служить основанием для признания за истцами право на приватизацию занимаемой ими на условиях договора найма служебного жилого помещения. Кроме того, истцы не относятся к категории граждан, которым может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, поскольку в установленном порядке они не признаны малоимущими, не приняты на учет в органах местного самоуправления в качестве граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Представитель Территориального управления Росимущества по <адрес> в судебное заседание не явился судом извещался.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность доказательств в совокупности и каждого в отдельности, суд приходит к выводу о незаконности и необоснованности, заявленных ФИО8, А.В. исковых требований и находит их не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными, собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, регламентирован ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года N 42 (далее - Правила).
Пунктом 12 названных Правил, предусмотрено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В силу ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
Как следует из материалов дела и установлено судом, квартира по адресу : <адрес> закреплена за государственным учреждением «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Зеленая Роща «Министерства внутренних дел РФ ( в настоящее время ФКУЗ «ЦВМиР»Зеленая Роща») на праве оперативного управления распоряжением Федерального агентство по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ за №.
На основании приказа ФКУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Зеленая роща" от ДД.ММ.ГГГГ N 90 указанное жилое помещение отнесено к служебному жилому фонду.
ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира была предоставлена ФИО1 и членам ее семьи : ФИО2, ФИО5 по договору найма специализированного жилого помещения № на период трудовых отношений. С ДД.ММ.ГГГГ истцы зарегистрированы в спорном жилом помещении.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, истцами не представлено доказательств того, что собственником принималось решение об исключении указанного жилого помещения из категории специализированного (служебного) помещения или жилое помещение утратило статус служебного.
На основании ст. 4 Закона РФ от 04.07.91 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П часть вторая статьи 4 в части запрета приватизации служебного жилья признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку данное нормативное положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает издание субъектами РФ нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том, что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений.
Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений
Доказательств, свидетельствующих о том, что истец и члены ее семьи до заключения договора найма служебного жилого помещения занимали спорную квартиру на условиях договора социального найма либо на ином законном основании, и что такое предоставление было направлено на бессрочный, а не временный характер, в материалах дела отсутствуют.
В нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцами не предоставлено сведений о том, что на момент предоставления служебного жилого помещения в 2005 году в соответствии с нормами ЖК РФ имели право на предоставление жилья по договору социального найма, состояли на соответствующем учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, относились к числу лиц, имеющих право в соответствии с действующим законодательством в материалах дела не содержится. Представленный в материалы дела список очередников на получение жилья по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласованный председателем профсоюзного комитета и начальником ГУ «Дом отдыха Зеленая роща» данные обстоятельства не подтверждает, поскольку перечисленные организации не относятся к органам местного самоуправления, которые принимают на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Отсутствует в материалах дела решение собственника о предоставлении истцу и членам ее семьи спорного жилого помещения на условиях договора социального найма.
Учитывая данные обстоятельства, а также то, что в материалах дела отсутствуют сведения, о том, что принималось решение о предоставлении ФИО1 и членам ее семьи жилого помещения на условиях договора социального найма, что их семья была постановлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном порядке и в соответствии с положениями ст. 6 п. 2 ФЗ РФ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о признании за истцами право пользования спорной квартирой по договору социального найма жилого помещения и признании за ними право собственности в порядке приватизации.
Ссылки истцов на отсутствие в деле доказательств, того, что у ответчика не зарегистрировано право на спорное жилое помещение в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с чем, истцы имеют право на приватизацию данного помещения необоснованны, поскольку отсутствие регистрации права у ответчика не влечет изменения договора найма служебного жилого помещения на договор социального найма.
Довод истцов и представителя ФИО1 - ФИО6, что не был соблюден порядок отнесения спорного жилого помещения к числу служебных, установленный Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N №, судом не может быть принят, поскольку статус служебного помещения установлен до вступления в действие указанных правил приказом соответствующего органа от ДД.ММ.ГГГГ N № /л.д. 33/. Кроме того, данное обстоятельство не порождает у истцов право пользования спорной квартирой по договору социального найма.
Необоснованными суд находит утверждение истцов о том, что они фактически были вселены в спорную квартиру по договору социального найма жилого помещения, поскольку несли расходы на содержание жилого помещения и оплату коммунальных услуг в размере соответствующему плате за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг по договору социального найма, так как это не влечет возникновение жилищных правоотношений по договору социального найма.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований ФИО1, ФИО2 о признании право пользования жилым помещением по адресу : <адрес> по договору социального найма жилого помещения, признании право собственности на указанную в порядке приватизации по 1/2 доли за каждым, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Домодедовский городской суд.
Председательствующий