Решение по делу № 2-1035/2015 ~ М-818/2015 от 24.08.2015

Дело № 2-1035/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Копьёво 26 августа 2015 года

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Южаковой М.Н.,

при секретаре судебного заседания Горбацевич Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косинова А.В., Пикулик А.А. о включении в список граждан лишившихся жилых помещений и неподлежащих восстановлению, и предоставлении жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации в размере не менее 72 кв.метров,

У С Т А Н О В И Л:

Косинов А.В., Пикулик А.А. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия о включении в список граждан лишившихся жилых помещений и неподлежащих восстановлению, и предоставлении жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации в размере не менее 72 кв.метров,

В обоснование своих требований истцы указали, что в жилом помещении по адресу ..., пер. ..., д. №.. проживают постоянно с момента его приобретения с 1990 года. Косинов А.В. – собственник жилого помещения проживал в указанном доме с супругой ФИО3, двумя детьми, внучкой и зятем, вели общее совместное хозяйство. Указанное домовладение, в котором они проживали, оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, сложившейся 12 апреля 2015 года вследствие пожара, произошедшего на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия, в результате стихийного бедствия принадлежащее им жилое помещение было полностью уничтожено. Общая площадь утраченного жилого помещения составляла 55,2 кв. метров, что подтверждено документами на жилое помещение. Однако администрация Орджоникидзевского района Республики Хакасия включила их в список граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации и не подлежащих восстановлению для предоставления меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома, общей площадью 54 кв. метров, с чем они не согласны.

Истцы Косинов А.В., Пикулик А.А. поддержали исковые требования, просили об их удовлетворении.

Представители ответчиков администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, а также представитель третьего лица – Правительство Республики Хакасия, Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия, Управление Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия, отсутствовали.

Принимая во внимание, что явка в судебное заседание является правом участвующих лиц, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 № 24-ПП на территории Республики Хакасия с 12 апреля 2015 года был введен режим чрезвычайной ситуации.

На основании распоряжения главы Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 12.04.2015 № 50-р режим чрезвычайной ситуации природного характера с 12 апреля 2015 года был также введен на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия.

    Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание в зонах чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 № 429 (в редакции постановления Правительства РФ от 23.05.2015 N 496) были утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры.

В соответствии с указанными Правилами бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются трансферты на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров.

Предоставление мер социальной поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, также предусмотрено Порядком реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, который был утвержден постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 N 241.

Таким образом, законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия предусмотрена возможность оказания мер социальной поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров.

При этом вышеуказанными нормативными правовыми актами предусмотрена возможность оказания мер социальной поддержки собственникам утраченного жилья в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории Республики Хакасия, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории Республики Хакасия и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.

Постановлением главы администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 16.04.2015 № 248 (в ред. от 14.05.2015 № 277) установлены границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов населенных пунктов на территории Орджоникидзевского района, в которые также входит пер. ..., №... Согласно приложению № 5 к данному постановлению, к числу пострадавших от стихии домовладений относится жилое помещение, расположенное по адресу: п. ..., ул. пер. ..., №..

Данное обстоятельство подтверждено справкой начальника ОНД Ширинского и Орджоникидзевского районов, что в домовладении по адресу п. ..., . пер. ..., №.. произошел пожар.

Как следует из выписки главы Орджоникидзевского района Республики Хакасия, комиссия по рассмотрению заявлений граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12.04.2015 в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/сек и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия, решила отказать во включении в списки граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации и неподлежащих восстановлению для строительства им жилого помещения, Пикулик А.А., ФИО1, ФИО2 по причине отсутствия регистрации по месту жительства, а также по причине отсутствия в муниципальном жилищном фонде муниципального жилья.

Согласно справке, выданной главой администрации Орджоникидзевского района республики Хакасия следует, что Косинов А.В. и члены его семьи ФИО3, ФИО4 включены в список граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Республики Хакасия и им предоставляется мера социальной поддержки в виде строительства жилого дома площадью 54 кв.м.    

Как следует из технического паспорта на жилой дом по адресу п. ... пер. ..., №.. жилое помещение имеет общую площадь 55, 2 кв. метров и согласно договору купли-продажи № 623 от 05.04.1990 принадлежит на праве собственности Косинову А.В..

Согласно сведениям Росреестра Республики Хакасия, право собственности на данное жилое помещение зарегистрировано за Косиновым А.В.

Как следует из материалов дела, Пикулик (К)А.А. приходится дочерью Косинова А.В. и ФИО3, которая после регистрации брака имеет фамилию - Пикулик.

Согласно свидетельству о рождении, Косинова А.А. родилась ../../.., в котором указан отец – Косинов А.В., мать – ФИО3.Согласно свидетельству о заключении брака, ФИО1, ../../.. года рождения, заключил брак с Косиновой А.А., ../../.. года рождения ../../.., после заключения брака жене присвоена фамилия – Пикулик.

Из справки о составе семьи, выданной администрацией Копьевского поссовета на основании похозяйственной книги № 1 и лицевого счета № 1, Косинов А.В. проживает по адресу п. ... пер. ... №.. и имеет состав семьи: жену ФИО3, дочь Пикулик А.А., сына ФИО4, внучку ФИО2, зятя ФИО1.

Решением Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 01 июля 2015 года Пикулик А.А., ФИО2, ФИО1 признаны постоянно проживавшими по состоянию на 12 апреля 2015 года, а также пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - пожара, произошедшего на территории муниципального образования Орджоникидзевский район Республики Хакасия 12 апреля 2015 года.

Исходя из изложенного и на основании материалов дела, суд усматривает основания для удовлетворения требований истцов в силу следующего.

    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 № 429, утвердившим Правила предоставления в 2015 году Республике Хакасия и Забайкальскому краю иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий и строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются трансферты в установленных законом о бюджете пределах, на указанные цели.

Согласно п. 4 Указанных Правил, трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий но предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима ЧС собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченными в результате пожаров, которые постоянно проживши (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающий с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.

Меры государственной социальной поддержки реализуются в отношении граждан, для которых и для всех членов семьи которого, утраченное жилье являлось единственным.

К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилье на момент ЧС совместно с ним его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные), родители.

Аналогичные положения содержатся в Постановлении Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 № 241, утвердившем Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате ЧС, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории РХ (далее - Порядок реализации мер поддержки).

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что Косинов А.В., как собственник жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде предоставления (строительства) жилого помещения с последующим оформлением жилого помещения в собственность.

Пунктом 7 Порядка реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, который был утвержден постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 N 241, предусмотрено, что общая площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению (строительству) взамен утраченного жилья, рассчитывается исходя из предоставления гражданам жилья общей площадью по социальной норме для семьи, состоящей из 4 и более человек, занимавшей жилое помещение общей площадью от 54 кв. метров, строиться жилой дом общей площадью 72 кв. метра.

Из приобщенного к делу технического паспорта на квартиру видно, что общая площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению (строительству), не превышает общей площади утраченного жилья.

Как было установлено в судебном заседании и сторонами не оспаривалось, в утраченном в результате чрезвычайной ситуации жилом помещении совместно с Косиновым А.В. проживала его супруга ФИО3, а также дочь - Пикулик А.А., которые в силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся к членам семьи собственника жилого помещения.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.21993 № 5242-1 (ред. От 31.12.2014) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Как следует из норм Жилищного кодекса РФ, позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума ВС РФ 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», к членам семьи гражданина при подтверждении факта совместного проживания бесспорно относятся супруги, дети, а также иные родственники, если они вселены с согласия собственника (нанимателя) и ведут с ним совместное хозяйство.

В соответствии с пунктом 28 Порядка реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, который был утвержден постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 N 241, передача построенных жилых помещений осуществляется в общую долевую собственность гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи.

Согласно вышеуказанному Порядку, утвержденному постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 N 241, предоставление мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия. При этом список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, формируется Администрацией Орджоникидзевского района Республики Хакасия, после чего направляется в Аппарат Правительства Республики Хакасия для утверждения.

При таких обстоятельствах обязанность включить истцов в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, должна быть возложена на Администрацию Орджоникидзевского района Республики Хакасия, а обязанность предоставить меры социальной поддержки гражданам в виде предоставления (строительства) жилого помещения взамен утраченного жилья должна быть возложена на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, как на главного распорядителя средств республиканского бюджета.

Принимая во внимание, что в результате чрезвычайной ситуации было полностью уничтожено жилое помещение, в котором проживали истцы, вследствие чего они нуждаются в предоставлении мер социальной поддержки, суд приходит к твердому убеждению в том, что вследствие особых обстоятельств замедление исполнения решения суда в части возложения обязанности включить истцов в соответствующий список может привести к значительному ущербу для взыскателей.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым в соответствии со статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратить настоящее решение в части включения истцов в соответствующий список к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию Орджоникидзевского района Республики Хакасия включить Пикулик А.А. в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования 12.04.2015.

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить Косинову А.В., ФИО3, Пикулик А.А., ФИО4 взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, поселок <данные изъяты>, переулок <данные изъяты>, дом №.., меры социальной поддержки в виде предоставления (строительства) жилого помещения (жилого дома) общей площадью по социальной норме в размере не менее 72 кв. метра с последующим оформлением указанного жилого помещения (жилого дома) в их собственность.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения. Апелляционная жалоба подается через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия.

Судья М.Н. Южакова

2-1035/2015 ~ М-818/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пикулик Анна Анатальевна
Пикулик Антон Михайлович
Косинов Анатолий Викторович
Информация скрыта
Ответчики
Администрация Орджоникидзевского района РХ
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия
Другие
Правительсво РХ
Суд
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия
Судья
Южакова Марина Николаевна
Дело на странице суда
ordzhonikidzevsky--hak.sudrf.ru
24.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.08.2015Передача материалов судье
25.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2015Подготовка дела (собеседование)
26.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2015Судебное заседание
26.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2015Дело оформлено
26.10.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее